Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.

Работа состоит из  1 файл

детали машин.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ                           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2011

ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Исходные данные:

Р1 = 7,0 кВт

n1=735 об/мин

 n2=145 об/мин

Электродвигатель АО 63-8

 

Схема редуктора №22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕДУКТОРА

Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.

Назначение редуктора – понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.

Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передачи – зубчатые колёса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают так же устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.

Редуктор проектируют  либо для привода определённой машины, либо по заданной нагрузке (моменту  на выходном валу) и передаточному  числу без указания конкретного  назначения.

Проектируемый редуктор – одноступенчатый. Зубчатая передача – цилиндрическая косозубая. Оси валов расположены вертикально.

В редукторе два вала: ведущий и ведомый. Валы закреплены в корпусе с помощью шариковых  радиальных однорядных подшипников. Валы ступенчатые, выступающие за корпус редуктора для крепления на них других узлов привода.

Подшипники воспринимают как радиальные, так и не значительные осевые нагрузки. На валах установлено  по паре подшипников.

 

  1. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

КПД пары цилиндрических зубчатых колес  h1  = 0,98; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, h2 = 0,99.

Общий КПД привода

h = h1*h22 = 0,98*0,992 = 0,96.

По условию: электродвигатель АО 63-8 с частотой вращения n1=735 об/мин и мощностью Р1 = 7,0 кВт.

 

Мощность на выходном валу редуктора 

Р2=Р1*h          Р2=7,0*0,96 = 6,723 кВт

 

Угловые скорости валов редуктора

w1 = pn1 / 30     w1 = 3,14*735 / 30 = 76,93 рад/с

w2 = pn2 / 30     w2 = 3,14*145 / 30 = 15,18 рад/с

 

Передаточное  число редуктора

u = n 1 / n 2

u = 735 / 145 =5,069

По ГОСТ 2185-66 принимаем передаточное число u = 5

 

Вращающий момент на валу шестерни

Т1=P1 * 103/ w1                  Т1= 7,0*103 / 76,93 = 90,99 Нм

На валу колеса

Т2= Т1*u*h              Т2= 90,99*5*0,96= 436,75 Нм

 

  1. РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС  РЕДУКТОРА

Материалы:

  • для шестерни сталь 45, термическая обработка — улучшение, твердость НВ 230;
  • для колеса — сталь 45, термическая обработка — улучшение, но твердость на 30 единиц ниже — НВ 200.

Предел контактной выносливости при базовом числе  циклов для углеродистой стали с  твердостью поверхностей зубьев меньше НВ 350 и термической обработкой (улучшением) по таблице 4,5 (Березовский Ю.Н.):

σн lim Ь1 = 2НВ1+ 70              σн lim Ь1 = 2*230 + 70 = 530 МПа

σн lim Ь2 = 2НВ2+ 70              σн lim Ь2 = 2*200 + 70 = 470 МПа

Принимаем КнL — коэффициент долговечности при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора КНL =1; коэффициент безопасности Sн = 1,10.

Допускаемые контактные напряжения:

  • для шестерни

   [σн] =σн lim Ь1 КнL / Sн                 н] = 530*1 / 1,1 = 482 МПа

  • для колеса

н] =σн lim Ь2 КнL / Sн                 н] = 470*1 / 1,1 = 427 МПа

Тогда расчетное  допускаемое контактное напряжение

н] = 0,45([σн1] + [σн2])             [σн] = 0,45*(482+427) = 409 МПа.

Требуемое условие [σн] < 1,25[σн2] выполнено. 

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев

аW = Kа(u + 1)*3ÖT1Kн /[σн]2 uYba

Принимаем для  косозубых колес при симметричном расположении коэффициент ширины венца  колеса Yba= 0,4.  

Для косозубых  передач коэффициент Kа = 410

аW = 410* (5+ 1)*3Ö90,99*1,743 /409 *5*0,4 =191,88 мм

Берем межосевое расстояние по ГОСТ 2185–66 аW=200 мм.

Нормальный  модуль зацепления принимаем по следующей  рекомендации:

mn = (0,01 — 0,02)  аW = (0,01 — 0,02)*200 = 2-4 мм;

Принимаем по ГОСТ 9563 — 60  mn = 3 мм.

Примем предварительно угол наклона зубьев b = 100 и определим числа зубьев шестерни и колеса:

z1 = 2аW cosb/mn(u+1)        z1 = 2*200*0,9848 / 3*(5+1) = 21,88

Примем z1 = 22, тогда

z2 = z1* u           z2 =22*5=110 

Уточненное значение угла наклона зубьев

Cosb =(z1+z2)mn/2аW                      Cosb =(22+110) *3 /2*200 = 0,9900

b = 8°10'

Основные размеры  шестерни и колеса:

диаметры делительные:

d1= mnz1/Cosb        d1= 3*22/0,9900 = 66,(6) мм;

            d2= mnz2/Cosb       d2= 3*110/0,9900=333,(3) мм;

Проверка: аW= (d1+d2)/2 =(66,667+333,333)/2 = 200 мм;

диаметры вершин зубьев:

da1 = d1+ 2mn           da1 = 66,667+2*3=72,667 мм;

da2 = d2+ 2mn              da2= 333,333+2*3=339,333 мм;

Ширина колеса

b2 = YbaaW = 0,4*200 = 80 мм

Ширина  шестерни

b1 = b2+ 3..5мм        b1 =80+5= 85 мм.

