Расчет элементов проточной части центробежных насосов и их характеристик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание

Более логичной представляется классификация, основанная на различиях в принципе действия. С этой точки зрения все существующие в настоящее время насосы могут быть разделены на следующие основные группы: лопастные насосы, объемные насосы и струйные насосы, Особую группу составляют водоподъемники некоторых специальных типов.

Содержание

1. Введение
1.1. Классификация насосов 3
1.2. Принцип действия насосов 4
1.3. Основные параметры насосов 7

2. Конструктивный расчет рабочего колеса заданного насоса 8
2.1. Расчет подачи насоса 8
2.2. Построение графиков скоростей 8
2.3. Определение теоретического напора и давление насоса 11
2.4. Определение полезной мощности насоса 12
2.5. КПД и потребляемая мощность насоса 12

3. Выводы 13

4. Эксплуатация насоса 14

5. Графическая часть 17

Список используемой литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Центробежный насос.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)


        

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Уральский государственный  технический университет - УПИ»

Нижнетагильский технологический  институт (филиал)

 

 

 

 

Кафедра «Промышленная  теплоэнергетика»

 

 

 

РАСЧЕТ  ЭЛЕМЕНТОВ ПРОТОЧНОЙ  ЧАСТИ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИК

 

Курсовая работа по предмету:

 «Нагнетатели и тепловые двигатели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель                                                             В.К. Кривошеенко

Студент                                                                        Молоканов В.В.

Группа                                                                          2677 ПТЭ

Вариант                № 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Н. Тагил 

2009

                          СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение          

1.1. Классификация насосов        3

1.2. Принцип действия насосов        4

1.3. Основные параметры насосов       7

 

2. Конструктивный расчет рабочего колеса заданного насоса              8

2.1. Расчет подачи насоса                                                      8

2.2. Построение графиков скоростей        8

2.3. Определение теоретического  напора и давление насоса                 11

2.4. Определение полезной мощности насоса                                          12

2.5. КПД и потребляемая  мощность насоса                                             12

 

3. Выводы          13

 

4. Эксплуатация насоса                                                                              14

 

5. Графическая часть         17

 

Список используемой литературы      18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ НАСОСОВ.

 

Насосы являются одним из наиболее распространенных видов машин, причём их конструктивное разнообразие чрезвычайно велико. Поэтому классификация насосов по их назначению весьма затруднительна. Более логичной представляется классификация, основанная на различиях в принципе действия. С этой точки зрения все существующие в настоящее время насосы могут быть разделены на следующие основные группы: лопастные насосы, объемные насосы и струйные насосы, Особую группу составляют водоподъемники некоторых специальных типов.

Лопастные насосы преобразуют энергию за счет динамического взаимодействия потока перекачиваемой жидкости и лопастей вращающегося колеса, которое и является основным рабочим органом насоса.

 Объемные насосы работают по принципу вытеснения, который заключается в создании гидравлической системы, имеющей изменяющийся объем. Если этот объем заполнить перекачиваемой жидкостью, а затем его уменьшить, то жидкость будет вытесняться в напорный трубопровод.

Струйные насосы работают по принципу смешения потока перекачиваемой жидкости со струёй жидкости, пара или газа, обладающей большим запасом кинетической энергии.

Необходимо отметить, что, несмотря на большие различия в  принципе действия, конструкции насосов  всех типов, включая насосы, применяемые в системах водоснабжения и канализации, должны удовлетворять требованиям, к числу которых в первую очередь относятся:

- надежность и долговечность  работы;

- экономичность и  удобство эксплуатации;

- изменение  рабочих  параметров  в  широких  пределах  при условии сохранения высокого КПД;

- минимальные габариты  и вес;

- простота устройства, заключающаяся в минимальном  числе деталей и полной их  взаимозаменяемости;

- удобство монтажа  и демонтажа.

Выбор типа насоса в каждом конкретном случае производится с учетом его эксплуатационных и конструктивных качеств, наиболее полно удовлетворяющих технологическому назначению рассматриваемой насосной станции.

По числу рабочих  колёс различают одноступенчатые и: многоступенчатые насосы.

