Лизинг как вид инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:04, курсовая работа

Описание

Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.), все эти факторы тормозят развитие производства в нашей стране, Россия не является производителем, как говорят многие политики: «Россия - это лишь сырьевой придаток Запада». Естественно, эти проблемы необходимо разрешать и одним из вариантов их решения может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. Выбранная мной тема актуальна еще и потому, что, получив более или менее подробное урегулирование с принятием Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге» финансовая аренда (лизинг) получила свое развитие и стала широко использоваться как в инвестиционной, так и в предпринимательской деятельности, соответственно будущему юристу необходимо знать правовые основы и сущность лизинга как вида инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие лизинга…………………………………………...............

Становление лизинга в России………………………………................

Нормативное регулирование лизинга в РФ……………………………

Понятие и виды лизинга………………………………………………...

Особенности лизинга……………………………………………………

Глава 2. Договор лизинга…………………………………………………….

2.1. Предмет договора лизинга……………………………………………….

2.2. Субъекты договора лизинга…………………………………...................

2.3. Права и обязанности субъектов договора лизинга……………………..

Глава 3. Лизинг как вид инвестиционной деятельности…………………

3.1 Роль лизинговых операций в инвестиционной

деятельности стран Европы..

3.2 Роль лизинговых операций в России

Заключение………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Алина.rtf

— 284.73 Кб (Скачать документ)

     В ст.670 ГК РФ определено, что «в отношениях с продавцом арендатор и арендодатель выступают как солидарные кредиторы»8. Иными словами  лизингополучатель вправе предъявить должнику (продавцу) требование в полном объеме. Причем исполнение обязательства полностью одним из солидарных кредиторов освобождает должника от исполнения

его остальными кредиторами (лизингодателю).

     В Законе О лизинге» предусмотрено, что при осуществлении оперативного лизинга, в отличие от финансового, лизингодатель отвечает за недостатки переданного во временное владение или пользование предмета лизинга, полностью или частично препятствующие пользованию данным предметом. От этой ответственности лизингодатель не освобождается, даже если во время заключения договора оперативного лизинга он не знал о таких недостатках.

     При обнаружении таких недостатков лизингополучатель вправе потребовать от лизингодателя безвозмездного устранения недостатков предмета лизинга, соразмерного уменьшения лизинговых платежей (т.е. пересмотра условий договора лизинга) или возмещения своих расходов, связанных с устранением недостатков данного предмета лизинга.

     Вместе с тем лизингодатель не отвечает за недостатки переданного во

временное владение и пользование предмета лизинга, которые были им оговорены при заключении договора оперативного лизинга, либо были заранее известны лизингополучателю, либо могли быть обнаружены лизингополучателем во время осмотра предмета лизинга или проверки его исправности при заключении договора оперативного лизинга или при передаче предмета лизинга лизингополучателю.

     В п.6 ст.10 Закона «О лизинге» определено, что при вступлении договора лизинга в законную силу лизингополучатель вправе требовать от лизингодателя исполнения им обязательств по договору лизинга и в случае их невыполнения требовать через суд возмещения лизингодателем прямых убытков от подготовки к приему предмета лизинга, если затраты на такую подготовку были непосредственно произведены.

     Эта норма Закона позволяет требовать не только возмещения прямых убытков в размере затрат, связанных со строительством или перестройкой помещения, в котором предусматривалось эксплуатировать оборудование, приобретением сырья, материалов и т.п., другими подготовительными работами, необходимыми для приема предмета лизинга, но и возврата аванса или задатка, выданного лизингополучателем лизингодателю, на условиях и в объеме, предусмотренном договором между ними.

     Очень важным для формирования договорных отношений между лизингодателем и лизингополучателем, особенно в период кризиса и инфляции, может стать норма, установленная в п.7 ст.10 Закона «О лизинге». Она гласит, что «в случае изменения конъюнктуры рынка лизинга и условий хозяйствования лизингодателя, приведшего к существенному ухудшению финансового положения лизингодателя, условия договора лизинга по соглашению сторон могут быть пересмотрены»9.Однако закон не устанавливает каких-либо определенных критериев «изменения конъюнктуры рынка лизинга» и «существенного ухудшения положения лизингодателя».

