Анализ международной торговли услугами на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание

Цель работы – анализ международной торговли услугами на современном этапе.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

определение сущности международной торговли;
определение видов международной торговли;
анализ отраслевой структуры международной торговли;
определение тенденций развития мировой торговли.

Содержание

Введение 3
Глава I Международная торговля и ее роль в системе мирохозяйственных связей 5
§1 Сущность мировой торговли 5
§2 Теоретические основы международной торговли 10
Глава II Структура и виды мировой торговли 14
§1 Отраслевая структура мировой торговли 14
§2 Виды мировой торговли 16
§3 Современные тенденции в развитии мировой торговли 17
Заключение 26
Библиография 28

Работа состоит из  1 файл

Структура и динамика мировой торговли услугами.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 
 
 
 

 

     Введение

     Со  второй половины XX века стремительно набирает силу процесс глобализации хозяйственной  жизни. Количественно это находит  свое выражение в опережающих  динамику производства темпах роста  международного обмена товарами, услугами, капиталом. Качественная сторона нарастающей интернационализации - усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами.

     Россия  становится важным участником процесса глобализации мировой экономики. Рациональное использование сравнительных преимущество России (земля, природные ископаемые, сырье, основны ефонды, готовая продукции, высокий научно-технический потенциал в ряде отраслей) должно способствовать расширению ее участия в международном разделении труда.

     Результатом процессов глобализации и регионализации становится усиление конкуренции между странами, увеличение масштабов международной торговли, а также прогрессирующая интеграция национальных рынков в мировую экономику.

     Обозначенные  позиции и предопределяют актуальность и необходимость изучения заявленной темы.

     Цель  работы – анализ международной торговли услугами на современном этапе.

     В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • определение сущности международной торговли;
  • определение видов международной торговли;
  • анализ отраслевой структуры международной торговли;
  • определение тенденций развития мировой торговли.

     Объект  исследования – экономическое развитие стран на современном этапе.

     Предмет исследования – международная торговля.

     Курсовая  работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 
 

 

     Глава I Международная торговля и ее роль в системе мирохозяйственных связей

     §1 Сущность мировой  торговли

     Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями  при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право. А это отношения, основанные на капиталистической организации хозяйства, имеющего своей целью доставление прибыли как таковой. Так подходит к понятию торгового права классик нашей дореволюционной правовой науки Г.Ф. Шершеневич. С этим можно согласиться и сегодня1.

     Действительно, любая предпринимательская, коммерческая, банковская — торговая деятельность — это деятельность, связанная  с извлечением торговой прибыли, включая и производство, ориентированное на торговлю. Показательно, что, к примеру, в английском, французском, немецком и иных языках понятие торговля (trade, commerce, der Kommerz) шире, чем обычно понимается в русском языке, включает в себя, кроме торговли в узком смысле (купля-продажа), также и занятия ремеслом, любой иной коммерческого характера деятельностью, в т.ч. и производство.

     По  существу торговля в широком смысле состоит из отдельных ее разновидностей, и в каждой из них обязательно обнаружится торговая, коммерческая, “прибыльная” основа. Разница заключается в предмете и в формах коммерческих операций, лежащих в основе экономических взаимоотношений сторон. Например, в области обмена интеллектуальной собственностью товаром могут быть авторские, патентные и другие подобные права, а особыми сделками (лицензионными и т.п.) может оформляться уступка прав пользования этим специфическим товаром, по коммерческой сути своего рода аренда, прокат.

     Предметом торговли могут быть самые разнообразные ценности, блага, в том числе2:

     1) материальные ценности, вещи, движимое  и недвижимое имущество, т.е.  товар в узком смысле слова;

     2) “невидимые” статьи торговли, в  частности услуги, труд;

     3) результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность, информацию;

     4) деньги и ценные бумаги, ибо  на практике и деньги (особенно  “валюта”) могут быть товаром,  ибо ими можно торговать; тем  более это относится к ценным  бумагам. Торговля и валютно-финансовые  отношения трудноразделимы.

     Под международное торговое право в широком смысле слова Г.Ф. Шершеневич подводил право, регулирующее с одной стороны отношения по торговле одного государства к другому и отношения каждого из них к подданным (гражданам) другого; а с другой стороны, — взаимные отношения подданных (граждан) разных государств как частных лиц.

     Итак, что касается международного (межгосударственного) торгового права, нормы его распространяют свое действие по существу на все международные  экономические отношения, за вычетом  лишь норм, относимых нами к международному имущественному праву, т.е. норм, обеспечивающих международно-правовую защиту и порядок использования собственности (в т.ч. инвестиционной и интеллектуальной), пока она не включается в торговый оборот, а также норм международного налогового права, обеспечивающих международную налоговую упорядоченность.

     Не  случайно базовые договоры по урегулированию современных многообразных экономических  межгосударственных отношений продолжают по традиции именоваться торговыми.

     Международная торговля — торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности. Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт).

     Международная торговля поощряет эффективность производства при помощи перераспределения ресурсов от тех регионов, которые лучше  обслуживать при помощи импортирования в те отрасли промышленности, где страна имеет конкурентное преимущество по отношению к торговым партнерам. Вариации в конкурентном преимуществе разных стран отражаются в их различных структурах затрат (т.е. конкурентоспособной цены), а также в различном уровне квалификации (конкурентоспособность по дифференциации продукта). Они в свою очередь в большей мере определяются большими базовыми факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, капиталом) и степенью экономической зрелости (уровень дохода на душу населения, общие уровни издержек и цен, научная и техническая квалификация и т.д.). Наличие ресурсов и квалификации определяет выбор продуктов, которые страна сможет технически производить, в то время как относительные издержки, цена и дифференциация продукции определяет экономическую выгоду от производства продуктов, в которых она имеет относительное преимущество перед другими странами.

