Расчёт основных параметров зубчатой передачи тягового электродвигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание

Сравнивая полученные данные проектируемого тягового двигателя с показателями серийных двигателей отечественного производства, можно сделать вывод о том, что двигатель получился выгодным с точки зрения расхода материалов.
Для количественной оценки регулировочных свойств применяется коэффициент использования мощности, который рассчитывается по формуле

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. РАСЧЁТ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 8
2. РАСЧЁТ ДИАМЕТРОВ ЯКОРЯ И КОЛЛЕКТОРА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 16
3. РАСЧЁТ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 21
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ПАЗОВ И ЗУБЦОВ ЯКОРЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 29
5. РАСЧЁТ ДЛИНЫ ПАКЕТА СТАЛИ ЯКОРЯ И ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ КАТУШКИ ЯКОРЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 37
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ КОЛЛЕКТОРА И ЩЁТОК ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 46
7. РАСЧЁТ КОМПЕНСАЦИОННОЙ ОБМОТКИ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 51
7.1. Определение параметров компенсационной обмотки 51
7.2. Расчёт зубцового слоя компенсационной обмотки 54
7.3. Расчёт сопротивления и массы меди компенсационной обмотки 61
8. РАСЧЁТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 63
8.1. Выбор типа магнитной цепи 63
8.2. Сердечник якоря 63
8.3. Сердечник главного полюса 67
8.4. Остов (ярмо) двигателя 68
8.5. Воздушный зазор под главными полюсами ТЭД 72
9. МАГНИТОДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ГЛАВНОГО ПОЛЮСА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 74
9.1. Магнитодвижущая сила на стальных участках магнитной цепи 74
9.2. Магнитодвижущая сила в воздушном зазоре 77
9.3. Магнитодвижущая сила реакции якоря 78
9.4. Параметры катушки главного полюса 79
10. РАСЧЁТ КОММУТАЦИИ И ДОБАВОЧНОГО ПОЛЮСА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 85
10.1. Реактивная электродвижущая сила 85
10.2. Сердечник добавочного полюса 91
10.3. Параметры катушки добавочного полюса 94
11. РАСЧЁТ ПОТЕРЬ И КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 102
11.1. Потери в тяговом электродвигателе 102
11.2. Коэффициент полезного действия тягового электродвигателя 109
12. РАСЧЁТ И ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 110
12.1. Характеристика намагничивания тягового электродвигателя 110
12.2. Расчёт электромеханических характеристик тягового электродвигателя 114
13. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 124
14. ПОДВЕСКА И ПРИВОД ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 130

Работа состоит из  1 файл

Расчеты.docx

— 1.21 Мб (Скачать документ)
  1. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
    1. Определение диаметра делительной окружности зубчатого колеса

 

Определим диаметр делительной окружности зубчатого колеса по формуле

 

                        ,                                          (1.1)

 

где – диаметр бандажа колеса электровоза по кругу катания;

       в – зазор между кожухом зубчатой передачи и головкой рельса       (клиренс), который согласно [1] принимается , ;

       Δ – расстояние от делительной окружности зубчатого колеса до наружной поверхности кожуха редуктора, который согласно [1] принимается , .

 

.

 

    1. Расчет максимально возможного передаточного отношения передачи из условий прочности конца вала и тела шестерни

 

Рассчитаем  максимально возможное передаточное отношение передачи из условий прочности  конца вала и тела шестерни по формуле

 

                                      

                                   ,                                          (1.2)

 

где – номинальная мощность тягового двигателя,  отнесенная к концу вала, в данном курсовом проекте принимаем двустороннюю передачу, при которой , необходимость применения данного вида передачи обусловливается в п. 1.4;

      – номинальная скорость движения электровоза;

  – при двусторонней передаче.

 

.

 

    1. Расчет номинальной частоты вращения якоря

 

Вычислим  номинальную частоту вращения якоря  по формуле

 

                                    ,                                            (1.3)

 

.

 

1.4 Расчет номинального вращающего момента тягового электродвигателя

 

Рассчитаем номинальный вращающий  момент тягового двигателя по формуле

 

                                                 ,                                             (1.4)

 

где – исходная номинальная мощность двигателя.

 

.

Используя опыт проектирования тяговых  электрических машин и учитывая высокие значения вращающего момента  на валу тягового электродвигателя,  для нашего проекта выбираем двустороннюю тяговую передачу с косозубыми зубчатыми  колесами вследствие их явного преимущества по сравнению с прямозубыми зубчатыми  колесами.

1.5 Определение нормального модуля зубчатой передачи

 

Нормальный модуль зубчатой передачи определяем по графику, приведенному на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1.1 – График зависимости модуля от соотношения Мн/к.

 

 На этом рисунке область 1 – для передачи с прямыми зубьями, а область 2 – для передач с косыми зубьями (коэффициент момента к=1 при односторонней, а к=2 при двусторонней передаче).

 

 

В соответствии с ГОСТ 9563-60 принимаем модуль передачи mn=11 мм.

 

1.6 Определение торцевого модуля передачи

 

Определим торцевой модуль передачи  по формуле

 

                                       ,                                                     (1.5)

 

где – угол наклона зубьев тяговых передач современных электровозов отечественного производства.

 

.

 

1.7 Расчет числа зубьев зубчатого колеса

 

Рассчитаем  число зубьев зубчатого колеса по формуле

 

,                                                       (1.6)

 

.

 

Число зубьев округляем до ближайшего меньшего целого числа, т. е.

 

.

 

1.8 Расчет принятого диаметра делительной окружности зубчатого колеса

 

Принятый  диаметр делительной окружности зубчатого колеса найдем по формуле

         

                    ,                                     (1.7)

 

.