     Соответственно, следствием этому на практике будет произвольное, а значит, необъективное толкование этих понятий.

     При всех преимуществах Закона «О лизинге» в нем есть еще и целый ряд недостатков, останавливаться на их рассмотрении не представляется возможным, так как этого не позволяет объем данной курсовой работы. 
 

     Глава 3. Современное состояние лизингового рынка в России.

     До середины 1998 г. отечественная лизинговая индустрия постепенно набирала обороты. После начала широкомасштабного финансового кризиса многие российские лизинговые компании временно не заключали новые лизинговые договоры. Это продолжалось в течение полутора-двух месяцев. Вместе с тем в отличие от банков в лизинговых компаниях не было массового сокращения персонала. Руководители ряда ведущих компаний правильно оценили ситуацию. Они сделали вывод, что в ближайшее время лизинг в России будет востребован в еще большей степени, чем до кризиса. А раз так, то в этот «смутный период» правильнее всего «остановиться, оглянуться», заняться анализом и отработкой новых лизинговых продуктов.

     В России назрела необходимость в формировании хорошо налаженной общегосударственной комплексной системы статистической информации по лизингу. Она нужна для анализа сложившихся тенденций и для определения перспектив развития лизингового рынка, формирования его структуры, разработки нормативно-правовых актов и создания механизмов, повышающих заинтересованность в проведении лизинговых операций на внутреннем и международном рынках, для планирования широкомасштабных инвестиций на основе различных видов и форм лизинговой деятельности. К сожалению, пока такой системы в России еще нет.

     К сожалению, до настоящего времени остаются малоизвестными не только количественные, но и качественные показатели, характеризующие отечественную лизинговую отрасль хозяйствования. Имеется в виду прежде всего статистика нарушения финансовых обязательств по лизинговым и сопряженным с ними банковским и страховым операциям внутри России и при международных сделках. Это нельзя признать верным ни в правовом, ни в экономическом, ни в политическом отношении.

     Как и почти весь российский бизнес, лизинговые компании не очень то заинтересованы в рекламировании своей работы и не всегда стремятся сообщать о результатах своей деятельности. Поэтому информация о работе даже ассоциированных лизинговых компаний часто воспринимается с известной долей скепсиса.

     Развитию лизинга в России препятствует ряд нормативных ограничений. Например, нельзя напрямую сдать в лизинг автомобиль гражданину-непредпринимателю. Это ограничение предусмотрено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной с марта 1996 г., а также в Законе «О лизинге».

     Если условия для развития лизинга в России не будут улучшаться (включая совершенствование лизингового законодательства и улучшение общеэкономической ситуации), то, учитывая её огромные потребности в обновлении основных фондов промышленности, на её территории будет быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством, включая оффшорный лизинг. Это значит, что Российское государство утратит соответствующие источники налоговых поступлений, так как они по соглашениям об избежании двойного налогообложения будут платить налоги в странах их регистрации. Будут также упущенны возможности регулирования этого сектора отечественной экономики, а это крайне нежелательный сценарий развития экономической ситуации. Уже сейчас сложилось такое положение, когда только лизинг может оздоровить некоторые отрасли экономики, например, парк самолетов в России уже стало практически невозможно обновить без применения такой формы финансово-промышленного сотрудничества с зарубежными компаниями как международный лизинг, позволяющий воспользоваться более дешевыми кредитами западных институтов, чем по другим видам международного сотрудничества.

     Международный лизинг, представляющий собой товарный кредит с денежным погашением, является менее рискованной формой международного кредитования инвестиций по сравнению со всеми другими его видами. Обычно он пользуется поддержкой со стороны государства, где расположен получатель лизинга, выражающейся в налоговых льготах, преференциальном таможенном режиме и других формах стимулирования. В условиях России принципиально важен и такой фактор: международный лизинг позволяет получить поддержку со стороны индустриально развитых стран через механизм экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий экспортных кредитов.

     Лизинг представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью которых можно оздоровить и перепрофилировать производство в России. Для эффективной работы лизинга в нашей стране необходимо реальное проведение множества законодательных и экономических изменений, с учетом как собственного, так и международного опыта правового регулирования лизинговой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     За период с 1952 г. лизинговый бизнес охватил весь мир. Лизинг стал одной из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах.

