Инвестиции в международных экономических отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала.

Содержание

Введение

1 Классификация инвестиций
Прямые инвестиции в России
Портфельные инвестиции в России
Правовое регулирование иностранных инвестиций
Методы стимулирования инвесторов.

3. Практическая часть

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.docx

— 98.87 Кб (Скачать документ)

     Прямые  инвестиции в России не превышают 2% ВВП, тогда как страны с переходной экономикой быстро достигли 3%, а в некоторых странах прямые инвестиции составляют уже 10% ВВП. Прямые инвестиции в России сосредоточены в добывающей промышленности, производстве товаров народного потребления, которые продаются на внутреннем рынке, и практически нет прямых иностранных инвестиций в отраслях промышленности, ориентированных на экспорт. Это и отличает Россию от других стран.

     1.2 Портфельные инвестиции в России

  Портфельные — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.

     В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

- из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

  - по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и  соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

     Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которым способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

     Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства.

     Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.

     Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объём таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

     На  движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.

     Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно сложной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач.

     В ближайшее время в России будут  преобладать портфельные инвестиции.

     Иностранные инвесторы ищут механизмы гарантий для предотвращения повторения ситуации 1998 года. Одним из важнейших показателей этих гарантий для иностранных инвесторов стало состояние корпоративного управления в компаниях.

     В девяностых годах иностранные прямые инвестиции в России были ограничены по объёму и весьма незначительны. Прямые инвестиции, как правило, связаны с непосредственным включением инвестора в процесс управления. Однако широкое привлечение иностранных прямых инвестиций связано с созданием в стране соответствующего политического климата и политики правительства.

     Маловероятно, что в ближайшей перспективе подобный климат сформируется в России. В этих условиях прямые иностранные инвестиции останутся сравнительно ограниченными как по объёмам, так и по сферам приложения. Поэтому преобладающей формой привлечения иностранных инвестиций в Россию в ближайшие 3-5 лет, скорее всего останутся портфельные инвестиции.

2. Правовое регулирование иностранных инвестиций  

     В силу двойственного характера источников международного частного права можно  выделить два основных блока правовых норм, целью которых является регулирование  инвестиционных отношений — нормы  национального законодательства отдельных  государств и положения международно-правовых соглашений.

     Определенное  регулирующее воздействие на эти  отношения оказывают также нормы  инвестиционных контрактов, заключаемых  частными иностранными инвесторами  со странами — реципиентами капитала.

1. Национальное  законодательство.

     В развитых странах с рыночной экономикой, в большинстве развивающихся  государств и в странах с переходной экономикой по отношению к иностранным  инвестициям действует принцип  национального режима. Он получил  поддержку и на международном  уровне.

     Национальный  режим дает много преимуществ  иностранному инвестору: зарубежные предприниматели  могут основывать свои компании и  хозяйствовать на тех же условиях, что и местные, вступая друг с  другом в полноценную конкуренцию; избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму  ведения хозяйственной деятельности; пользоваться большинством местных  льгот; получать доступ к финансовым, трудовым, научно-техническим и другим ресурсам страны — реципиента капитала.

2. Международные  договоры.

     Можно выделить два уровня международно-правовых соглашений, так или иначе затрагивающих  вопросы правового регулирования  иностранных инвестиций: двусторонний и многосторонний. В рамках первого из них особое внимание следует уделить торговым договорам, договорам о защите и поощрении капиталовложений и соглашениям о налогообложении.

     Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит при помощи следующих основных международных договоров.

     Торговые  договора. Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. К настоящему времени торговые договоры из средства регулирования международных торговых отношений постепенно превратились также в одну из форм регулирования иностранных инвестиций.

     Договоры  и соглашения об иностранных инвестициях. Этот вид соглашений как форма правового регулирования международных экономических отношений возник после Второй мировой войны. Их главная цель — обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются:  

а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала;

б) гарантии от неконвертируемости валют при  переводе капиталов и прибылей за рубеж;

в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие.

     В договорах об инвестициях обычно содержится определение понятий "инвестиции" (капиталовложения) и "инвестор".

