Инвестиции в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Эффективность развития здравоохранения как в капиталистических, так и в бывших социалистических странах оценивалась по показателям смертности пациентов, сроков их выздоровления, количества удачных операций, разработки новых, более совершенных методов лечения и т.д. Экономические показатели деятельности при этом практически не рассматривались. Поэтому учреждения здравоохранения не стремились сокращать расходы на оказываемые населению услуги, оптимизировать ценообразование и т.д. При этом рост государственных расходов на здравоохранение не останавливался, достигнув в настоящее время значительных цифр: 845 долл. США на душу населения в Испании; 13,5% ВВП, или свыше 3465 долл. на душу населения в США; 9,4% ВВП, или 1650 долл. на душу населения, во Франции, 10,3% ВВП, или 2064 долл. на душу населения, в Канаде)1. В итоге правительства большинства стран стали разрабатывать и реализовывать программы, направленные на сокращение государственных дотаций на здравоохранение, перенос части расходов на системы страхования – как обязательного, так и добровольного, доходы частных лиц, благотворительные учреждения и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Проблемы инвестиционной деятельности 6
2. Инвестиционная политика в сфере здравоохранения 10
3. Направления совершенствования инвестиционной политики 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Куросвая.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Большая часть объема государственных инвестиций в объекты здравоохранения производится вне федеральных целевых программ (вне программной части). В 2002 гг. это было 59,7% всех ассигнований, в 2003 г. – 70,4%%. Государственными заказчиками в непрограммной части являются Минфин РФ, Минздрав РФ, РАМН, ФУ «Медбиоэкстрем», Управление делами Президента РФ.

Государственными заказчиками целевых программ являются Минздрав РФ, МЧС РФ, Минэкономразвития РФ, Минюст РФ, Минспорт РФ, Госкомэкология, а также администрация Ставропольского края. Среди целевых программ основной объем инвестиций предусмотрен по программам «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в РФ» – 128,5 млн. руб. и «Дети Чернобыля» – 101,2 млн. руб., или 44,9% и 35,4% соответственно от объема инвестиций, запланированных в рамках программной части.

Объемы инвестиций в  объекты здравоохранения в рамках других целевых программ значительно ниже. Суммарный объем инвестиций по  ним составляет 56,5 млн. руб.  (19,7%). Объектами инвестирования в рамках данных целевых программ (за исключением программ «Безопасное материнство» и «Медицина катастроф») являются: станция скорой помощи, детская больница и поликлиника, больница восстановительного лечения по программе «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ – Кавказских минеральных вод», онкологический центр по программе «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения», строительство курорта по программе «Экономическое и социальное развитие Республики Коми», центр госсанэпиднадзора  по программе «Социально-экономическое развитие Ставропольского края». Следует отметить, что в проекте федерального бюджета на 2003 г. не планировалось осуществлять инвестирование в объекты здравоохранения в рамках вышеперечисленных программ, включение  этих инвестиций в состав расходов федерального бюджета было произведено на основе поправок, предложенных Государственной Думой.

Существующая система  инвестирования затрудняет координацию  инвестиционных потоков и оценку эффективности капвложений. В качестве примеров нескоординированности инвестиционных решений можно привести:

    • строительство и реконструкция акушерских корпусов и роддомов в рамках программы «Дети Чернобыля» (госзаказчик МЧС, объем инвестиций на 2003 г. – 25 млн. руб.), а также в рамках непрограммной части (госзаказчик – Минфин, объем инвестиций на 2003 г. – 54,4 млн. руб.)  при наличии целевой программы «Безопасное материнство» (госзаказчик – Минздрав России);
    • строительство перинатального центра в Республике Ингушетия финансируется в рамках непрограммной части, в то время как развитие сети данных учреждений является задачей программы «Безопасное материнство»
    • реконструкция центра госсанэпиднадзора Красногвардейского района Ставропольского края осуществляется по программе «Социально-экономическое развитие Ставропольского края» (госзаказчик – Минэкономразвития России), в то время как данное учреждение относится  к системе Минздрава России;  
    • в Иркутской области инвестирование в комплекс по профилактике и борьбе со СПИДом проходит вне рамок программной части, в то время как Минздрав России реализует целевую программу по борьбе со СПИДом.

С целью анализа инвестиционной политики в региональном разрезе  была проведена группировка регионов в соответствии с комплексной  оценкой их социально-экономического развития в 2001 г., проведенной Минэкономразвития России3. Распределение запланированных на 2003 год инвестиций в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения по субъектам Федерации представлено в табл. 1. В тройку лидеров вошли Московская область (47 млн. руб.), Ленинградская область (34,8 млн. руб.) и Оренбургская область (32,1 млн. руб.). Следует отметить, что Оренбургская область относится к группе регионов с уровнем экономического развития выше среднего. В то же время из десятки регионов, которые получили в 2003 г. наименьший объем инвестиций, пять  регионов являются регионами с низким и крайне низким уровнем экономического развития.