В многоступенчатых насосах  перекачиваемая жидкость проходит последовательно  через ряд рабочих колес, насаженных на общий вал. Создаваемый таким  насосом напор равен сумме  напоров, развиваемых каждым колесом. В зависимости от числа колес (ступеней) насосы могут быть двухступенчатыми, трехступенчатыми и т. д.

По величине создаваемого напора центробежные  насосы разделяются на:

- низконапорные (напор  до 20 м)

- средненапорные (20—60 м) 

- высоконапорные (свыше  60 м).

По способу подвода  жидкости к рабочему колесу различают насосы с односторонним подводом и насосы с двусторонним подводом, или так называемые центробежные насосы двустороннего входа (рис.1).

По способу отвода жидкости из рабочего колеса насосы разделяются на спиральные и турбинные.

В спиральных насосах перекачиваемая жидкость из рабочего колеса поступает непосредственно в спиральный канал корпуса и затем либо отводится в напорный трубопровод, либо по переточным каналам поступает к следующим колесам.

В турбинных насосах  жидкость, прежде чем попасть в спиральный отвод, проходит через систему неподвижных лопаток, образующих особое устройство, называемое направляющим аппаратом.

По компоновке насосного  агрегата (расположению вала) различают насосы горизонтальные и вертикальные.

По способу соединения с двигателем центробежные насосы разделяются на приводные (со шкивом или редуктором), соединяемые непосредственно с двигателями с помощью муфты, и моноблочное, рабочее колесо которых устанавливается на удлиненном конце вала электродвигателя.

По роду перекачиваемой жидкости, насосы бывают водопроводные, канализационные, теплофикационные (для горячей воды), кислотные, грунтовые и др.

Напор одноступенчатых  центробежных насосов, серийно выпускаемых  промышленностью,  достигает 120 м,  подача – 15 м3/с Параметры центробежных насосов специального изготовления, как одноступенчатых, так и многоступенчатых, могут быть значительно  выше.

 

1.2. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НАСОСОВ.

 

Центробежные  насосы составляют весьма обширный класс насосов. Перекачивание жидкости или создание давления производится в центробежных насосах вращением одного или нескольких рабочих колес. Большое число разнообразных типов центробежных насосов, изготовляемых для различных целей, может быть сведено к небольшому числу основных их типов, разница в конструктивной разработке которых продиктована в основном особенностями использования насосов.

В результате воздействия  рабочего колеса жидкость выходит из него с более высоким давлением  и большей скоростью, чем при  входе. Выходная скорость преобразуется  в корпус насоса в давление перед выходом жидкости из насоса. Преобразование скоростного напора в пьезометрический частично осуществляется в спиральном отводе 1 (см. рисунок 1) или направляющем аппарате 3. Несмотря на то, что жидкость поступает из колеса 2 в канал спирального отвода с постепенно возрастающими сечениями, преобразование скоростного напора в пьезометрический осуществляется главным образом в коническом напорном патрубке 4. Если жидкость из колеса попадает в каналы направляющего аппарата 3, то большая часть указанного преобразования происходит в этих каналах.

Рис. 1. Схема  насоса со спиральным отводом 

a — без направляющего  аппарата; б —с направляющим аппаратом

 

Направляющий  аппарат был введен в конструкцию  насосов на основании опыта работы гидравлических турбин, где наличие  направляющего аппарата является обязательным. Насосы ранних конструкций с направляющим аппаратом назывались турбонасосами.

Наиболее распространенным типом центробежных насосов являются одноступенчатые насосы с горизонтальным расположением вала и рабочим колесом одностороннего входа. На рис. 2 показана насосная установка, состоящая из центробежного насоса 3 типа НЦС, электродвигателя 5, служащего приводом для насоса и смонтированного вместе с ним на раме 6.

Рис. 2. Схема  центробежного самовсасывающего насоса НЦС-1

Этот насос  применяется в основном для откачивания чистой воды при разработке котлованов под фундаменты и траншеи, также для других подобных работ в различных отраслях промышленности и строительства. Насос оборудован всасывающим рукавом 2, снабженным фильтром 1 и напорным патрубком 4. Привод насосов этого типа, помимо электродвигателя, может осуществляться бензиновыми двигателями внутреннего сгорания.

