Избирательная система Росийской Федерации: понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших функций парламента является контроль над деятельностью правительства. Эта функция является необходимой для реализации принципа сдержек и противовесов в демократических государствах. Круг полномочий исполнительной власти сегодня столь же широк, сколь велики возможности злоупотребления ими. Чтобы избежать этого, необходимо контролировать деятельность органов исполнительной власти. Для этого создан институт парламентского контроля, целью которого является достижение более эффективной деятельности правительства, пресечение нарушения органами исполнительной власти прав и свобод граждан, анализ практики осуществления этими органами действующего законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......…..3
1. Избирательная система РФ……………………..…………….……………5
1.1. Понятие избирательной системы и избирательного права……………5
1.2 .Принципы избирательной системы РФ………………….…...……..…8
2. Классификация избирательных систем в РФ…………………….……..16
2.1. Мажоритарная (система большинства)…………………..…….……...16
2.2. Пропорциональная…………………………………………….….........18
2.3. Полупропорциональная, смешанная…………………………..………20
2.4. Система единственного передаваемого голоса……………………….21
Заключение………………………………………………………………...…23
Библиографический список………………………………………………....25

Работа состоит из  1 файл

Понятие и формы парламентского контроля в РФ.docx

— 51.62 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Российской  федерации

ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ГУКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (филиал)

 

 

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОСИИ

ТЕМА: «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ»

 

 

Курсовая работа

студента    II   курса

заочной формы обучения   621-зк   гр.

Ермакова  А.П.

 

Научный руководитель:

к.с.н., доцент

Колюшкина Л.Ю.

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты:

Оценка:

 

                                                   г. Гуково

                                                     2013г.

 

                                                     План


Введение……………………………………………………………….......…..3

1. Избирательная система РФ……………………..…………….……………5

1.1. Понятие избирательной системы и избирательного права……………5

1.2 .Принципы избирательной системы РФ………………….…...……..…8

2. Классификация избирательных систем в РФ…………………….……..16

2.1. Мажоритарная (система большинства)…………………..…….……...16

2.2. Пропорциональная…………………………………………….….........18

2.3. Полупропорциональная, смешанная…………………………..………20

2.4. Система единственного передаваемого голоса……………………….21

Заключение………………………………………………………………...…23

Библиографический список………………………………………………....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важнейших функций  парламента является контроль над деятельностью  правительства. Эта функция является необходимой для реализации принципа сдержек и противовесов в демократических  государствах. Круг полномочий исполнительной власти сегодня столь же широк, сколь  велики возможности злоупотребления ими. Чтобы избежать этого, необходимо контролировать деятельность органов исполнительной власти. Для этого создан институт парламентского контроля, целью которого является достижение более эффективной деятельности правительства, пресечение нарушения органами исполнительной власти прав и свобод граждан, анализ практики осуществления этими органами действующего законодательства.

Контрольная функция парламента исторически возникла первой. Согласно Великой хартии вольностей, принятой в 1215 году в ходе политической борьбы в Англии, никакой налог не мог  взиматься без согласия Совета королевства (аналога Палаты лордов). Тем самым  был установлен контроль Совета королевства  над королевскими расходами.

На протяжении практически  всей своей истории нашему государству  присуща сильная исполнительная власть. В СССР парламентский контроль хоть и был закреплен нормативно-правовыми  актами, но не реализовывался практически. Часть 2 статьи 19 Конституции РСФСР 1978 года закрепляла положение о том, что Верховный Совет РСФСР  создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Но Верховный  Совет собирался на сессии всего  на несколько дней ежегодно, а потому не играл в системе государственных  органов сколько-нибудь значительной роли.

Актуальность выбранной  темы объясняется тем, что преобразования, проводимые в течение последнего десятилетия, привели к серьезным  изменениям системы высших органов  власти, которые оказали значительное влияние на взаимоотношения законодательной  и исполнительной ветвей власти. Согласно ч.1 ст.1 Конституции РФ 1993 года Конституция РФ от 12.12.1993 - «Российская газета», N 237, 25.12.1993 Россия является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.

