Угон, кража, автомобиль, преступление, хищение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 02:13, реферат

Описание

Показатели раскрываемости краж автотранспорта, в том числе отдельно краж автомобилей, традиционно рассматриваются как одни из основных результатов деятельности органов внутренних дел. Специфичность указанных преступлений сделала необходимой выделение этого направления в качестве самостоятельной линии работы в подразделениях уголовного розыска и предварительного следствия, закрепление за ней наиболее опытных сотрудников.

Работа состоит из  1 файл

распечатать.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Приведенные особенности совершения и сокрытия краж автомобилей в  совокупности свидетельствуют о  том, что время примитивных преступников-одиночек прошло. Не взирая на то, что значительная часть раскрытых преступлений инкриминируется  всего лишь одному лицу, все-таки стоит признать, что кражи автомашин совершаются за редким исключением только группами, и участие в самых банальных из них - путем свободного доступа - принимают как минимум 2 человека.

Характерной чертой преступных групп, занимающихся хищениями автомобилей, является ориентация на определенные виды автотранспортных средств, имеющих спрос на потребительском рынке, хороший товарный вид и высокую стоимость. Группа отличается устойчивостью отношений, распределением ролей и наличием иерархии, использованием однотипных способов совершения преступлений и каналов сбыта похищенного. Доходы от преступного бизнеса становятся для участников группы основным источником обогащения. Наличие своеобразной конкуренции способствует разделению сфер деятельности.

В зависимости от масштаба преступной деятельности, степени сплоченности, получаемых доходов и границы  влияния можно выделить несколько  типов групп, специализирующихся на кражах автотранспорта.

К местным преступным группам относятся те из них, которые действуют в рамках одного населенного пункта, по месту жительства преступников; состоят из молодежи в возрасте до 20 лет и могут быть достаточно многочисленны – до 30 человек. Организационная структура группы не очень высока, и ее участники помимо краж автомашин совершают и другие преступления. Большинство неформальных лидеров и непосредственных исполнителей краж не имеют достаточных навыков совершения и сокрытия преступлений; главным для них является получение определенных материальных выгод от хищения. В целях уточнения предложенной автором классификации и отличия данного типа групп от нижеследующего стоило бы ограничить радиус действия группы не рамками всего населенного пункта, который может быть достаточно крупным, а пределами района и пограничных к нему территорий.

Следующую ступень занимает региональная преступная группа, состоящая из более старшей возрастной категории (до 24 лет) и имеющая больший диапазон действия: в пределах города, области, региона. Внутри этой группы существует распределение ролей на организаторов и исполнителей преступлений, а также лиц, осуществляющих переделку и демонтаж похищенных машин, и сбытчиков краденного. Старшие члены группы для выполнения черновой работы привлекают несовершеннолетних, которым проще избежать серьезного наказания в случае задержания.

Третий тип преступных групп  – межрегиональные. Их деятельность не ограничивается рамками одного региона, а распространяется на несколько. Территориальный размах их деятельности возможен благодаря устойчивости, строгой дисциплине, плановости действий, четкому распределению ролей, иерархии, целеустремленности, общности денежных интересов, использованию современных технических средств при совершении преступлений.

Транснациональные преступные группы отличаются еще более совершенной организацией и широким размахом преступной деятельности, выходящей за пределы одного государства. Имея черты, свойственные межрегиональным группам, они в то же время состоят из нескольких блоков и более законспирированы. Для них характерны коррумпированные связи с должностными лицами государственных учреждений, пограничной, таможенной служб и правоохранительных органов. Предметом посягательства транснациональных групп являются, как правило, дорогостоящие иномарки или новые автомашины отечественного производства, представляющие интерес для стран СНГ. Нередко автомобили похищаются партиями с заводов-изготовителей или торгующих организаций. Их легализация зачастую происходит с помощью самих сотрудников потерпевшего юридического лица.

Являясь высшей ступенью в лестнице организованной преступности, сообщество требует очень точной конкретизации  признаков, подлежащих доказыванию.

О существовании преступного сообщества могут свидетельствовать:

- наличие единых преступных  целей;

- разработка методов преступной  деятельности;

- планирование преступлений;

- определение способов совершения  преступлений и каналов сбыта  похищенного;

- руководство сообществом одним  или несколькими лицами;

- распределение обязанностей внутри  организации и ролей при совершении  преступлений и их сокрытии;

- наличие финансовой системы  в организации;

- межрегиональный или транснациональный  характер деятельности;

- разделение сфер влияния с  другими группировками;

- конспиративность внутри самой  организации;

- установление коррумпированных  связей с сотрудниками государственных  органов;

- применение мер дисциплинарного  воздействия в отношении членов  организации. 

