Конституция Грузии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:30, реферат

Описание

Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. имеет в принципе традиционную классическую внутреннюю структуру и состоит из преамбулы, основной части и переходных положений. В процессе разработки отдельных проектов Конституции изучались различные приемы и виды структуризации, предлагалось деление текста на части, разделы, параграфы и т.д. В окончательном виде Конституция содержит краткую преамбулу, девять глав (109 статей). Все главы имеют свои заголовки, статьи и составляющие их пункты пронумерованы арабскими цифрами, а подпункты озаглавлены в алфавитном порядке.

Работа состоит из  1 файл

КПЗС.docx

— 35.06 Кб (Скачать документ)

Перечисленные выше права и свободы  принадлежат всем лицам, проживающим  в Грузии, поэтому в качестве субъекта этих прав и свобод называются "все  люди", "человек", "каждый", "каждый человек".

Несколько отличен подход к регламентации  политических прав. Они в основном адресуются гражданам Грузии и имеют  целью создать условия для  участия в политической жизни  общества. По Конституции, к ним относятся: свобода слова; право свободно получать и распространять информацию, высказывать  и распространять свои мнения в устной, письменной или иной форме; право  без предварительного разрешения собираться публично и без оружия как в помещениях, так и под открытым небом; право на объединение в общественные организации и политические партии; право избирать и быть избранным; право занимать любую государственную должность.

Социально-экономические права  и свободы регулируют отношения  между индивидами, между государством и личностью преимущественно  в сфере 

13

социально-экономических отношений. В число прав данной группы, по Конституции, входят: право собственности и право наследования, право на интеллектуальную собственность, свобода труда, право на забастовку, право на получение образования и выбор его формы, право жить в безвредной для здоровья окружающей среде, пользоваться природной и культурной средой, охрана семьи, материнства и детства, свобода предпринимательства и конкуренции и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Заключение

Конституция  Грузии, помимо перечисленных  содержит и другие права, которые  трудно или весьма условно можно  отнести к какой-либо из трех названных групп. Известно, что Грузия - это многонациональная страна, поэтому в текст Конституции вошла ст. 38, которая гласит: "Граждане Грузии равноправны в социальной, экономической, культурной и политической жизни независимо от их языка, национальной, этнической и религиозной принадлежности. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права они вправе свободно, без какой-либо дискриминации и вмешательства развивать собственную культуру, пользоваться родным языком в личной жизни и публично". В соответствии с Основным законом государство заботится о равномерном социально-экономическом развитии всей территории страны. Однако при этом устанавливаются "льготы, обеспечивающие социально-экономический прогресс высокогорных регионов" (ст. 31).

Естественно предполагать, что учредители Конституции не могли зафиксировать  в ней все права человека. Они  отразили лишь "основные", но при  этом отметили, что "Конституция  Грузии не отвергает других общепризнанных прав, свобод и гарантий человека и  гражданина, которые в ней не упомянуты, но сами по себе вытекают из принципов  настоящей Конституции" (ст. 39).

Категория социальной свободы человека, юридическим выражением которой  являются его права и свободы, не является абсолютной, ей всегда сопутствует  категория социальной ответственности  человека и возможность ограничения  прав и свобод.

При осуществлении своих прав лицо не должно нарушать права и свободы  других, каждый должен выполнять требования законодательства Грузии,

 

15

заботиться о защите и сохранении культурного наследия, обязан защищать Грузию - это неполный перечень конституционных  обязанностей.

Конституция допускает возможность  ограничения прав и свобод во время  чрезвычайного или военного положения. При этом следует иметь в виду, что:

а) ограничение допускается лишь по некоторым конституционным правам и свободам;

б) процедура формально-юридического введения ограничений предусматривает  обязательное участие представительного  органа: решение Президента должно быть не позднее 48 часов внесено  на утверждение Парламента;

в) ограничения действуют только в период военного или чрезвычайного  положения.

Провозглашение прав и свобод еще  не означает, что они осуществляются на деле, ведь общеизвестно: чтобы обеспечить перевод социальных возможностей (прав и свобод), содержащихся в Конституции, в конкретные правоотношения, необходима совокупность принципов, факторов, условий, обеспечивающих эффективную их реализацию. Иными словами, необходима система  гарантий. Конкретные гарантии прав и  свобод содержатся в определенных статьях  Основного закона и в текущем  законодательстве.

В процессе разработки Конституции  остро обсуждался вопрос о структуре  Парламента. Сторонники двухпалатного  Парламента ссылались на сложную  форму грузинского государства  и возможности верхней палаты в стабилизации отношений центра и регионов, на позитивные аспекты  законодательного процесса в двухпалатном Парламенте, на более высокий уровень  социального представительства  и др. Не менее убедительными были аргументы тех, кто выступал за однопалатный Парламент. В итоге было

 

16

принято компромиссное решение. Конституция (ст. 49) фиксирует однопалатный Парламент, однако:

а) после создания на всей территории Грузии надлежащих условий и формирования органов местного самоуправления Парламент  Грузии будет состоять из двух палат - Совета Республики и Сената;

б) Совет Республики будет состоять из членов, избранных по пропорциональной системе выборов;

в) Сенат будет состоять из членов, избранных в Абхазии, Аджарии  и других территориальных единицах Грузии, а также из назначенных  Президентом пяти сенаторов (ст. 4).

Ныне действующий однопалатный Парламент состоит из 150 членов, избранных  по пропорциональной системе, и 85 - избранных  по мажоритарной системе. Можно высказать  предположение, что смешанная избирательная  система, использованная в 90-е гг. на всем постсоветском пространстве, наиболее адекватно отразила и реальное соотношение  политических сил, и амбициозные притязания политических партий, и профессиональные намерения политиков - мажоритариев. Об этом свидетельствуют дважды - в 1995 и 1999 г. - проведенные парламентские выборы. Оправданным считают и действие высокого избирательного барьера, вследствие чего повысилась эффективность работы законодательного органа, удалось избежать его политической пестроты, отрицательно оцениваемой в переходный период развития общества.

 

 

 

 

 

17

Список используемой литературы

 

  1. Конституционное (государственное право) зарубежных стран, 2000г. (Б.А. Страшун)
  2. Конституционное право государств Европы (Ковачев Д.А.)
  3. Конституции зарубежных государств (Маклаков В.В.)
  4. Конституционное (государственное право) зарубежных стран (Мишин А.А.)
  5. Конституционное право государств Европы (Хаманева Н.Ю.)
  6. Конституционное право зарубежных стран (Чиркин В.Е.)
  7. Конституционное право зарубежных стран.  Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М.
  8. Комкова, Колесников, Афанасьева: Конституционное право зарубежных стран: учебник
  9. Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс

Информация о работе Конституция Грузии