Целью настоящей работы является попытка анализа существующей на сегодняшний день практики парламентского контроля в Российской Федерации  и рассмотрение соответствующей  нормативно-правовой базы. В некотором  отношении будет подвергнут изучению и опыт зарубежных стран. Всё это  позволит нам создать на научной  основе целостное представление  о механизме осуществления парламентского контроля в истории и существующей реальности отечественного парламентаризма, а также наметить возможные пути его дальнейшего развития для  цели наиболее эффективного функционирования исполнительной власти в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и формы парламентского контроля

1.1. Понятие, объект, субъект парламентского контроля  и его задачи

Этимологические особенности  слова «контроль» позволяют определить, что под контролем понимается установление правильности обстоятельств  дела (от фр. сontrerole - противосвиток). Однако в конституционно-правовом значении под этим словом понимается нечто иное, причем разные авторы вкладывают в него подчас неодинаковый смысл.

Современные российские и  зарубежные авторы, как правило, не дают дефиниции парламентского контроля, перечисляя его формы и раскрывая  их содержание.

Стоит отметить, что в  современной зарубежной литературе существует несколько определений  парламентского контроля.

Так, по мнению французских  исследователей, парламентский контроль - это «комплекс мер, позволяющий  палатам составить мнение о деятельности Правительства и свергнуть его  в случае глубокого несогласия с  проводимой политикой» Исполнительная власть, Законодательная власть, Судебная власть во Франции. Российско-Французская  серия «Информационные и учебные  материалы» - Новая серия: № 6. Посольство Франции в России. МИД Франции - 1996 - 96 с.1

По мнению немецкого автора В.Стеффани парламентский контроль означает парламентский процесс проверки и определения формы поведения других, в частности правительства и других органов управления, при непосредственной или косвенной возможности применения санкций или обязательного в правовом отношении принятия решения, а также выражения политической позиции в результате получения информации, ее переработки и оценки, включающей одобрение и критику. Данное определение хоть и является более полным, чем у французских авторов, однако оно менее предпочтительно в силу своей излишней громоздкости.

А.А. Корнилаева и М.М. Утяшев определяют парламентский контроль как осуществляемый высшим законодательным (представительным) органом государственной власти комплекс мер по постоянному наблюдению и проверке деятельности системы, а также по устранению выявленных в результате такой проверки нарушений и предупреждению возможных несоответствий.

На наш взгляд, более  предпочтительным является определение  Е.В. Ковряковой, согласно которому, парламентский контроль - это «…система норм, регулирующая установленный порядок проведения, наблюдения и проверки в основном деятельности органов исполнительной власти, который осуществляется как парламентским большинством и оппозицией, так и вспомогательными органами высшего законодательного органа и направлен на оценку этой деятельности с возможным применением санкций (вотума недоверия, резолюции порицания, импичмента и т.п.)» Коврякова Е.В. - Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. М.: ОАО «Издательский дом «Гододец»» - 2005 - 12 с..

Исходя из данного определения  видно, что субъектами данных правоотношений являются парламент и правительство.

Объектом парламентского контроля является деятельность органов  исполнительной власти и ее должностных  лиц. Цель парламентского контроля - выявление  неправомерности или неэффективности  деятельности Правительства.

Предполагается разумным привести классификацию задач (этапов) парламентского контроля, данную В. Стеффани применительно к деятельности Германского Бундестага:

1.получение или сбор информации, необходимой для принятия ответственных решений и выработки позиций по тем или иным вопросам. Для решения этой задачи могут быть использованы различные источники, например: сообщения в СМИ, доступ к банкам данных, парламентские слушания и т.д.;

2.предварительная обработка полученной информации, осуществляющаяся в парламентских комиссиях и комитетах, а также в парламентских вспомогательных служебных органах и службах;

3.анализ и оценка полученной информации, осуществляемый посредством проведения совещаний на открытых или закрытых заседаниях комитетов и комиссий, а также обсуждения полученной информации на заседаниях парламента (или его отдельной палаты в бикамеральных парламентах);

4.выработка парламентом определенной позиции по тому или иному вопросу или принятие на основе полученной информации решения, в том числе и возможность непосредственного применения санкций.