 

1.9 Расчет числа зубьев шестерни

 

Рассчитаем  число зубьев шестерни по формуле

 

                                         ,                                                   (1.8)

 

.

 

Число зубьев шестерни округляем до ближайшего большего целого числа, т. е.

.

Число зубьев шестерни из условий прочности зуба у основания должно быть при косозубой передаче . При расчете данного пункта это условие выполняется.

 

1.10 Расчет диаметра делительной окружности шестерни

 

Вычислим  диаметр делительной окружности шестерни по формуле

 

                          ,                                          (1.9)

 

.

 

1.11 Расчет принятого передаточного отношения зубчатой передачи

 

Принятое  передаточное отношение зубчатой передачи определим по формуле

                                  ,                                        (1.10)

 

.

 

 

1.12 Расчет централи передач

 

Централь  передачи – расстояние  между  осью колесной пары и осью вала тягового электродвигателя.

 

            ,                          (1.12)

 

где – величина обычно применяемой коррекции зацепления.

 

.

 

Эскиз зубчатой передачи представлен  на рисунке 1.2.

 

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАМЕТРОВ ЯКОРЯ И КОЛЛЕКТОРА

2.1 Расчет предварительного диаметра якоря

 

Расчет предварительного диаметра якоря, с которым должна быть увязана централь машины, выполним по формуле

 

,                                                  (2.1)

 

где для двигателей класса изоляции В;

      для двигателей с изоляцией класса F.

         Предварительно выбираем двигатель с изоляцией класса B, где .

 

.

 

 

2.2 Проверка диаметра якоря по его допустимой максимальной скорости

 

Проверку диаметра якоря по его допустимой максимальной скорости выполним по формуле

 

,                           (2.2)

 

где

,                                   (2.3)

 

,

 

.

 

Полученное значение допустимой максимальной скорости при предварительно подобранном диаметре якоря удовлетворяет условию (2.2).

 

2.3 Уточнение значения централи

 

Уточним значение централи в зависимости  от предварительно принятого диаметра якоря  по коэффициенту централи по формуле

 

,                                               (2.4)

 

где – коэффициент централи, который для тягового двигателя с круглым остовом с составляет 1,03...1,22, в нашем случае выберем .

 

 

Данное значение централи мало отличается от принятого ранее, поэтому окончательно примем значение централи, округлив его в  большую сторону  в целях удобства при изготовлении до целого числа, т. е.

 

Ц=530 мм.

 

Также округлим значение диаметра якоря до стандартного с учетом обеспечения минимума отходов при раскройке листа стали, получим

 

.

 

2.4  Расчет диаметра коллектора

 

Вычислим  диаметр коллектора по формуле

 

,                                             (2.6)

 

где – число коллекторных пластин;

       – коллекторное деление, мм.

Коллекторное  деление по технологическим соображениям должно быть , в нашем случае принимаем

         Число коллекторных пластин рассчитываем по формуле

 

,                                                  (2.7)

 

где – напряжение на зажимах ТД;

      – число полюсов;

      – среднее межламельное напряжение для двигателей пульсирующего тока, которое должно быть  , в нашем случае  

,

 

 

2.5 Проверка  значений диаметров якоря и коллектора

 

Найденные  значения диаметров якоря и коллектора должны находиться в соотношении

 

,                                         (2.8)

 

.

 

Условие (2.8) выполняется.

 

3  РАСЧЕТ  ОБМОТКИ ЯКОРЯ

3.1 Расчет номинального тока тягового двигателя

 

Вычислим  номинальный ток тягового двигателя  по формуле

 

                                 ,                                          (3.1)

 

где – к.п.д. двигателя.

Учитывая  опыт проектирования тяговых двигателей к.п.д. предварительно принимаем .

 

.

 

    1.  Определение числа секций якорной обмотки

 

Обмотки тягового электродвигателя выполняют в виде катушек (секций) с числом витков .

Число секций обычно равно числу коллекторных пластин:

 

                                   ,                                                    (3.2)

 

.

 

    1.  Расчет числа активных проводников обмотки якоря

 

Вычислим  число активных проводников обмотки  якоря по формуле

                                  

       ,                                                   (3.3)

 

.

 

    1.  Расчет линейной нагрузки при номинальном режиме

 

Рассчитаем  линейную нагрузку при номинальном режиме по формуле

                               

,                                           (3.4)

 

где   – ток в проводнике обмотки якоря, А;

     – число активных проводников в пазу;

      – зубцовое деление якоря , мм.

Найдем  ток в проводнике обмотки якоря

 

                                          ,                                                  (3.5)

 

где – число параллельных ветвей обмотки якоря, для простой петлевой обмотки .

 

.

 

Найдем  количество активных проводников в пазу якоря по формуле

 

                                         ,                                             (3.6)

 

где – число коллекторных пластин (ламелей) на паз.

Число ламелей  на паз якоря определим по формуле

 

                               ,                                                 (3.7)

 

где – число пазов якоря.

Число пазов  якоря выбираем предварительно по графику, изображенному на рисунке 2, в зависимости  от диаметра якоря. В нашем случае при полученные значения пазов якоря увеличиваются в 1,5 раза.

Рисунок 3.1 – Зависимость числа пазов якоря от его диаметра

 

В соответствии с рисунком 3.1 для тягового электродвигателя с диаметром якоря и с числом пар полюсов

 

.

 

Число пазов, приходящихся на один полюс, должно быть в пределах

 

 

.

 

Проконтролируем правильность выбора Z через величину зубцового деления, которая должна быть

 

,                                     (3.8)

 

.

 

Итак, число ламелей на паз

 

,

 

Зная, что  число коллекторных пластин на паз зависит от напряжения на выводах тягового электродвигателя, примем .

Информация о работе Расчёт основных параметров зубчатой передачи тягового электродвигателя