 

  1. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Эффективность раскрытия и расследования краж автотранспортных средств во многом зависит от правильной оценки следователем сложившейся конкретной ситуации по уголовному делу. В зависимости от объема исходной информации о лице, совершившем преступное деяние, и предмете посягательства, можно выделить три типичные для данной категории преступлений следственные ситуации:

    1. известно лицо, совершившее преступление, и обнаружено похищенное автотранспортное средство;
    2. не известно лицо, совершившее преступление, но обнаружено похищенное автотранспортное средство;
    3. не известно лицо, совершившее преступление, и не обнаружено похищенное автотранспортное средство.

Система следственных действий в первой ситуации может быть следующей: задержание подозреваемых; их личный обыск; освидетельствование; допрос; обыски по месту жительства и работы; наложение ареста на имущество; осмотр места происшествия и предметов, например орудий взлома; осмотр транспортных средств (принадлежащих потерпевшим и подозреваемым); допрос потерпевших и свидетелей; выемка и осмотр документов на похищенное транспортное средство; получение образцов для сравнительного исследования; назначение криминалистических и иных экспертиз; предъявление задержанных и обнаруженных вещей для опознания; проверка и уточнение показаний на месте; проведение очных ставок, следственных экспериментов.

Во второй ситуации усилия следователя  должны быть направлены на максимальное использование возможностей по исследованию обнаруженного транспортного средства. С этой целью необходимо: осмотреть место происшествия, транспортное средство и местность, где оно обнаружено; допросить свидетелей из числа лиц, обнаруживших транспортное средство, оказавшихся по тем или иным причинам вблизи него, сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД; детально допросить об обстоятельствах кражи потерпевшего и других осведомленных лиц (сторожей, охранников, должностных, материально ответственных лиц, обслуживающий персонал); произвести выемку и осмотр документов на похищенное транспортное средство; получить необходимые образцы для сравнительного исследования; в зависимости от результатов осмотров назначить судебные экспертизы: биологическую, дактилоскопическую, товароведческую, транспортно-трасологическую, автотехническую, экспертизу восстановления уничтоженных маркировочных изделий, следов наложения (микрочастиц) и др.

В третьей ситуации организовать расследование наиболее сложно, так как полностью отсутствуют сведения о лице, совершившем преступление, и месте нахождения похищенного транспортного средства. В этом случае целесообразно начинать расследование с выдвижения общих версий.

Затем, с учетом данных криминалистической характеристики краж автотранспортных средств, разрабатывают частные  типовые версии. Основой для выдвижения типовых версий служат не столько  фактические данные, сколько профессиональный опыт, интуиция следователя, а также результаты обобщения судебно-следственной практики и знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории. В числе первоначальных следственных действий проводят: осмотр места происшествия; допрос потерпевшего; освидетельствование (при необходимости); допрос свидетелей из числа граждан, работающих и проживающих вблизи места кражи, родственников, знакомых потерпевшего; выемку документов на похищенное транспортное средство; осмотр документов и обнаруженных предметов; предъявление для опознания предметов и документов; получение образцов для сравнительного исследования; назначение судебно-медицинских и криминалистических экспертиз с целью выяснения вероятных признаков подозреваемых, орудий преступления и способов его совершения, отобразившихся в окружающей обстановке (следов рук, обуви, крови и т. п.).

Успешное раскрытие и расследование  краж автотранспортных средств во многом зависит от качества и своевременности  проведения таких следственных действий, как: осмотр места происшествия; осмотр транспортного средства, документов; задержание подозреваемого; обыск; допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Именно эти следственные действия направлены на установление события преступления, способа и следов его совершения, скрывшихся преступников и похищенных транспортных средств, а также на выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Осмотр места происшествия. Обстановка места происшествия по делам рассматриваемой категории может включать в себя несколько узлов: гараж, иное помещение или открытая стоянка, откуда было похищено автотранспортное средство; прилегающая местность; следы и предметы, имеющие значение для дела. Фиксации подлежат также размеры, расстояния, взаимное расположение объектов, повреждения на преградах и замках, т. е. такая информация, словесное описание которой представляет значительные трудности. Поэтому наряду с составлением протокола осмотра практика расследования краж автотранспорта требует уделять особое внимание графической фиксации обстановки места происшествия (составлению схем, планов, чертежей).

