Утилизация судов атомно-технического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:18, контрольная работа

Описание

В настоящее время в России разработана общая концепция утилизации АПЛ и программа их утилизации с помощью западных инвесторов успешно выполняется. Однако концепция утилизации судов АТО не разработана. Имеются отдельные примеры утилизации (конвертации) судов АТО, осуществленные по причине их аварийного состояния или необходимости вывода их эксплуатации, а также размещения на них дополнительного количества РАО. На некоторых судах АТО проведены подготовительные работы (выгрузка ОЯТ, РАО, перевод суда в отстой и т.д.) продиктованные выше назваными причинами.

Работа состоит из  1 файл

Утилизация судов атомно-технического обслуживания.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     5.3.Структуры,  обеспечивающие экологический  контроль, включая радиационный.

     На  предприятии, занятом утилизацией  судов АТО должна работать система  управления окружающей средой (СУОС), обеспечивающая контроль за факторами производственной среды на территории предприятия, территории санитарно – защитной и наблюдаемых  зон, включая радиационный контроль. Лаборатории, входящие в структуру СУОС должны быть аккредитованы в соответствии с назначением и подготовлены для работы при нормальном технологическом процессе и в аварийном режиме, укомплектованы современными приборами и подготовленными специалистами.

     Именно  отсутствие последних привело к  радиационному инценденту, повлекшему необоснованное облучение персонала  при проведении работ по реабилитации береговой технической базы ВМФ  в п. Гремиха. 
 

     6. Надзор и контроль за проводимыми работами.

     С самого начала работ в практическом решении широкого спектра задач  комплексной утилизации атомного флота  принимают участие многие ведомства  и организации. В их числе Росатом, ВМФ, Управление судостроительной промышленности Федерального агентства по промышленности, Министерство транспорта и коммуникаций, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление государственного надзора по ядерной и радиационной безопасности Министерства обороны РФ и др.

     Интересы  ведомств, с сожалению не всегда совпадают, а в некоторых случаях находятся в явном противоречии друг с другом. Беллона поддерживает выводы авторов Стратегического Мастер-плана о том, что целесообразно ориентироваться на позицию Росатома по комплексному подходу, как к утилизации АПЛ, так и всех остальных экологически опасных категорий объектов: атомные надводные корабли и суда, суда АТО, береговые технические базы.

     При этом, по мнению Беллоны, логическим и  целесообразным является передача надзорных  функций за утилизацией судов АТО на предприятиях Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Практический опыт в полном объеме такого надзора может быть получен при реализации проекта утилизации птб «Лепсе» уже в ближайшее время. Первоначально на стадии рассмотрения проекта, а далее на всех стадиях его реализации. Опыт текущего надзора за этим объектом эта служба уже накопила.  

     3. Опыт утилизации  судов АТО.

     До 1992 года выслужившие свой срок суда АТО, главным образом суда ВМФ, как  правило, захоранивались (затапливались) в море в специально выделенных для этих целей районах. При этом, учитывая отсутствие инфраструктуры по переработке ТРО, они максимально заполнялись такими отходами. Захоронения проводились в 6-ти районах северных морей и в 4-х районах дальневосточных морей. Всего затоплено в прибрежных водах России около 60 плавучих средств различных типов. В корпусах этих судов хранится более 20.000 м3 ТРО суммарной активностью более 5000 Ки, что составляет более 40 % общего количества всех затопленных в морях России ТРО.

     Отдельные примеры частичной утилизации или  конвертации судов АТО имели  место в ВМФ. Это было продиктовано, прежде всего, аварийным состоянием отдельных судов или необходимостью их подготовки к длительному отстою (спецтанкер «Амур», ТНТ-5).

     В гражданском атомном флоте имеется, пожалуй, единственный в России пример полной утилизации судна АТО, проведенной  на ФГУП РТП «Атомфлот» - утилизация плавучего контрольно–дозиметрического  пункта (ПКДП-5), принадлежащего ранее  ОАО «Мурманское морское пароходство» от разработки проекта до разделки судна на металлолом.

     Утилизация  судна была проведена с учетом требований действующей нормативно – технической документации и  начата после согласования проекта  утилизации со всеми надзорными организациями. Надзор за проводимыми работами осуществляли, морской Регистр РФ, Госатомнадзор, Госсаннадзор и другие организации.

     Следует отметить, что разработке проекта  предшествовало тщательное радиационное обследование судна, а проведению работ  в доке - удаление на плаву наиболее «загрязненных радионуклидами» конструкций судна. 

     4. Заключение.

     В России в настоящее время имеется  более 90 судов АТО различного типа, включая плавучие емкости. В аварийном  состоянии каждое третье судно АТО. Восемьдесят процентов судов АТО выработали установленные сроки и подлежат утилизации.

     Концепция утилизации судов АТО не разработана. Вместе с тем экологические риски  в местах эксплуатации, отстоя судов  АТО, связанные, прежде всего с потенциальным  загрязнением территории и акватории мест базирования возрастают.

     Утилизация  некоторых типов судов АТО  и, прежде всего, плавучих технологических  баз, на которых хранится ОЯТ, связана  с большими экологическими рисками, чем утилизация АПЛ по существующей схеме.

     По  мнению «Беллоны», при разработке концепции утилизации судов АТО и отдельных проектов необходимо учитывать: 

     1.Определить  критерии принятия решений по  приоритетности и этапах утилизации  судов АТО (вывод из эксплуатации, конвертация, отстой, утилизация).  

В числе приоритетов  должно быть:

- наличие ОЯТ  и РАО

- техническое  состояние судна 

В первую очередь  должны быть утилизированы аварийные  суда (затопленные и полузатопленные). 

     2.Определить  в каждом районе дислокации  судов АТО специализированное  предприятие для их утилизации  и на его базе создать промышленный центр утилизации. Предприятие должно иметь необходимую инфраструктуру и эффективную системы управления окружающей средой. 

     3.Вопросы  транспортировки судов АТО к  местам утилизации должны быть  в числе приоритетных. Аварийные  суда необходимо доставлять с помощью плавучих доков. Утилизация таких судов должна осуществляться в плавучих доках. 

     4. При разработке проектов утилизации  судов АТО с ОЯТ следует  разработать два варианта обращения  с ОЯТ с выгрузкой и без  выгрузки. Главным критерием приятия решений должны быть экологические риски, включая необоснованное облучение персонала и загрязнение окружающей среды.  

     5. Проекты утилизации судов АТО  должны предусматривать полную (по  этапам) утилизацию судна.  

     6. Необходима разработка унифицированных упаковок предназначенных для транспортировки и длительного хранения, прежде всего, высоко- и средне активных ТРО. 

     7. Оснащение предприятий, занятых  утилизацией судов АТО установками  по прессованию ТРО с максимальным  уменьшением их объема. 

     8. Создание в районах утилизации судов АТО могильников для РАО.  

     9. Целесообразным является передача  надзорных функций за утилизацией  судов АТО ВМФ на предприятиях  территориальному Управлению Федеральной  службы по экологическому, технологическому  и атомному надзору. 

     10. Выделение средств на реализацию  проектов утилизации судов АТО  должно проводиться только после  проведения Государственной экологической  экспертизы проекта и согласования  всеми надзорными органами в  России. 

     11. Необходимо обеспечить участие  общественности в принятии решений по проектам утилизации судов АТО (общественные экологические экспертизы, общественные слушания) в соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе». 
 

Информация о работе Утилизация судов атомно-технического обслуживания