Транзитный потенциал Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание

Цель работы –выявить пути повышения использования транзитного потенциала Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность транзитного потенциала;
рассмотреть структуру транзитного потенциала Республики Беларусь;
проанализировать динамику транзитных грузопотоков в Республике Беларусь и сопредельных государствах;
выявить направления развития транзитного потенциала страны.

Работа состоит из  1 файл

Транзитный потенциал.docx

— 4.55 Мб (Скачать документ)

Организуются  новые контейнерные поезда. Так, с  марта 2011 г. организовано движение контейнерного поезда из Чунцин (Китай) в Дуйсбург (Германия). Маршрут поезда проходит по территории Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши и Германии. Срок доставки груза из Чунцин в Дуйсбург составляет 16 – 18 суток.

С сентября 2011 г. так же организована доставка автокомплектующих ВМW из Лейпцига (Германия) в Шеньян (Восточный Китай). Перспективным представляется и пилотный проект по организации перевозок прямым ускоренным поездом из Китая в Бельгию через Казахстан, Россию, Беларусь, Литву, Польшу и Германию.

Ожидается, что в результате проведения вышеуказанной работы по привлечению транзитных грузопотоков в 2011 г. железнодорожным транспортом будет перевезено транзитом дополнительно к уровню 2010 г.  5,0 млн. тонн грузов, а общий объем транзитных перевозок в 2011 г. составит порядка 50,0 млн. тонн – 51,0 млн. тонн или 109,6 % – 111,8 % к уровню 2010 г [7].

 

2.2  Автомобильный транспорт

Выгодное географическое положение Республики Беларусь и  наличие на ее территории достаточно развитой, отвечающей требованиям международных  стандартов транспортной инфраструктуры по сравнению с сопредельными  странами, способствуют развитию транзитных перевозок через ее территорию.

Основной поток транзитного  автомобильного транспорта через территорию Республики Беларусь проходит по двум международным транспортным коридорам, определенным по международной классификации  под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IX Б.

Анализ объема транзитного  потока автомобильного транспорта через  территорию Республики Беларусь в 2010 г. показал, что автомобильными перевозчиками  из 39 государств выполнено 1073879 поездок грузовых автомобилей  транзитом через территорию Республики Беларусь (с учетом данных по белорусско-российскому участку границы). Данный показатель  на 249499 единиц или на 29,2 % выше  уровня, достигнутого в 2009 г. (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 – Количество транзитных поездок иностранных грузовых автомобилей через территорию Республики Беларусь за 2005 – 2010 годы

В первом полугодии 2011 г. тенденция  роста количества поездок грузовых автомобилей, принадлежащих иностранным  перевозчикам, продолжилась. За этот период автомобильными перевозчиками из 46 государств выполнено (без учета данных по белорусско-российскому участку границы) 311598 транзитных поездок грузовых автомобилей, что на 19,2 % больше, чем за аналогичный период 2010 г.

Наибольшее количество транзитных поездок, как правило, выполняют  перевозчики из государств, сопредельных с Республикой Беларусь. Так, в 2010 г. (с учетом данных по белорусско-российскому  участку границы) перевозчиками  Российской Федерации выполнено 424580 поездок или 39,5 % от общего их количества, перевозчиками Польши – 350406 поездок  или 32,6 %, перевозчиками Литвы – 162594 поездки или 15,1 %, перевозчиками Украины  – 31953 поездки или 3,0 % (рисунок 2.8).

 

Рисунок 2.8 – Структура транзитных поездок иностранных грузовых автомобилей через территорию Республики Беларусь в 2010 г. в разрезе государств регистрации перевозчиков

В первом полугодии 2011 г. (без  учета данных по белорусско-российскому  участку границы) перевозчиками  Российской Федерации выполнено 126602 поездок или 40,6 % от общего их количества, перевозчиками Польши – 86034 поездки или 27,6 %, перевозчиками Литвы – 46874 поездки или 15,0 %, перевозчиками Украины – 10526 поездки или 3,4 % (рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 – Структура транзитных поездок иностранных  грузовых автомобилей через территорию Республики Беларусь в первом полугодии 2011 г., в разрезе государств регистрации перевозчиков

 

На темп роста количества поездок грузовых автомобилей, принадлежащих  иностранным перевозчикам в первом полугодии 2011 г., оказало влияние  их  снижение на 9,7 %, произошедшее в  июне 2011 г. по отношению к маю этого же года (рисунок 2.10).