Осмотр транспортного  средства. Возможность проведения этого следственного действия возникает лишь при обнаружении разыскиваемого транспортного средства. Общий осмотр транспортного средства начинают с обзора места его обнаружения и окружающей обстановки. На прилегающей местности нужно искать следы перемещения транспортного средства, следы его демонтажа или замены отдельных узлов (агрегатов), в том числе номерных знаков. Особенно внимательным надо быть около автомобиля, где можно обнаружить следы обуви лиц, причастных к похищению. На стадии детального осмотра автомобиль условно разбивают на несколько частей, каждая из которых подлежит тщательному обследованию. Затем изымают следы и предметы, которые впоследствии могут стать вещественными доказательствами.

Допрос потерпевших — важная составная часть комплекса первоначальных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, проводимых на первоначалоном этапе расследования краж автотранспортных средств. Однако очередность и тактика его проведения должны определяться в зависимости от складывающейся следственной ситуации.

В первую очередь у потерпевшего выясняют: в какое время и где  была совершена кража; что представляет собой помещение или иное хранилище, откуда был похищен автомобиль; какие права на это помещение имеет потерпевший; каковы индивидуальные признаки и особые приметы похищенного автотранспортного средства; какое количество бензина оставалось в баке похищенного транспортного средства, каким было последнее показание спидометра; какие документы находились в похищенном автомобиле; какое другое имущество похищено из гаража, его наименование, индивидуальные признаки, стоимость; было ли застраховано автотранспортное средство; какие обстоятельства предшествовали преступлению; кто имел доступ к гаражу (иному хранилищу), откуда была совершена кража; какие следы или предметы оставили преступники на месте совершения преступления; кого подозревает потерпевший в совершении данного преступления; может ли потерпевший опознать преступников и похищенное имущество, по каким признакам и приметам.

Допрос свидетелей. В качестве свидетелей по делам о кражах автотранспорта могут быть допрошены, очевидцы преступления; работники учреждений, предприятий и фирм, где совершат кража; люди, постоянно проживающие или случайно оказавшиеся вблизи места происшествия; лица, предпринимавшие меры по предотвращению преступления, задержанию преступников; сторожа гаражных кооперативов и охранники автомобильных стоянок; сотрудники правоохранительных органов, в частности ГИБДД; работники сферы автообслуживания; родственники и знакомые потерпевшего.

В ходе допроса названной категории  свидетелей необходимо выяснить: в  какое время, где и каким способом совершена кража; какое автотранспортное средство похищено и кому оно принадлежит; сколько было преступников, их приметы, манеры; каков характер действий каждого преступника; какие орудия, предметы и инструменты использовались при совершении преступления; в каком направлении скрылись разыскиваемые; где находился свидетель в момент наблюдения за преступлением; знаком ли свидетель с потерпевшим или преступниками; кто еще мог видеть данное преступление.

Такие сведения следователь должен получить как можно раньше, ибо они необходимы для организации розыска скрывшихся преступников и похищенного автотранспортного средства по горячим следам.

Особенности тактики допроса добросовестных свидетелей практически не отличаются от тактики допроса потерпевших  и большой трудности не представляют.

Обыск по месту жительства и работы подозреваемого. Типичными объектами поиска (и изъятия) по делам рассматриваемой категории являются: похищенные автотранспортные средства, их узлы и агрегаты; иные похищенные предметы (запасные части к автомобилю, инструменты, механические и электронные средства противоугонной защиты, радиоприемники, магнитофоны, часы, емкости для горючесмазочных материалов и др.); чехлы, коврики, зеркала, и прочие предметы, если есть основание полагать, что они похищены из автомашины потерпевшего; орудия и инструменты, предназначенные для взлома запоров, замков, дверей или для сбивания номеров на частях автомашины; лакокрасочные материалы и приспособления для перекраски автомашин (краски, лаки, растворители, затвердители, мастики, грунтовки, пульверизаторы и т. п.); водительские документы потерпевших или их части; одежда, обувь и головные уборы, в которых находился преступник во время совершения преступления. Однако при обыске нельзя ограничиваться отысканием только перечисленных объектов. По месту работы, в квартире или в гараже подозреваемого могут находиться и другие вещи, добытые преступным путем, а также предметы, запрещенные к обороту. Поэтому каждая вещь, принадлежность которой у следователя вызывает сомнение, должна обязательно изыматься с целью ее последующего предъявления для опознания, оперативной и следственной проверки.

Информация о работе Угон, кража, автомобиль, преступление, хищение