Глобализация мировой экономики: предпосылки становления и формы проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении понятия "глобализация" и "глобальны процессы" в изучении их деятельности в мировой экономике, в их возникновении, развитии и последствиях. В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
- определить сущность глобализации и глобальных процессов в мировой экономике,
- рассмотреть предпосылки и факторы формирования глобальной экономики и рассмотреть основные виды международных союзов и объединений,
- изучить этапы развития глобальных процессов в мировой экономике,
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Содержание

Введение.
Глава 1. Формирование глобального мирового хозяйства: понятие, причины, движущие силы
Понятие глобализации мировой экономики.
Движущие силы и факторы глобализации мировой экономики.
Этапы глобализации мирового хозяйства.
Глава 2. Последствия процессов глобализации. Государство в условиях глобализации.
Позитивные последствия глобализации.
Негативные последствия глобализации.
Государство в условиях глобализации.
Глава 3. Трансформация российской экономики в контексте глобализации.
3.1 Российская экономика и глобализация.
3.2. Конкурентоспособность российской экономики и ее определяющие факторы.
3.3 Возможность участия России в глобализационных процессах.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 85.90 Кб (Скачать документ)

     а) для удержания внутри страны имеющихся  ресурсов, а также для привлечения  из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции  в условиях глобализации, были бы размещены  вне национальной экономики;

     б) для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех  секторах национальной экономики, которые  наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные  факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных  в долгосрочном плане секторах.

     Такая постановка задач означает более  важную роль государственной структурной  политики по сравнению с мерами макроэкономического  регулирования. Макроэкономическое регулирование  влияет на конъюнктуру внутреннего  рынка в целом, между тем для  российских условий необходимо целенаправленное изменение структурных пропорций  в экономике. Такие изменения, в  свою очередь, носят долгосрочный характер, соответственно, горизонт планирования государственной политики должен приобрести необходимую глубину. Таким образом, речь идет об усилении элементов плановости, о более широком использовании программно-целевого подхода в государственной экономической политике.

     Программа государственной политики должна иметь  четкие временные границы, по достижении которых государственное регулирование  и государственная поддержка  экономики должны сократиться до уровней, которые к тому времени  будут характерны и для других развитых стран мира.10 В пределах этих временных границ должны выделяться промежуточные этапы со своими сроками, целями и критериями оценки успешности проделанной работы. При этом поддержка тех или иных секторов экономики и предприятий не может быть безусловной и неограниченной, а должна обусловливаться выполнением со стороны субъектов, получающих поддержку, требований государства по повышению эффективности и конкурентоспособности.

 

     

     3.2. Конкурентоспособность  российской экономики  и ее определяющие  факторы

     Экономика нынешней России, приобретя некоторые  черты рыночной, сохранила и черты  старой системы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной  целиком всю экономику.

     Поэтому не случайно, что все более распространенным становится мнение, что деньги можно  зарабатывать, только имея «особые  отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой  бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы  от конкуренции, получает экономическую  ренту .

     Одним из факторов низкой конкурентоспособности  России на мировом рынке является коррупция в высших эшелонах власти и несознательность большинства  наших граждан. В “карманах и  кошельках” высоких чиновников незаконным образом накоплены большие средства, и эти средства “работают” лично  на них, в то время как должны быть включены в оборотный капитал  какого либо промышленного предприятия  и работать на государство.

     Необходимо  также обозначить еще одну большую  проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей  силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. На сегодняшний  день в России рабочая сила прикована  к индустриальным городам системой регистрации и связанной с  ней системой социальных благ. Семья  безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие  по безработице и экономические  субсидии, все члены семьи лечатся  бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно  пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь  самой главной — права на жилье. Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим  ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая.

     Также нужно отметить, что макроэкономическая структура в России не соответствует  требованиям эффективного развития экономики. Резко сократился экспорт  наукоемкой продукции и услуг, близок к «нулевой» отметке уровень  производства конкурентоспособных  услуг и нематериальных продуктов.

     Решение указанной проблемы в России возможно на основе разработки и реализации национальной доктрины, ядром которой  должна стать стратегия рационального  использования имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной деятельности, повышении роли образования, здравоохранения, фундаментальных  и обществоведческих наук, (развитие которых на сегодняшний день приобретает  масштаб национальных проектов государства) существенном расширении производства нематериальных благ и услуг. Особое значение приобретает стимулирование результативной интеллектуальной деятельности, являющейся качественным определителем  состояния трудовых ресурсов, технико-технологических  условий и факторов производства.

     Последствия перечисленных тенденций неутешительны. Давосский всемирный экономический  форум в своем очередном годовом  отчете о конкурентоспособности  стран мира поставил Россию на 49-е место.(Приложение 2)

     Анализ  конкурентоспособности российской экономики требует международных  сопоставлений. В июле 2002 г. организация  промышленного развития при ООН  обнародовала доклад о конкурентоспособности 87 государств. Россия занимала 44-е место  по индексу конкурентоспособности.11 Нынешняя конкурентоспособность российской экономики во многом поддерживается искусственно, в частности, за счет далеких от мировых низких цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. Как видно из сегодняшнего положения цен на внешнеторговом рынке – они развиваются по нарастающей, к чему многие страны (К примеру, Украина) относятся настороженно, и хотят придать этому вопросу политический оттенок. В условиях глобального рынка выигрывают те, кто может глобально конкурировать. Это понимают все, и когда развитие энергетических ресурсов блокируется рядом высказываний западных политических деятелей, то России ничего не остается, как искать новые рынки сбыта (Китай, к примеру).

