Франция как член Евросоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:45, реферат

Описание

Последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е – по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию.
В 2002 г. доля внешней торговли Франции в ВВП составила 39,7%, а

Работа состоит из  1 файл

франция.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)


По дисциплине: Международные интеграционные процессы и международные отношения

На тему: « ФРАНЦИЯ КАК ЧЛЕН ЕВРОСОЮЗА»

 

 

 

1. Характеристика, структура и особенности внешней торговли Франции.

Последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е – по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию.
      В 2002 г. доля внешней торговли Франции в ВВП составила 39,7%, а

экспортная квота – 20%. Основные статьи импорта – машины и оборудование, автомобили, энергоносители, авиатехника, продукция электронной промышленности, основные химические продукты, продукты питания, ткани, одежда. Многие из этих статей являются также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и пищевые продукты, автомобили и другие средства наземного транспорта, машины и оборудование, авиатехника, химические продукты, фармацевтические препараты и

парфюмерно-косметическая продукция. К важным статьям экспорта относятся также оборудование для космонавтики и оружие. При этом Франция, не располагающая значительными запасами углеводородного сырья, является чистым импортером энергии. Для сокращения энергетической зависимости Франция проводила политику, направленную

с одной стороны на контроль над потреблением энергии, с другой – на развитие ядерной энергетики. Благодаря такой двоякой политике доля импорта энергоносителей в общем объеме импорта Франции упала с 28% в 1980 г. до 7% в начале 2000-х гг. В структуре как экспорта, так и импорта услуг ведущая роль отведена туризму и транспортным услугам.

      Около 78% внешней торговли Франции приходится на страны ОЭСР, при этом в большей мере она ориентирована на Европейский союз: на его долю приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Основными импортерами французской продукции являются ближайшие соседи Франции: Германия (14,7%), Великобритания (9,8%), Испания (9,6%) и Италия (8,8%). Значительная доля французского экспорта приходится также и на США (8,7%). Наибольший удельный вес во французском импорте принадлежит Германии (16,7%), Италии (9,1%), США (8,9%), Великобритании (7,5%) и Бельгии-Люксембургу (7%). При этом Германия уже на протяжении многих

лет является ведущим французским торговым партнером.
Важно отметить, что экспорт французских товаров преимущественно в европейские страны способствовал повышению их качества до уровня первоклассной продукции, усилению позиций в таких отраслях, как авиационная промышленность, автомобилестроение, производство напитков, фармацевтическая промышленность, и т.д. Но одновременно, специализация Франции не слишком четко проявляется в области новых технологий, применение которых, безусловно, будет быстро расширяться как в промышленности, так и в сфере услуг. Показательный пример: в 1997 году Великобритания вытеснила Францию со 2-го места в мире по экспорту

услуг. Нерешенной проблемой остается и зависимость Франции от импорта

оборудования: процент покрытия импорта экспортом по этой товарной группе все еще ниже, чем у однотипных европейских стран. Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на мировом рынке зависит, в основном, от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые находятся в его ведении. Следовательно, дальнейшая ориентация экономики Франции на высокие налоги и социальные отчисления (которые существенно увеличивают издержки) чревата ухудшением общей структуры экспорта Франции и его сокращением.
         Торговля Франции со странами, не входящими в ОЭСР, составляет лишь 22% в общем объеме внешней торговли. На одну только Германию приходится такой же объем французского экспорта, как на все развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки вместе взятые. При этом доля Франции на рынках Азии, Латинской Америки остается в пределах 2-4% (по сравнению со средним показателем примерно 10% на

ее традиционных рынках – в Европе и Африке). Но если в странах Азии и Латинской Америки экономика будет и впредь развиваться более быстрыми темпами, чем в других странах, Франция может утратить свои позиции, что неизбежно приведет к сокращению ее доли на мировом рынке (составляющей сегодня около 5%). Следовательно, одной из существенных задач для французских предприятий является расширение присутствия на азиатских и латиноамериканских рынках, которые благодаря своей специализации обладают мощным потенциалом роста.
Рассматривая динамику внешней торговли, необходимо отметить, что с 1993 г.сальдо торгового баланса Франции становится активным, в то время как в конце 80-х гг. оно характеризовалось значительным дефицитом. За 1993-1999 гг. активное сальдо торгового баланса Франции значительно увеличилось, достигнув в 1997 году рекордного уровня в 160 млрд. франков (около 2% ВВП). В 1999 году, несмотря на неблагоприятное стечение обстоятельств (слабый экономический рост в Германии, повышение цен на нефть), положительное сальдо внешнеторгового баланса все же оставалось на уровне 113 млрд. франков (16,5 млрд. евро). В 2000 г. вследствие дальнейшего роста цен на нефть стоимость импорта товаров несколько превысила стоимость экспорта. Однако экспорт услуг по-прежнему превышал их импорт, и баланс текущих операций был сведен в 2000 г., как и в 1999 г., с положительным сальдо. При этом по сравнению с 1999 г. темпы роста экспорта в 2000г. повысились более чем втрое, что было связано как с введением евро, так и