     В этих соглашениях оговаривается  предоставление иностранному инвестору  режима наибольшего благоприятствования  или национального режима, а также  возможность его обращения за защитой своих прав как в суды страны – реципиента капитала, так  и в международные судебные органы.

     В настоящее время Россия участвует  в более чем 30 подобных договорах. Они имеют особое значение для  нашей страны в условиях известной  незавершенности и нестабильности российского законодательства. В  силу общепризнанного принципа приоритета положений международных договоров  над национальными правовыми  актами, договоры об инвестициях могут оказывать непосредственное регулирующее воздействие на отношения с участием иностранного инвестора, позволяя компенсировать недостатки соответствующих законов и подзаконных актов России.

     Соглашения  о налогообложении. Вопросы налогообложения играют важную роль в деле инвестирования частного иностранного капитала. С помощью соглашений о налогообложении государства-участники стремятся создать благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов и, таким образом, стимулировать инвестиционный процесс как основу экономического развития.

     Как правило, подобные договоры заключаются  в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и  импорте капитала между странами. Государства, подписывающие такие  соглашения, обычно берут на себя обязательство  полностью или частично освобождать  предприятия, контролируемые иностранным  капиталом, от налогообложения.

     Регулирование инвестиционных отношений на многостороннем уровне. Многостороннее правовое регулирование  отношений, связанных с иностранным  инвестированием капитала, начало складываться в 60-х годах XX столетия. Однако его  предпосылки обозначились значительно  раньше. Еще в 1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция  с целью заключения многосторонней международной конвенции по обращению  с иностранцами и их собственностью. Однако она закончилась безрезультатно.

     Во  время Второй мировой войны в 1944 г. на между 
народной конференции в г. Бреттон-Вудс (США) были созданы такие важные международные организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

    1. Методы стимулирования инвесторов.

     Политика  стимулирования инвесторов в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно.

     В практике стимулирования инвесторов промышленно  развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся  государств и стран с переходной экономикой - фискальные и налоговые  средства стимулирования; чаще всего  используются льготные таможенные пошлины  на импортируемое производственное оборудование (что в промышленно  развитых странах является малоэффективной  мерой в силу невысоких ставок пошлин на большинство видов промышленного  оборудования), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых  каникул. 
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения инвестиций исходят из налоговых стимулов.

     Цель  таких мер состоит в том, что  эти страны хотят содействовать  экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних  и внутренних ресурсов.

     Наиболее  часто встречающиеся методы стимулирования инвесторов: 
-налоговые каникулы

-инвестиционные  скидки;

-налоговый  кредит;

-ускоренная  амортизация;

-инвестиционные субсидии;

- льготы  косвенного налогообложения, в  частности сниженные ставки таможенных  пошлин.

     Инвестиционные  скидки и налоговый кредит по сравнению  с налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенными инструментами для привлечения  капитала в той или иной желательной  форме.

     Наиболее  проста и эффективна система налогового кредита. Если сумма налогового кредита, предоставляемого квалифицированному предприятию, определена, то она перечисляется на специальный налоговый счет.

     Компания, получившая такую льготу, будет считаться  обычным налогоплательщиком, отличие  такой компании состоит в том, что ответственность за налогообложение  доходов будет оплачиваться за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, пока сальдо баланса доводится  до нуля. После этого налоговый  счет закрывается на определенный период, а неиспользованные суммы налогового кредита разрешается использовать.

     Налоговый кредит - это вычет из налога на прибыль  части инвестиционных расходов компании, возможно, с условием использования  этого кредита для последующих  капиталовложений. 
Система инвестиционных скидок применяется в форме сниженных налоговых ставок аналогично практике налогового кредита и имеет адекватный эффект.

     Инвестиционная  скидка может иметь форму скидки на истощение недр, предоставление которой ведет к уменьшению налогообложения  прибыли добывающей индустрии.

     Еще одна разновидность инвестиционных скидок - уменьшение корпоративного налога на половину разницы между расходами  на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с  учетом роста цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Практическая  часть

     Задача 2. Внутренний спрос на автомобили и  их предложение в стране А заданы линиями D и S соответственно на рис. 3.1

Информация о работе Инвестиции в международных экономических отношениях