Анализ показывает отсутствие прямой связи между уровнем экономического развития регионов и размерами инвестиций в соответствующие территориальные  системы здравоохранения, осуществляемых из федерального бюджета. Так, в 2003 г. регионы с уровнем развития  выше среднего получили в форме инвестиций в объекты здравоохранения из федерального бюджета  81,7 млн. руб. (9 регионов), регионы со средним уровнем развития – 113,9 млн. руб. (14 регионов), регионы  с уровнем развития ниже среднего – 207,2 млн. руб. (16 регионов),  регионы с низким уровнем развития – 133,7 млн. руб. (16 регионов), регионы с крайне низким уровнем развития – 87,2 млн. руб. (12 регионов).

Таблица 14

Государственные инвестиции из федерального бюджета в объекты

 регионального  и местного подчинения, запланированные на 2003 г.5

 

Субъект РФ

Объем  инвестиций из федерального бюджета на объекты регионального и местного подчинения (тыс. руб.)

Регионы с относительно высоким уровнем  развития и

уровнем развития выше среднего

Оренбургская обл.

32100

г.Санкт-Петербург

16500

Хабаровский край

11500

Ярославская обл.

7000

Самарская обл.

4000

г. Москва

4000

Республика Татарстан

3000

Липецкая обл.

2600

Ямало-Ненецкий АО

1000

Регионы со средним уровнем развития

Белгородская обл.

16900

Саратовская обл.

13500

Курская обл.

12000

Иркутская обл.

11500

Нижегородская обл.

9500

Тульская обл.

9000

Краснодарский край

8500

Красноярский край

8000

Смоленская обл.

7500

Ростовская обл.

5000

Астраханская обл.

4500

Тюменская обл.

4000

Новгородская обл.

2500

Калининградская обл.

1000

Пермская обл.

500

Регионы с уровнем развития ниже среднего

Московская обл.

47000

Ленинградская обл.

34800

Ставропольский край

25500

Свердловская обл.

20000

Воронежская обл.

17000

Приморский край

11500

Орловская обл.

8600

Кемеровская обл.

7000

Волгоградская обл.

7000

Ненецкий АО

5900

Вологодская обл.

5000

Калужская обл.

5000

Архангельская обл.

4500

Тамбовская обл.

4400

Новосибирская обл.

4000

Регионы с низким уровнем развития

Брянская обл.

20900

Республика Мордовия

16700

Тверская обл.

13500

Рязанская обл.

13100

Чувашская Республика

13000

Владимирская обл.

11000

Республика Северная Осетия-Алания

9500

Кабардино-Балкарская Республика

8000

Республика Калмыкия

6500

Республика Бурятия

5000

Костромская обл.

4000

Республика Адыгея

4000

Кировская обл.

4000

Псковская обл.

3500

Ивановская обл.

1000

Регионы с крайне низким уровнем развития

Республика Дагестан

23500

Читинская обл.

18000

Республика Тыва

11000

Пензенская обл.

8700

Республика Марий-Эл

5500

Курганская обл.

5500

Республика Ингушетия 

5000

Еврейская АО

5000

Коми-Пермяцкий АО

3000

Усть-Ордынский Бурятский АО

1000

Агинский Бурятский АО

500

Республика Алтай

500

ИТОГО

623700


 

 

Аналогичная картина  имела место и в 2002 г. Данные за этот год позволяют также провести анализ взаимосвязи между размерами средств федерального бюджета, инвестированных в объекты региональных и муниципальных систем здравоохранения, с показателями заболеваемости и развитости материальной базы территориальных систем здравоохранения. Более четверти от объема средств, инвестированных в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения (28,4%) в 2002 г., поступило в детские медицинские учреждения. В табл. 2 приведены данные об объемах инвестиций и уровне детской заболеваемости в регионах – получателях средств.  Из 24 регионов только в десяти уровень детской заболеваемости превышал среднероссийский.

 

 

Таблица 2

 

Распределение инвестиций из федерального бюджета в детские

лечебные учреждения по субъектам Федерации в 2002 г.

 

 

Субъект РФ

Объем выделенных инвестиций из федерального бюджета на детские  медицинские учреждения (тыс. руб.)

Детская заболеваемость на 100 тыс. детского населения в 2000 г.

Отношение уровня заболеваемости в регионе к среднероссийскому показателю

Российская  Федерация

182985

1

Регионы с относительно высоким уровнем

развития  и уровнем развития выше среднего

Липецкая обл.

5700*

172504

0,94

Хабаровский край

2500

187132

1,02

г. Москва

1500

260996

1,43

Регионы со средним уровнем развития

Тульская обл.

11000 *

170560

0,93

Курская обл.

7000 *

166902

0,91

Белгородская обл.

4000 *

186872

1,02

Саратовская обл.

3500

184681

1,01

Смоленская обл.

1200

196913

1,08

Томская обл.

500

209452

1,14

Регионы с уровнем развития ниже среднего

Орловская обл.

12600 *

188597

1,03

Тамбовская обл.

6700 *

187658

1,03

Калужская обл.

6500 *

210494

1,15

Московская обл.