Рисунок 2.10 – Динамика изменения количества транзитных поездок через территорию Республики Беларусь грузовых автомобилей, принадлежащих иностранным перевозчикам


С похожей динамикой в  первом полугодии 2011 г. выполнялись  транзитные перевозки грузов автомобильным  транспортом и по маршруту Литва  – Латвия. Так, по данным Таможенной службы Латвии, за январь – июнь 2011 г. через латвийско-российскую границу выполнено 75780 поездок грузовых автомобилей, что на 14,1 % больше, чем за аналогичный период 2010 г. При этом количество таких поездок в июне  составило 13656, что на 3,6 % меньше чем в мае, но на 10,5 % больше чем в июне 2010 г. (рисунок 2.11).

Рисунок 2.11 – Динамика количества транзитных поездок грузовых

автомобилей через  территорию Латвии в 2010 г. и в первом полугодии 2011 г.

Снижение количества транзитных поездок иностранных перевозчиков во многом обусловлено запретом с 2 июня 2011 г. (из-за кишечной инфекции) импорта овощей из ЕС в Россию. По данным Федеральной таможенной службы России, снижение импорта овощей из стран ЕС в июне 2011 г. по сравнению с маем 2011 г. составило 38 %. Причем снижение является наиболее значительным в июне 2011 г. среди всех видов товаров, импортируемых Россией.

Общий объем  транзитных перевозок грузов автомобильным  транспортом через территорию Республики Беларусь (по данным таможенной статистики) в 2010 г. составил 11,169 млн. тонн, что, соответственно, на 20,7 % и 11,7 % выше уровня, достигнутого в 2009 г. (9,252 млн. тонн) и 2008 г. (10,0 млн. тонн) (рисунок 2.12).

 

Рисунок 2.12 – Объем перевозок грузов автомобильным транспортом транзитом через территорию Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы

Объем перевозок транзитных перевозок грузов автомобильным  транспортом через территории Украины  и Латвии так же увеличился в 2010 г. и составил 4,649 млн. тонн и 1,955 млн. тонн что, соответственно, на 36,9 % и 34,4 % выше уровня, достигнутого в 2009 г. (9,252 млн. тонн) и 2008 г. (10,0 млн. тонн)  (рисунок 2.12).

Тенденция роста объема транзитных перевозок грузов автомобильным  транспортом продолжилась и в  первом полугодии 2011 г. За этот период общий объем транзитных перевозок  грузов автомобильным транспортом  через территорию Республики Беларусь (по данным таможенной статистики) составил 6,236 млн. тонн, что на 11,1 % выше уровня, достигнутого за аналогичный период 2010 г. (5,603 млн. тонн).

Наибольшая часть общего объема транзита автомобильным транспортом  
(10,498 млн. тонн или 94,0 % в 2010 г. и  8,627 млн. тонн или 93,2 % в 2009 г.) проходит через территорию республики по направлению Запад – Восток. Главным образом это грузы, которые перевозятся в/из Российской Федерации (Приложение Б).  

В первом полугодии 2011 г. по направлению Запад – Восток и обратно перевезено 5,968 млн. тонн или 93,0 % от общего объема транзитных перевозок автомобильным транспортом через территорию республики (Приложение В).

Для сравнения общий объем  транзита в этом направлении по маршруту через Литву и Латвию (минуя  Республику Беларусь) в 2010 г. составил 1,955 млн. тонн, а в первом полугодии 2011 г. – 1,191 млн. тонн, что соответственно в 5,4 и 5,0 раз меньше, чем через территорию Республики Беларусь.

Общий объем транзита через  территорию Украины в 2010 г. составил 4,649 млн. тонн, а в первом полугодии 2011 г. – 2,289 млн. тонн, что соответственно в 2,3 и 2,7 раза меньше, чем через территорию Республики Беларусь.

В направлении Север –  Юг через территорию республики проходит порядка  6 – 8 %  общего объема транзита автомобильным транспортом (0,671 млн. тонн или 6,0 % в 2010 г., 0,625 млн. тонн или 6,8 % в 2009 г., 0,433 млн. тонн или 7,6 % в первом полугодии 2010 г. и 0,375 млн. тонн или 8,1 % в первом полугодии 2009 г.) (Приложения Б и В). Главным образом это грузы, которые перевозятся в/из Украины, Российской Федерации (Северо-Западный федеральный округ и Калининградская область) и государств Балтии [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Динамичный темп развития рыночной экономики, а также ожидаемое  вступление Республики Беларусь в ВТО, развитие интеграционных процессов  в рамках Таможенного Союза Беларуси, России, Казахстана и рост конкуренции  в сфере транзитных перевозок  ставят новые задачи перед экономикой страны.

Мировой опыт свидетельствует, что рост экономики приводит к  значительному росту объемов  грузоперевозок, как внутренних, так  и международных и транзитных. Но в условиях недостаточной развитости транспортной и логистической инфраструктуры, законодательной базы конкурентоспособность  транзитных перевозок на территории страны снижается.