с его девальвациями.
          В первой половине 2001 г. экспорт французских товаров увеличивался, несмотря на падение темпов роста американской экономики. Однако во второй половине 2001 г. произошло сокращение французского экспорта товаров, связанное с падением спроса со стороны большинства индустриальных стран, особенно Германии. Кроме того, в конце года наблюдалось резкое сокращение в торговле услугами (особенно в авиаперевозках и туризме), вызванное последствиями событий 11 сентября. В результате за 2001 г. экспорт французских товаров и услуг увеличился лишь на 1% против увеличения на 14,5% в 2000 г. Но в то же время Франция вернулась к положительному сальдо торгового баланса, которое составило 3,8 млрд. евро. Если к торговле товарами добавить обмены в сфере услуг, то активное сальдо торгового баланса Франции в 2001 г. составило 23,7 млрд. евро. При этом наблюдалось сокращение чистого экспорта сельскохозяйственной продукции на фоне увеличения чистого экспорта промышленной продукции невоенного характера. Эти тенденции говорят о сокращении зависимости Франции от импорта оборудования, что позволяет

строить благоприятные прогнозы относительно будущей позиции страны в сфере мировой торговли.
          С точки зрения географии французской внешней торговли в 2001 г. Наблюдалось сокращение экспорта в страны Еврозоны, особенно в Германию и Нидерланды. В то же время было достигнуто высокое активное сальдо в торговле товарами со странами-экспортерами нефти и развивающимися странами Азии и Африки, вызванное увеличением экспорта в эти страны французского морского и воздушного транспортного оборудования. Кроме того, был сокращен дефицит в торговле с США благодаря более быстрому падению импорта по сравнению с падением французского экспорта в эту страну.
         В целом, Франция удержала свои доли на рынке стран ОЭСР и сохранила уровень своей конкурентоспособности в странах, являющихся основными торговыми партнерами. Она сохранила лидирующее положение по величине активного сальдо баланса текущих операций среди стран ЕС. Таким образом, на фоне негативных тенденций в мировой экономике Франция удержала свои позиции на мировом рынке и имеет все шансы их улучшить при дальнейшем увеличении внимания к новейшим технологиям и рынкам, обладающим большим потенциалом роста.

2.Политика Франции в области внешнеторгового регулирования

Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. Однако это не означает, что Франция отказалась от регулирования внешней торговли: на фоне ее либерализации Франция, как и другие развитые страны, перешла к использованию новых более гибких протекционистских барьеров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и, прежде всего, количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер. Важно отметить, что Франция, беспокоящаяся за сохранение самобытности своей национальной культуры, настояла на исключении вопросов экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм из сферы действия соглашения о либерализации торговли услугами, заключенного во время Уругвайского Раунда между странами-членами ВТО.
          Французские предприятия, получая поддержку со стороны государственных органов, прилагают значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие на самых динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии за рубежом используются три основные рычага: многосторонние торговые переговоры, финансовая поддержка и информирование предприятий.
       Многосторонние торговые переговоры проводятся Европейским союзом, в частности, в целях выработки правил, необходимых для гармоничного развития торговли, в рамках ВТО, а также на региональном уровне.