Насосы с  колесами двустороннего всасывания — типа Д нашли большое применение в современной практике. У этих насосов имеется раздваивающийся полуспиральный подвод 3. В рабочем колесе 1 эти потоки соединяются и выходят в общий спиральный отвод. Разъем корпуса насоса горизонтальный, благодаря чему обеспечивается возможность вскрытия, осмотра, ремонта, замены отдельных деталей и всего ротора без демонтажа трубопроводов (напорный и всасывающий патрубки подсоединены к нижней части корпуса). Вал насоса защищен от износа закрепленными на валу сменными втулками. Эти же втулки крепят рабочее колесо в осевом направлении. Сальники, уплотняющие подвод насоса, имеют кольца гидравлического затвора 2. Жидкость подводится к ним под давлением из отвода насоса по трубам. Радиальная нагрузка ротора воспринимается подшипниками скольжения. Для фиксации вала в осевом направлении и восприятия осевого усилия, которое может возникнуть при неодинаковом изготовлении или износе одного из уплотнения рабочего колеса, в левом подшипнике имеются радиально-упорные шарикоподшипники 4. Насосы двухстороннего всасывания имеют большую высоту всасывания, чем насосы одностороннего всасывания при тех же подаче и частоте вращения вала.

 

Рис. 3. Одноступенчатый  насос двустороннего всасывания

 

1.3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ.

 

Насосы представляют собой гидравлические машины, предназначенные для перекачивания жидкостей. Преобразуя механическую энергию приводного двигателя в механическую энергию движущейся жидкости, насосы поднимают жидкость на определенную высоту, перемещают ее на необходимое расстояние в горизонтальной плоскости или заставляют циркулировать в какой-либо замкнутой системе.

Выполняя одну или несколько  упомянутых функций, насосы в любом  случае входят в состав оборудования насосной станции. В этой схеме для  привода насоса используется электродвигатель, подключенный к электрической сети. Вода или другая рабочая жидкость всасывается насосом из нижнего бассейна и перекачивается по напорному трубопроводу в верхний бассейн за счет преобразования энергии двигателя в энергию жидкости. Энергия жидкости после насоса всегда больше, чем перед насосом.

Основные параметры  насосов.

Напор представляет собой разность удельных энергий жидкости в сечениях после и до насоса, выраженную в метрах. Напор, создаваемый насосом, определяет предельную высоту подъема или дальность перекачки жидкости.

Подача, т.е. объем жидкости, подаваемой насосом в напорный трубопровод в единицу времени, измеряется.

Мощность, затрачиваемая насосом, необходима для создания нужного напора и преодоления всех видов потерь, неизбежных при преобразовании подводимой к насосу механической энергии в энергию движения жидкости по всасывающему и напорному трубопроводам. Измеряемая в кВт мощность насоса определяет мощность приводного двигателя и суммарную (установленную) мощность насосной станции.

Коэффициент полезного действия учитывает все виды потерь, связанных с преобразованием механической энергии двигателя в энергию движущейся жидкости. КПД определяет экономическую целесообразность эксплуатации насоса при изменении остальных его рабочих параметров (напора, подачи, мощности).

 


                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КОНСТРУКТИВНЫЙ РАСЧЕТ

РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЗАДАННОГО НАСОСА

 

 

Исходные данные:

тип насоса: СЭ 800-160

число оборотов в минуту   n=3000;

диаметр входного отверстия   D1=130 мм;

диаметр выходного отверстия   D2=350 мм;

число лопаток  8;

радиальная  составляющая абсолютной скорости на выходе  С2r=10 м/с;

радиальная  составляющая абсолютной скорости на выходе  С1r= 4м/с;

ширина рабочего колеса  b = 30 мм;

угол наклона лопатки   < 90 ;

 

 

2.1. РАСЧЕТ ПОДАЧИ НАСОСА

 

Подача – это количество жидкости перемещаемой в единицу времени. Если подачу измеряют в единицах объема, то ёе называют объемной и обозначают Q. Подача насоса зависит от размеров и скорости движения его рабочих органов и свойств трубопроводной системы, в которую он включен.