     Россия  располагает наибольшими возможностями  для своего социально-экономического развития по сравнению с другими  странами мира. По уровню абсолютной величины национального богатства на душу населения Россия опережает многие страны.

     К сожалению, по показателю валового национального  продукта на душу населения Россия отстает от США в 5 раз, Японии - в 4 раза, Германии и ряда других западноевропейских стран - в 3,5 раза и т.д. Кроме того, сегодня 40% мирового рынка высоких  технологий концентрируется в США, в России - менее 0,5% .

     В условиях укрепления рыночного механизма  становится актуальным установление сбалансированности уровня национальной и региональной конкурентоспособности. А это, в  свою очередь, возможно на основе исследования закономерностей формирования и  развития процесса конкурентоспособности  всех уровней, структур, внешних и  внутренних связей региональной экономики, анализа и оценки экономического потенциала. Понятие «конкурентоспособность регионов» является наиболее общей  категорией, объединяющей конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей экономики, характеризующей положение  региона на внутреннем рынке и  обеспечивающей предпосылки для  укрепления позиций страны на мировом  рынке. По данным конъюнктурных исследований, в настоящее время только 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами на внешнем рынке. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у 5-ти эти преимущества сравнительные, у 14-ти - ограниченные, а у оставшихся 62-х регионов они по существу отсутствуют вовсе .

     Выбирая варианты стратегического развития страны и интеграции в мировое  хозяйство, необходимо принимать во внимание уровень конкурентоспособности  России, учитывать все плюсы и  минусы нашей экономики. Если говорить о плюсах, то их не так уж мало.

     Конкурентные  преимущества российской экономики:

     дешевая рабочая сила в сочетании с  достаточно высоким уровнем ее квалификации;

     низкая  капиталоемкость сектора НИОКР  при относительно развитой инфраструктуре;

     значительные  масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего  оборудования в промышленности, позволяющие  снизить капиталоемкость технологической  модернизации отрасли вообще и конкретных проектов в частности, и, кроме того, облегчающие адаптацию западных технологий среднего уровня;

     наличие уникальных передовых технологий в  ряде секторов промышленности, опирающихся  на достижения российской фундаментальной  и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли, воплощенных  в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам.

     К сожалению, реализация этих преимуществ  на практике блокируется целым рядом  стратегических слабостей. В российской экономике практически отсутствует  финансовая, организационная и информационная инфраструктура поддержки конкурентоспособности  российского конкурентоспособного экспорта и рационализации структуры  импорта. Внутренний же рынок не в состоянии обеспечить конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующую их продвижению на мировой рынок.

     Одной из причин низкой конкурентоспособности  является то, что в России отсутствуют  законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие  государственные и общественные структуры, занимающиеся системным  обеспечением конкурентоспособности  различных объектов. А ведь правительства  многих стран разрабатывают и  реализуют специальные программы  обеспечения конкурентоспособности, берут на себя непосредственную заботу о развитии и удешевлении необходимой  для этого инфраструктуры - науки, средств связи, сбора информации, перестраивают налоговые системы  в целях поощрения конкурентоспособных  отраслей. Например, в США действует  Национальный совет по конкурентоспособности  при Президенте США.

     В рамках существующих ограничителей  государство располагает несколькими  вариантами стратегий реализации конкурентных преимуществ. Один из вариантов связан с реализацией динамических конкурентных преимуществ, воплощенных в уникальных высоких технологиях.

     Анализ  конкурентоспособности России дает весьма нерадостный прогноз. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения  конкурентоспособности страны теперь поставлена на самый высокий уровень.

     Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ  ее промышленного комплекса. К ним  помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической  модернизации производства; наличие  уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

 

     3.3 Возможность участия  России в глобализационных  процессах

     Рассмотрим  какова же стратегия и основные показатели российской экономики на сегодняшний  день. Летом 2007 года российская экономика  сохраняла высокие темпы роста  при их некотором замедлении в  августе по сравнению маем-июлем. По оценке Минэкономразвития России, в августе 2007 г. прирост ВВП к соответствующему периоду 2006 года составил 6,4%, а в целом за январь-август 7,7% (против 6,2% в январе-августе 2006 года). Очищенный от сезонного и календарного факторов месячный прирост ВВП оставался на высоком уровне (0,7% в среднем за месяц в январе-августе 2007 года). Высокие темпы экономики обеспечивались высокими темпами роста инвестиционного спроса, строительства, высоким уровнем потребительского спроса, при увеличении вклада импорта в удовлетворение внутреннего спроса на фоне замедления роста обрабатывающих производств и экспорта.

     Прирост экспорта (в стоимостном выражении) в августе 2007 г., по оценке Минэкономразвития России, после июльского ускорения вновь оказался примерно на июньском уровне, но продолжал существенно отставать от роста в 2006 году. В целом в январе-августе 2007 г. относительно соответствующего периода 2006 года прирост составил 9,5% (в январе-августе 2006 г. - 29,5 процента). Замедление роста экспорта в январе-августе 2007 года определялось снижением мировых цен на нефть и металлы.

Информация о работе Глобализация мировой экономики: предпосылки становления и формы проявления