     В практической экономике лизинг становится проводником научно-технического прогресса, внедрения новых технологий на каждом конкретном предприятии. Для нашей российской действительности это принципиально важное обстоятельство. Страна остро нуждается в механизмах, помогающих ей выйти, причем достаточно быстро, из острого финансового кризиса, в механизмах, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики.

     Система долгосрочного кредита, представляемая в странах развитой рыночной экономики не получила развитие в России из-за отсутствия в стране финансовой и промышленной стратегии, да и самой концепции хозяйственного развития, направленной на достижение промышленного и экономического роста. Логическим следствием явился глубокий инвестиционный кризис, когда объем инвестиций, сократился на 2/3 по сравнению с дореформенным уровнем. Пока нет признаков преодоления инвестиционного спада, так как инструменты, которые могут привести к его рассасыванию или вовсе отсутствуют или проявляют себя нехарактерным для «здоровой» рыночной экономики образом.

     В этих условиях стремительно развивая лизинговые сделки в нашей стране и начиная осуществлять эти операции на базе автомобильной промышленности и отраслей, производящих предметы потребления, как это практиковалось во всех развитых странах, мы сразу бы смогли решить несколько крупных проблем.

     Во-первых, без крупных начальных затрат сумели бы провести реконструкцию устаревших предприятий и конверсировать предприятия военно-промышленного комплекса, обеспечив тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на выпуск конкурентоспособной продукции.

     Во-вторых, обеспечили бы заказами отечественные предприятия-производители средств производства и строительные организации, что означало бы начало экономического подъема в этих отраслях промышленности.

     В-третьих, существенно сократили бы импорт предметов потребления, заменив его продукцией отечественного производства.

     В-четвертых, положили конец бартерным взаиморасчетам между предприятиями, что решило бы проблему неплатежей в государстве.

     В-пятых, создали бы в стране дополнительное количество рабочих мест в тех регионах, где это особенно актуально, например, в угледобывающих.

     Следовательно, именно лизинг может стать для экономики России тем рычагом, который обеспечит подъем не только крупных предприятий, но и мелкого и среднего бизнеса. В послевоенной Японии, например, только с помощью лизинга оборудования и машин из США удалось не только быстро оживить промышленное производство, но и заложить фундамент для будущего экономического подъема и процветания. Даже сейчас ведущие автомобильные компании мира только около 40% оборудования имеют в собственности, а более 60% оборудования приобретают за счет лизинга с ускоренной амортизацией, оставаясь таким образом на гребне экономического роста.

     Опыт отечественных и зарубежных лизингодателей и лизингополучателей подсказывает, что это возможно, несмотря на те потрясения, которые ощутили банки и лизинговые компании во второй половине 1998 г.

     Целью данной работы было освещение основных определений и понятий лизинга как вида инвестиционной деятельности, раскрывающих основные аспекты лизинговых операций для лучшего понимания сущности инвестиций в виде функционирующего капитала, определение степени влияния тех или иных факторов на рентабельность лизинговой сделки и степень развития лизинга в России в целом.

     Основная проблема при выполнении данной курсовой работы  - это ограниченность ее объема, что не позволило полно и всесторонне рассмотреть выбранную тему. Однако основные определения и понятия в курсовой работе были даны.

 

      Список использованной литературы

  1. «Лизинг-ревю», 1998, №5/6,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».
  2. «Лизинг-ревю», 1999, №1/2,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».
  3. «Лизинг-ревю», 1998, №3/4,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».
  4. «О лизинге: Федеральный закон Российской Федерации», -Москва, ИВЦ «Маркетинг», 1999, 28с.
  5. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. «Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства»,- Москва: Центр международного частного предпринимательства CIPE, 1999, 228с.
  6. Самохвалова Ю.Н. «Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение»,- Москва: Современная экономика и право, 1999, 57с.
  7. Волков Н. Г. Комментарий к Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» / Главбух 1998г.- № 22, с. 21-29.
  8. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»
  9. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Временное положение о лизинге.

Информация о работе Лизинг как вид инвестиционной деятельности