1.2. Формы парламентского  контроля

Классификацию форм парламентского контроля современные авторы проводят по разным основаниям. По мнению Корнилаевой А.А., классифицировать формы парламентского контроля следует следующим образом: парламентский контроль, осуществляемый самим парламентом, входящими и не входящими в его структуру органами и должностными лицами; упреждающий, сопутствующий и последующий парламентский контроль; парламентский контроль, осуществляемый в определенных сферах (соблюдения прав и свобод человека, в финансово-бюджетной сфере, в сфере обороны и безопасности и т.д.). Таким образом, критериями классификации парламентского контроля будут являться: органы, осуществляющие парламентский контроль; время осуществления парламентского контроля; содержание; процедура и основания парламентского контроля, действующий политический режим и т.д.1

1.В зависимости от органов, осуществляющих парламентский контроль, выделяют:

· Парламентский контроль, осуществляемый собственно парламентом (примером является парламентский запрос Государственной Думы РФ).

· Парламентский контроль, осуществляемый входящими в структуру  парламента органами и должностными лицами (палатами, комитетами, комиссиями (в том числе расследовательскими), отдельными депутатами.

· Парламентский контроль, осуществляемый органами и должностными лицами, которые не входят в структуру  парламента (Счетной палатой, Комиссией  по правам человека при парламенте, Уполномоченным по правам человека; в  качестве зарубежных примеров можно  назвать такие структуры, как  научно-информационные службы Конгресса  США, омбудсман для вооруженных сил в Швеции, Федеральная счетная палата Германии).

2. По времени осуществления  парламентского контроля:

· Упреждающий парламентский контроль, осуществляемый как самим парламентом, так и его вспомогательными органами, целью которого является недопущение незаконной и неэффективной деятельности исполнительной власти.

· Сопутствующий парламентский контроль, наиболее часто применяемый в сфере финансово-бюджетного контроля Финансовое право: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./ А.Б. Быля, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. Ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект - 2007 - 38 с., задачей которого является осуществление контроля парламента за выполнением того или иного закона в ходе его реализации. 1

· Последующий парламентский  контроль, направленный на проверку правильности не только исполнения законов исполнительной властью, но и действия (или бездействия) ее представителей, т.е. неправильного  решения в определенной ситуации.

3. По содержанию:

· В сфере соблюдения прав человека.

· В финансово-бюджетной  сфере.

· В сфере обороны и  безопасности.

· В сфере охраны окружающей среды и т.д.

Мировой опыт свидетельствует  о том, что существуют и другие классификации парламентского контроля.

4. Информативный (консультативный) контроль (например, общие и частные запросы, проведение совещаний на открытых или закрытых заседаниях комитетов или комиссий, расследования, проводимые следственными комитетами (Германия) и т.д.).

5. Санкционирующий (резолютивный) или решающий парламентский контроль (решение вопросов войны и мира, ратификация международных договоров  и т.д.).

6. В зависимости от  расстановки политических сил  в парламенте: парламентский контроль, осуществляемый парламентским большинством  и парламентский контроль, осуществляемый  оппозицией.

7. Специальный и общий  парламентский контроль.

8. По процедуре: гласный  и негласный.

9. По поводам контроля: конкретный и абстрактный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Парламентский контроль в Российской Федерации

В науке конституционного права существует мнение, согласно которому Государственная Дума Федерального Собрания РФ обладает ограниченными  контрольными полномочиями и возможностями оказывать влияние на Правительство. Это обусловлено в первую очередь историческими особенностями нашей страны и сложившимися вследствие этого формой правления, политическим режимом и социально-политической и социально-экономической обстановкой.

Информация о работе Избирательная система Росийской Федерации: понятие и классификация