 

3/с)

где:

- D2 – диаметр выходного отверстия рабочего колеса, м;

- b – ширина рабочего  колеса, м:

- С2r - величина абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса, м/с.

 

=

 

 

 

2.2. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ СКОРОСТЕЙ

 

1. Вектор окружной  скорости  направлен по касательной к данной точке рабочего колеса радиусом R в сторону вращения рабочего колеса

 

где:

  • ω0 – скорость вращения колеса (об/мин);
  • D – диаметр отверстия рабочего колеса. (D1 – диаметр входного отверстия, D2 – диаметр выходного отверстия), м
  • 60 – перевод из минут в секунды;
  • n – число оборотов рабочего колеса.

 

 

2. Определим величину  угла выхода лопатки рабочего  колеса ∟β2 по таблице 1:

Примем 

 

3. Определим величину тангенсальной составляющей абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса

где:

  • U2 – вектор окружной скорости на выходе из рабочего колеса, м/с;
  • C2r - величина абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса, м/с.

 

4. Определим величину абсолютной скорости С2 движения потока относительно неподвижного корпуса нагнетателя.

                           

 

5. Определим величину относительной скорости – скорость потока относительно вращающегося рабочего колеса.

 

 

6. Построим треугольник скоростей в лопастном нагнетателе на выходе.

 

U2=54,95 м/с - вектор окружной скорости на выходе из рабочего колеса.

С2=29,308 м/с - величина абсолютной скорости движения потока относительно неподвижного корпуса нагнетателя.

С2u=27,55 м/с - величина тангенциальной составляющей абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса.

C2r=10,0 м/с - величина абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса.

ω2=29,48 м/с - величина относительной скорости на выходе из рабочего колеса.

β2=25º - угол выхода лопатки рабочего колеса. Образуют вектор относительной скорости с обратным направлением окружной скорости.

α2=190 95’– угол, который образуют векторы окружной и абсолютной скорости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Величина радиальной (расходной) составляющей скорости на входе в рабочее колесо составит:

С=4,0 м/с.

 

8.Величина абсолютной скорости на входе в рабочее колесо составит:

 

;

 

но проекция абсолютной скорости на входе в лопатки рабочего колеса с1u=0, то угол α1=90º.

 или  , т. к α1=90º, то величин абсолютной скорости на входе:

С1=4,0 м/с.

      

9.Величина относительной скорости (угловой) составит:

 

 

10.Величина на входе в рабочее колесо составит:

 

 

11. Построим треугольник скоростей в лопастном нагнетателе на входе рабочего колеса

 

U1=20,41 м/с - вектор окружной скорости на входе в рабочее колесо.

С1=4,0 м/с - величина абсолютной скорости движения потока относительно неподвижного корпуса нагнетателя.

С1u=0 м/с - величина тангенциальной составляющей абсолютной скорости на входе в рабочее колесо.

C1r=4,0 м/с - величина абсолютной скорости на входе в рабочее колесо.

ω1=20,8 м/с - величина относительной скорости на входе в рабочее колесо.

β1=110 - угол входа лопатки рабочего колеса. Образуют вектор относительной скорости с обратным направлением окружной скорости.

α1=900 – угол, который образуют векторы окружной и абсолютной скорости на входе в рабочее колесо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НАПОРА И ДАВЛЕНИЯ НАСОСА

 

Напор представляет собой разность удельных энергий жидкости в сечениях после и до насоса, выраженную в метрах. Напор, создаваемый насосом, определяет предельную высоту подъема или дальность перекачки жидкости.

Это выражение связывает  напор насоса со скоростью движения жидкости в рабочем колесе нагнетателя, зависящие от подачи, частоты вращения привода, геометрии рабочих колес. Если жидкость подводится к рабочему колесу без предварительной закрутки проекция абсолютной скорости на входе в рабочее колесо С1u=0. Следовательно,

 

где:

С2u – проекция абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса, м/с;

  • U2 – вектор окружной скорости на выходе из рабочего колеса, м/с;
  • g – ускорение силы тяжести, , м/с. g=9,81 м/с.