6240 *

188769

1,03

Воронежская обл.

5400 *

137744

0,75

Ленинградская обл.

3800 *

161154

0,88

Свердловская обл.

1500

171833

0,94

Регионы с низким уровнем развития

Брянская обл.

18970 *

175605

0,96

Рязанская обл.

7400 *

174344

0,95

Республика Северная Осетия-Алания

4000

107267

0,58

Республика Адыгея

2900

116448

0,63

Республика Калмыкия

1000

143257

0,78

Регионы с крайне низким уровнем развития

Пензенская обл.

10800 *

170066

0,93

Читинская обл.

3000

126539

0,69

Республика Ингушетия 

1400

115006

0,63

 

ВСЕГО

129110

   

Примечание: * Все средства выделены по федеральной целевой программе «Дети Чернобыля».


Другим крупным объектом инвестирования на региональном уровне являлись в 2002 г. онкологические медицинские учреждения – 7,6% инвестиций в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения. В табл. 3 приведены данные об объемах инвестиций и уровне онкологической заболеваемости в регионах – получателях средств.  Из 9 регионов в двух регионах – Иркутской области и Республике Удмуртия  – уровень онкологической заболеваемости был на 16-17% ниже среднероссийского. Следует отметить, что Иркутская область также относится к группе регионов со средним уровнем развития.

Таблица 3

Распределение инвестиций из федерального бюджета  в 

онкологические  учреждения по субъектам Федерации  в 2002 г.

 

Субъект РФ

Объем выделенных инвестиций из федерального бюджета на онкологические медицинские учреждения (тыс. руб.)

Онкологическая заболеваемость, на 100 тыс. 

населения, 2002 г.

Российская  Федерация

309,3

Регионы с относительно высоким уровнем  развития и уровнем 

развития  выше среднего

Самарская обл.

3000

357,3

Оренбургская обл.

2000

315,3

Регионы со средним уровнем развития

Иркутская обл.

10000

260,3

Новгородская обл.

10000

366,8

Саратовская обл.

3000

356,7

Регионы с уровнем развития ниже среднего

Республика Удмуртия

1500

256,1

Московская обл.

200

341,5

Регионы с низким уровнем развития

Костромская обл.

3500

339,4

Алтайский край

1500

354,8

ВСЕГО

34700

 

 

 

3. Направления СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИНВЕСТИЦИонной политики

Создание единой системы обязательного медико-социального страхования является одним из действенных средств решения проблем инвестирования в сфере здравоохранения, включая проблемы их взаимодействия в осуществлении разных видов затрат, связанных с профилактикой заболеваний, лечением и реабилитацией заболевших и возмещением им утраченного заработка. Ключевым препятствием для завершения работы над законопроектом являлось определение источников страховых взносов за неработающее население.

В настоящее  время страховые взносы за неработающих граждан в системе обязательного  медицинского страхования осуществляются за счет средств, предусматриваемых в местных бюджетах и бюджетах субъектов РФ. Федеральное законодательство никак не регулирует размеры таких взносов, что выступает одной из основных причин неполного введения обязательного медицинского страхования и сложившейся его эклектической комбинации со старой системой бюджетного финансирования.

В ходе работы над  законопроектом рассматривались разные возможные источники искомых  взносов: часть поступлений от налога на доходы физических лиц, поступления от акцизов на алкогольную продукцию и табак и др. Окончательного выбора в пользу того или иного варианта сделано не было, что и стало главной причиной задержки с подготовкой и принятием указанного законопроекта. 

Важным инструментом преодоления затратного типа хозяйствования медицинских организаций является переход от сметного порядка выделения бюджетных ассигнований к финансированию, увязанному с результирующими показателями их работы.  Еще в 2000 году Минздрав РФ своим приказом декларировал переход в 2000-2001 гг. к использованию нового механизма финансирования подведомственных ему федеральных учреждений здравоохранения6.

Предполагалось осуществлять бюджетное финансирование их клинической  деятельности на основе тарифов за пролеченных больных по законченным случаям лечения. Тарифы должны быть дифференцированы в соответствии с нозологическими формами (видами заболеваний) и протоколам ведения больных, используемыми в федеральных клиниках. В 2001 г. Минздрав РФ начал апробацию нового механизма. Нововведения было решено ограничить изменением лишь порядка бюджетного финансирования оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, то есть порядка финансирования лишь по одному из разделов (1701/430/315) функциональной классификации бюджетных расходов. Новый механизм вызвал негативное отношение руководителей большинства федеральных клиник,  не желающих никаких изменений в сложившемся и удобном для них порядке выделения бюджетных средств, который не предусматривал никакой ответственности за результаты использования ассигнований. В итоге новый механизм финансирования был внедрен в 2001 г. в экспериментальном порядке лишь в одном федеральном медицинском учреждении – Научном центре акушерства, гинекологии  и перинатологии РАМН (Москва). При этом большую активность во внедрении нового механизма проявил не столько Минздрав, сколько Центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН.

Информация о работе Инвестиции в здравоохранении