Самые выдающиеся паровозы мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:50, реферат

Описание

Угарная семерка: самые выдающиеся паровозы в истории
Сейчас о временах, когда на земле царили лязгающие и коптящие небо динозавры, напоминают разве что старые фотографии и одинокие памятники на подъездах к вокзалам. Но именно паровозы дали миру первые рекорды скорости, мощности и грузоподъемности.
Самый первый

Работа состоит из  1 файл

самые выдающиеся паровозы в истории.docx

— 281.54 Кб (Скачать документ)

Угарная семерка: самые  выдающиеся паровозы в истории

Сейчас о временах, когда на земле  царили лязгающие и коптящие небо динозавры, напоминают разве что  старые фотографии и одинокие памятники  на подъездах к вокзалам. Но именно паровозы дали миру первые рекорды  скорости, мощности и грузоподъемности.

Самый первый

 

Впервые «скрестить» паровой  двигатель и катящуюся по рельсам  тележку додумался британский инженер  Ричард Тревитик. В 1803 году он создал первый паровоз, а 21 февраля 1804 года во время испытаний прицепил к нему несколько вагонеток, тем самым проведя первый в мире поезд. Примечательно, что поначалу возможность вождения тяжелых составов по гладким рельсам была воспринята скептично, а в 1812 году был даже создан паровоз, в котором тяга была реализована за счет зубчатого колеса, катящегося по зубчатой рейке. Но как только локомотивы стали тяжелее, неверие в союз гладких рельсов и гладких колес как рукой сняло.

Первым же локомотивом, который  в далеком 1825 году потянул вагоны по первой в мире общественной железной дороге, стала машина Стефенсонов, которая и называлась соответственно – Locomotion №1, тем самым и дав миру один из первых железнодорожных терминов – локомотив. Он сохранился до наших дней, но уже как музейный экспонат – в Дарлингтонском железнодорожном музее.

 

Самый прямолинейно-бестолковый

 

Начало ХХ века стало пиковым  в истории развития паровозостроения. Не удивительно, что каждая страна пыталась перегнать противников в скорости, мощности и размерах. Молодой тогда  еще СССР не отставал от соседей  и в 1934 году выпустил 21-метровый локомотив  серии АА («Андрей Андреев») –  единственный в мире «магистральщик» с семью движущими осями на жесткой раме против обычных пяти (всего же осей было 11). Паровоз был огромным по всем параметрам и, собственно, это его и погубило. Гигант неплохо ходил по прямой, но с кривыми у него не заладилось с самого начала – он расстраивал пути на поворотах и сходил с рельсов на стрелках. Кроме того, даже «притулить» колоссальную машину куда-либо было проблематично: «АА» попросту не помещался на поворотных кругах и в стойлах паровозных депо. Поэтому практически сразу он был поставлен на прикол, а в 1960-х бесславно порезан на металл.

 

Самый олимпийский

 

В 1935 году берлинская фирма  Borsig выпустила настоящую легенду – паровозы BR 05. Выпущено их было всего три, причем все героические паровозы пережили войну. Эти локомотивы ходили под курьерскими поездами и обслуживали гостей и участников Берлинской Олимпиады. Выглядели машины, прямо скажем, футуристически и вполне в духе торжества идей третьего рейха: закрытые в обтекаемый кожух, выкрашенные в красный цвет, еще и с олимпийскими кольцами на борту. А в 1936 году «Борзиг» с порядковым номером «002 борзо» установил мировой рекорд скорости того времени, разогнавшись до 200,4 км/ч.

 

Самый быстрый

 

Самым быстрым за всю история  паровозостроения стал британский локомотив  класса А4 – Mallard. Выглядел он не менее впечатляюще, чем его немецкий предшественник – обтекаемый корпус, двойная дымовая труба и колеса более 2 м в диаметре. Он был разработан для длительных поездок на скоростях свыше 160 км/ч. В 1938 году паровоз сумел разогнаться до 202,7 км/ч, и этот рекорд так никто и не побил. По крайней мере, официально. Впрочем, стоит отметить, что поезд, во-первых, шел на рекорд под небольшой уклон, а во-вторых, сразу после этого «сдулся» и буквально еле доковылял до ремонтных мастерских – в отличие от немецкого рекордсмена.

 

Самый тяжелый

Самыми тяжелыми и мощными  паровозами могут похвастаться США: в 1941-1944 там построили 25 локомотивов  класса 4000 с красноречивым названием  «Здоровяк». Это были спаренные паровозы с восемью движущимися осями (по четыре на каждого), ставшие самыми крупными серийными локомотивами в  мире – общая длина вместе с  тендерами превышала 40 метров, а  масса достигала почти 550 тонн. Эти  тягачи были относительно тихоходны  – 70 км/ч – и использовались на грузовых перевозках. Интересно, что  прозвище этих машин вошло в обиход с легкой руки безымянного работника  завода-производителя, написавшего  мелом на борту ставшее пророческим  «Big Boy».

 

Самый массовый

Российский, а впоследствии и советский паровоз класса «Э»  стал самым массовым локомотивом  за всю историю паровозостроения. Первые машины этого типа вышли на рельсы еще в 1912 году, последние, уже  значительно доработанные – в 1957-м. Причем над производством «Эшаков» трудились не только шесть отечественных, но еще и более двух десятков заграничных заводов. Локомотив оказался весьма неприхотливым и работал как на грузовых, так и на пассажирских перевозках. Всего за 45 лет было выпущено более 11 тысяч этих паровозов - такой массовостью не может похвастаться ни один из конкурентов. И хотя увидеть «Эшки» на линии сейчас вряд ли удастся – разве что, на постаменте – но увидеть их на ходу можно во многих фильмах, начиная от «Неуловимых мстителей» и заканчивая «Адмиралом».

 

Самый уникальный

Хотя вынесенное в заголовок  утверждение может показаться кому-то неубедительным, но все-таки локомотив «Иосиф Сталин» в наших широтах по легендарности, пожалуй, обойдет многих.

«ИСка» стала гордостью советского паровозостроения – на момент создания это был самый мощный пассажирский паровоз в Европе, и именно ему досталось Гран-при на Всемирной парижской выставке 1937-го года. Именно «ИС» тягал и еще один символ советского времени – «Красную стрелу», ночной экспресс «Москва–Ленинград». И именно «Сталины» были наиболее быстроходными, разгоняясь до 115 км/ч, а в обтекаемом кожухе – и до 155 км/ч. При этом у«Иосифа Виссарионовича» была своя особенность: он был сильно унифицирован с грузовым и идеологическом братом, паровозом ФД – «Феликсом Дзержинским», что здорово упрощало его ремонт и эксплуатацию. Именно«Дзержинским» паровоз в результате и стал: в 1962 году, в разгар борьбы с культом личности, все «ИС» были переименованы в «ФД» с приставкой«пассажирский».

До нынешнего времени в мире сохранился лишь один «Иосиф Сталин», причем в довольно неплохом состоянии – именно его можно увидеть на пьедестале, подъезжая к киевскому вокзалу.


Информация о работе Самые выдающиеся паровозы мира