 

 

2.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОЩНОСТИ НАСОСА

 

Мощность – энергия, сообщаемая или затраченная в единицу времени.

Определим полезную мощность насоса:

где:

  • γ- удельный вес воды. γ=1000 кг/м3;
  • Q- подача насоса, м3/с;
  • Н – напор насоса, м;
  • 102 – перевод из джоулей в киловатты.

 

кВт

 

 

2.5. КПД И ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ НАСОСА.

 

Коэффициент полезного  действия учитывает все виды потерь, связанные с преобразованием механической энергии двигателя в энергию движущейся жидкости. КПД определяет экономическую целесообразность эксплуатации насоса при изменении остальных его рабочих параметров (напора, подачи, мощности).

где:

  • η – КПД насосов определяется следующим отношением:

 

,

где:

  • ηг – КПД, учитывающий гидравлические потери насоса, для современных насосов равен 0,90 - 0,95. Принимаем 0,93.
  • ηоб - КПД, учитывающий объемные потери насоса, в современном насосостроении равен 0,95 - 0,98. Принимаем 0,96.
  • ηмех - КПД, учитывающий механические потери насоса, равен 0,90 - 0,97. Принимаем 0,95.

 

Тогда потребляемая мощность,

 

 

 

3. ВЫВОДЫ

Тип СЭ: насосы центробежные сетевые, горизонтальные одноступенчатые спирального типа с рабочими колесами двустороннего входа.

Назначение  центробежных сетевых насосов типа СЭ: для перекачивания воды в тепловых сетях, содержащей твердые частицы размером не более 0,2 мм при концентрации не более 5 мг/л. Температура перекачиваемой жидкости до 453К (180°С).

Материал  основных деталей центробежных сетевых  насосов типа СЭ: серый чугун, нержавеющая сталь.

Номенклатура  центробежных сетевых насосных агрегатов  типа СЭ

Марка насосного агрегата

Подача, м3/час

Напор, м

Частота вращения, об/мин

Мощность, кВт 

СЭ 800-160

800

160

3000

630


Габаритные  размеры агрегатов на основе центробежных сетевых насосов типа СЭ

Марка насосного агрегата

Параметры электродвигателя

Габаритные размеры, мм

Масса агрегата, кг

NД, кВт

L

B

H

СЭ 800-160

630

3525

1375

1840

4630

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ  НАСОСА

 

4.1 РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩИХ И КАПИТАЛЬНЫХ РЕМОНТОВ.

Текущий ремонт центробежных насосов

  1. Протирка и частичная разборка насоса; разборка узлов, подверженных наибольшему износу и загрязнению; осмотр, промывка деталей разобранных узлов.
  2. Устранение дефектов арматуры и фланцевых соединений трубопроводов; осмотр подшипников насоса и привода.
  3. Устранение мелких дефектов, выявленных в процессе эксплуатации.
  4. Замена или ремонт изношенных деталей.
  5. Зашлифовка царапин или рисок на вале и втулках.
  6. Замена прокладок.
  7. Замена сальников.
  8. Замена уплотнительных колец.
  9. Замена смазки в подшипниках.
  10. Испытание насоса на холостом ходу.

Капитальный ремонт центробежных насосов

Выполняются все операции текущего ремонта и, кроме этого, производится:

  1. Полная разборка насоса.
  2. Мойка, чистка, осмотр и проверка всех деталей.
  3. Разборка, чистка и сборка узлов системы регулирования турбопривода (для питательных насосов с турбоприводом.
  4. Ремонт корпуса и крышек.
  5. Контроль осевого разбега ротора и зазоров в уплотнениях.
  6. При необходимости замена ротора.
  7. Замена дефектных дисков.
  8. Проверка и правка вала.
  9. Проверка состояния подшипников качения и вкладышей подшипников с перезаливкой выработанных вкладышей с заменой негодных подшипников качения.
  10. Балансировка ротора.
  11. Ремонт арматуры и трубопроводов насоса.
  12. Сборка насоса, центровка с электродвигателем (приводом).
  13. Окраска насоса.
  14. Испытание под нагрузкой.

Информация о работе Расчет элементов проточной части центробежных насосов и их характеристик