Для увеличения объемов транзитных перевозок грузов по территории Республики Беларусь необходимо проведение постоянной и целенаправленной работы по созданию благоприятных для этого правовых, технических и экономических  условий.

Эта работа должна проводиться  как в рамках мероприятий Государственной программы, так в рамках иных программных документов. Первоочередное внимание при этом должно уделяться совершенствованию таможенного законодательства, внедрению современных информационных технологий таможенного контроля, развитию транспортной инфраструктуры.

Для совершенствования нормативной  правовой базы, регламентирующей условия  транзита, необходимо:

  • продолжить работу по упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей;
  • завершить формирование правовой базы Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан;
  • унифицировать нормативную правовую базу, регламентирующую условия транзита с правовыми нормами, применяемыми в рамках европейской транзитной системы;
  • усовершенствовать нормативные и технические правила, регламентирующие условия выполнения международных перевозок железнодорожным транспортом, а также иные правила, способствующие повышению транзитной привлекательности Республики Беларусь. 
  • проработать таможенное законодательство в части, касающейся регламентации таможенного сопровождения при перевозках грузов в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (далее – система МДП), а также в части применения системы  МДП на таможенной территории Таможенного союза.

Для сокращения времени простоя  транспортных средств за счет совершенствования  технологии таможенного контроля, в  первую очередь,  необходимо:

  • расширить сферу применения специальных сканирующих устройств  (так называемых мобильных инспекционно-досмотровых комплексов) и до 2015 г. оснастить ими все пункты таможенного оформления, размещенные в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (в настоящее время мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами оснащено только пять пунктов таможенного оформления на участках Государственной границы  с Польшей и Литвой);
  • внедрить, основываясь на опыте Российской Федерации, принцип «одна остановка – одно окно», суть которого состоит в том, что все функции государственного контроля на границе в отношении юридических лиц распределяются только между двумя службами: паспортный контроль осуществляет пограничная служба, а все остальные виды контроля – таможенная служба. Это позволит сократить время простоя транспортных средств в пограничных пунктах пропуска примерно в 2 раза.
  • обеспечить степень охвата автоматизированной системой электронного предварительного информирования не менее 90 % товаров, следующих через Государственную границу Республики Беларусь (в настоящее время автоматизированной системой электронного предварительного информирования обеспечивается осуществление таможенных операций в отношении 30 % товаров с использованием предварительной информации, поступившей в таможенные органы до их прибытия). Это позволит примерно в 1,5 раза сократить время простоя транспортных средств в пограничных пунктах пропуска.

Помимо вышеизложенных факторов, на привлекательность маршрутов  транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь оказывает значительное влияние уровень развития транспортной инфраструктуры, предназначенной  для  оказания всего спектра услуг  по транзиту и, в первую очередь, транспортно-логистических. Для развития всей транспортно-логистической  системы,  необходимо реализовать  ряд мер, направленных на либерализацию  системы ценообразования в сфере  перевозок грузов, снижение уровня документооборота и упрощение таможенных процедур, в том числе:

  • в полной мере использовать положения статьи 79 Таможенного Кодекса Таможенного союза, в части, закрепляющей право резидента Республики Беларусь (логистического оператора) производить таможенную очистку, груза следующего в адрес субъектов хозяйствования России и Казахстана;
  • внести поправки в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» от 1 января 2005 г. и в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ) от 1 сентября 1999 г. в части, касающейся предоставление отсрочки по уплате НДС до 180 календарных дней, для резидентов Республики Беларусь (логистических операторов), осуществивших таможенную очистку груза, следующего в адрес субъектов хозяйствования России и Казахстана;
  • законодательно закрепить специальную упрощенную процедуру таможенного оформления в логистических центрах.

Важную роль для увеличения транзитных перевозок играет также  и международное сотрудничество.

Развитие международного сотрудничества в области транзита необходимо для обеспечения  интеграции Республики Беларусь в общую европейскую  транзитную систему, что позволит, в  свою очередь, создать благоприятные  условия для привлечения:

– дополнительных объемов  транзита автомобильного, железнодорожного, воздушного и трубопроводного видов  транспорта, передачи электроэнергии, а также трафика электросвязи, проходящего коммутируемым транзитом  через Республику Беларусь;

– инвестиций на развитие и  модернизацию транзитной инфраструктуры.

Инвестиции на развитие и  модернизацию транзитной инфраструктуры будут направляться, в первую очередь, на обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования за счет обновления и модернизации основных производственных фондов всех отраслей, обеспечивающих транзит через территорию республики.

Информация о работе Транзитный потенциал Республики Беларусь