Финансовая поддержка оказывается, например, малым и средним предприятиям для содействия их выходу на международную арену. Кроме того, используется система прямого субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская компания по страхованию внешней торговли), которая за свой счет покрывает коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в странах-членах ОЭСР, кроме

Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года.
Информирование предприятий о внешних рынках осуществляется через            Французский центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов содействия экономическому развитию, которых в настоящее время насчитывается 166. Являясь основными "винтиками" французского механизма поддержки внешней торговли, эти пункты информируют и консультируют предприятия по двум ключевым аспектам экспортной деятельности: изучение рынка и внедрение на рынок. Заботясь больше о качестве, чем количестве выдаваемой информации, они стремятся создавать благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой

стороны, эти пункты играют важную роль в создании имиджа Франции и продвижении ее товаров благодаря воздействию на многочисленную аудиторию (представителей экономики, финансовой сферы или промышленности) в тех странах, в которых они расположены. Один из таких пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении французских технологий и продукции на международном рынке. С этой целью он, например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных условий для официального участия Франции в специализированных выставках, приглашает во Францию из-за рубежа руководящих лиц, следит за публикацией в зарубежной прессе информации о французских технологиях и товарах.

      В общем можно говорить, что, как и в отношении импорта, так и в случае

поддержки экспорта, на смену традиционным формам регулирования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.

 

 

 

         3.Место Франции в сфере международных инвестиций

Одним из важнейших критериев успешности включения в процесс глобализации становится масштаб притока иностранного капитала в страну. Причем, эффективность участия в мировом хозяйстве непременно предполагает усиление международной специализации национальной экономики: создание и развитие собственных производственных ниш, формирование маркетинговых подразделений на основных рынках сбыта. Этот процесс предполагает активное подключение экспорта капитала и в данном отношении Франция занимает одну из лидирующих позиций в мире. Во-первых, в 2001 г. Франция вышла на 2-е место после США по экспорту

прямых инвестиций. Во-вторых, в этом же году она стала 3-й в мире после США и Великобритании по величине привлеченных прямых иностранных инвестиций, сместив с этой позиции Китай.
          Рассматривая положение Франции в сфере международного движения капитала, необходимо отметить, что для нее характерным является превышение экспорта капитала над его импортом. В большей степени это обеспечивается превышением французских прямых инвестиций за границу над прямыми иностранными инвестициями во Францию. Портфельные же инвестиции, напротив, в последние годы привлекаются в страну в больших объемах, чем направляются за рубеж.
В 2001 г., как и в предыдущие годы, во Франции экспорт прямых инвестиций

превысил их импорт. Однако по сравнению с 2000 г. произошло 51% падение французских прямых инвестиций за границу с 190,5 млрд. евро до 92,5 млрд., связанное с глобальным снижением количества слияний и поглощений. Наибольшую активность в экспорте прямых инвестиций в 2001 г. проявили телекоммуникационный и энергетический сектора. Произошли некоторые изменения и в размещении французских инвестиций. Если в 2000 г. на страны, не входящими в Еврозону, приходилось 75% экспорта прямых инвестиций, то в 2001 г. в связи с поглощением компании «Оранж» компанией «Франс телеком» доля этих стран сократилась до 51%.

При этом 16% французских инвестиций было направлено в США и 10% – в

Великобританию. Среди стран Еврозоны лидером по притоку французских инвестиций является Бельгия, на ее долю пришлось 27% прямых инвестиций, на долю Германии –10%.

      В отличие от экспорта прямых инвестиций их импорт продолжает

увеличиваться, что говорит о растущей привлекательности Франции в глазах

иностранных инвесторов. Так, в 2001г. их объем составил 58,8 млрд. евро против 46,6 млрд. в 2000 г., увеличившись тем самым на 26%. Доля Франции в импорте прямых иностранных инвестиций Еврозоны составила 18%. При этом большая часть инвестиций пришлась на телекоммуникации и банковский сектор. Кроме них достаточно высокой привлекательностью пользуются электроника, химическая и фармацевтическая промышленности, гостиничный бизнес. Около 62% прямых инвестиций в 2001 г. (против 49% в 200 г.) пришло из стран Еврозоны. Бельгия и Нидерланды, в которых располагаются главные офисы нескольких международных холдинговых компаний, проинвестировали французскую экономику в размере 20% и 17% от общего объема прямых заграничных инвестиций, соответственно. Среди стран, не входящих в Еврозону, лидерами по величине инвестиций во Францию являются Великобритания (22%) и США (9%). Необходимо заметить, что рост французского импорта прямых иностранных инвестиций имеет особенно важное значение в связи с ее традиционно высоким уровнем безработицы, поскольку это способствует увеличению занятости. Так, например, только в 1997 году иностранные инвесторы создали во Франции

Информация о работе Франция как член Евросоюза