     Наделенность  факторами производства, а, следовательно и конкурентные преимущества фиксированы. С течением времени конкурентные преимущества меняются. Это может случиться в ответ на некоторые виды влияния3:

     1) правительство страны приступает  к выполнению структурных программ, ведущих к перераспределению  ресурсов. Например, страна, которая  на первый взгляд имеет преимущество  в поставке первичных продуктов, таких как хлопок или пшеница, может тем не менее отказаться от них или переместить акцент на индустриализацию и на установление конкурентного преимущества на произведенные товары, где добавленная стоимость всегда выше;

     2) в ответ на движения капитала на международном рынке и на передачу технологий, а также в случае перераспределения производства транснациональными корпорациями. Например, Малайзия имеет конкурентное преимущество в производстве каучука после того, как британские предприниматели основали и инвестировали средства в каучуковые плантации.

     Принимая  во внимание преимущества международной  торговли, нужно заметить, что оптимизация  подобных преимуществ достигается  в условиях свободной торговли (т.е. при отсутствии запретов и ограничений на торговлю, таких как тарифы и квоты). Эти взгляды разделяются международным сообществом после вступления в силу генерального соглашения по тарифам и торговле и формирования различных региональных блоков свободной торговли. На практике, однако, преимущества от международной торговли часто неравно распределяются между странами, и это неизбежно приводит к ситуации, когда национальные интересы ставятся выше международных обязанностей.

     Мировая торговля представляет собой наиболее простую и очевидную форму реализации международного разделения труда. Каждая страна в соответствии с ее природно-географическими условиями и уровнем технико-экономического развития в большей или меньшей степени участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле характеризуется двумя соотношениями: ввозом и вывозом товаров и услуг.

     Вывоз из страны товаров и услуг и  их реализация на внешних рынках называется экспортом. Экспортная ориентация страны, равно как и объем экспортируемых ею товаров и услуг, предопределяются экономической эффективностью их вывоза, а также рением целого ряда внутренних экономических и социальных проблем4.

     Ввоз  товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны называется импортом. Круг импортируемых товаров  и услуг определяется получением заметных преимуществ по сравнению с их внутренним производством. Экономия может быть связана как со сравнительными издержками, так и факторным дефицитом в данной стране при выпуске соответствующего товара. Кроме того, с помощью импорта быстро достигается насыщение спроса и удовлетворение потребностей в товарах и услугах, а также освобождение ресурсов, затрачиваемых на производство аналогичных благ.

     Ввоз  товаров с целью не реализации их на внутреннем рынке, а вывоза в  третьи страны называется реэкспортом. Это одна из форм извлечения выгод за счет “посредничества” или один из способов достижения определенной сбалансированности внешней торговли с несколькими странами-партнерами по внешнеэкономической деятельности. К реэкспорту прибегают и в тех случаях, когда хозяйствующие субъекты данной страны не могут выйти на внутренние рынки некоторых стран по тем или иным политическим, военно-стратегическим, экономическим причинам. В этом случае используются каналы внешнеэкономических связей партнеров из тех стран, с которыми существуют нормальные отношения. Реэкспорт может использоваться и для осуществления незаконных внешнеторговых операций.

     Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту называется внешнеторговым балансом страны, в котором операции по экспорту относятся к активным статьям, а операции по импорту — к пассивным. Общая сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот страны. Разность между суммой экспорта и суммой импорта образует сальдо внешнеторгового оборота. Сальдо торгового баланса положительное, если экспорт больше импорта и, наоборот, отрицательное — при превышении импорта над экспортом5.

     Соотношение экспорта и импорта товаров и  услуг открытой экономики оказывает  существенное влияние на экономическую  ситуацию в стране. Экспорт, как и потребление инвестиций, вызывает увеличение объема производства внутри страны.

     В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с  потребления и инвестиций на импорт, т.е. услуги, произведенные в других странах. А это уже повлечет сокращение спроса на продукты отечественного производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов.

     §2 Теоретические основы международной торговли

     Теоретические объяснения причин существования, развития и повышения роли торговли между  странами и народами появились позже возникновения самого международного обмена.

     Существует  два основных подхода к международной  торговле.

     Первый  подход предполагает свободную торговлю без ограничений со стороны государства,

     Фритредерство - политика государства, обеспечивающая полную свободу внешнеторговых операций. По-настоящему се научные основы, как и теории международной торговли в целом, были заложены в конце XVIII - начале XIX в. классиками английской политической экономии, прежде всего Д. Рикардо. Последний рассмотрел проблему преимуществ, которые получают страны в результате внешнеэкономической специализации, реализуемых в процессе внешней торговли.

     Классики  исходили из того, что определяющей в экономике является не торговля, а производство, благоприятные условия для осуществления которого обусловлены наличием ресурсов. Последние диктуют его специализацию, а, следовательно, и основные направления экспорта и импорта.

     Второй  подход - протекционизм, который предполагает государственное вмешательство во внешнюю торговлю6.

Информация о работе Анализ международной торговли услугами на современном этапе