Коэффициент ширины шестерни. по диаметру:

Ybd = b1/d1            Ybd =85/66,667=1,275

Окружная скорость колес и степень точности передачи

V= w1d1/2*103       V =76,93*66,667/2*103 = 2,56 м/с

  При такой скорости для косозубых колес следует принять 9-ю степень точности

   Коэффициент нагрузки при НВ ≤ 350:

Кннβнαнν

Для косозубых  передач:

  • Кнα =1+С(nст-5)   при условии 1≤Кнα≤1,6   

 Кнα =1+0,25*(9-5)=2, что не соответствует условию. Примем Кнα=1,6

  • Kнβ  = 1 + (Kнβ0 - 1) Kw                  Kнβ = 1 + (1,07 - 1)*0.4 = 1,028
  • Кнν =1,06   

Кн = 1,028*1,6*1,06=1,743

Проверка контактных напряжений

σн=270/аWÖT2Kн (u+1)3/b2u2

σн = 270/200*Ö436,75*103*1,743*(5+1)3 /80*25 = 387,089 МПа < [σн]=409МПа

Силы, действующие  в зацеплении:

окружная 

Ft =2*103T1/d1                  Ft = 2*90,99 *103/66,667= 2729,69 Н

радиальная 

Fr = Fttga/cosb           Fr = 2729,69*tg20°/cos8°10' =1003,64 Н

осевая

Fа = Fttgb               Fа = 2729,69*tg8°10'=388,49 Н

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба

  • Эквивалентное число зубьев:

шестерни   zν1=z1/cos3β          zν1=22/0,9704=22,67≈23

колеса        zν2=z2/cos3β          zν2=110/0,9704=113,36≈113

  • Коэффициенты формы зуба и концентрации напряжений при коэффициенте смещения x=0:

шестерни  YFs1=3,91

колеса       YFs2=3,59

  • Коэффициент, учитывающий наклон зуба

Yβ=1-β/100°       Yβ=1-8,10/100°=0,919

Условие Yβ≥0,7 выполнено

  • Для косозубых колес коэффициент  Yε=0,65 
  • KF=KAKFβKFνKFα    KF=1*1,0246*1,12*1,6=1,836
  • Допускаемые напряжения [σF] = σFlim b /[SF]

Для стали 45 улучшенной при твердости НВ < 350 σFlim b=1,8

σFlim b1=1,8*230=415         σFlim b2=1,8*200=360

Коэффициент запаса прочности [SF]=1,7

для шестерни [σF1] = 415/1,7=244,12 МПа

для колеса [σF2] = 360/1,7=211,76 МПа

Колесо   σF2 = FtKFYFs2YbYε /b2mn £F]

σF2 = 2729,69*1,836*3,59*0,919*0,65/80*3=44,78 МПа ≤ [σF2] = 211,76 МПа

Шестерня  σF1 = σF2 YFs1/YFs2

σF1 = 44,78*3,91/3,59= 48,77 МПа ≤ [σF1] = 244,12 МПа

u

5

Т1

90,99 Нм

Т2

436,75 Нм

аW

200 мм

mn

3 мм

z1

22

z2

110

b

8°10'

d1

66,(6) мм

d2

333,(3) мм;

da1

72,667 мм

da2

339,333 мм;

b1

85 мм

b2

80 мм

V

2,56 м/с

σн

387,089 МПа

Ft

2729,69 Н

Fr

1003,64 Н

Fа

388,49 Н


 

  1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА

Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.

Ведущий вал:

Диаметр выходного  конца при допускаемом напряжении на кручение [τК] = 25 Н/мм2

db1 = 10* 3ÖT1/(0,2[τК])      db1 =  10*3Ö90,99/0,2*25= 26,30 мм.

По ГОСТ 6636-69 примем db1 =  28 мм

Диаметр вала под  подшипники

dn1= db1 +(5...10)            dn1= 28+7=35 мм

Шестерню выполним за одно целое с валом.

Так как вал  редуктора соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры ротора  db2 и вала dв. У подобранного электродвигателя. диаметр вала может быть 42 или 48 мм. Примем dв= 42 мм. По ГОСТу 21425-93 муфту примем жесткую упругую втулочно-пальцевую.

Отверстие, мм

Габаритные  размеры, мм

Смещение осей валов, не более

d

lцил

L

D

ΔΣ, мм

νΣ

28

42

89

120

0,3

1о30’


 

Ведомый вал:

db2 = 10* 3ÖT2/(0,2[τК])      db2 =  10*3Ö436,75/0,2*25= 44,37 мм.

По ГОСТ 6636-69 примем db2 =  45 мм

Диаметр вала под  подшипники

dn2= db2 +(5...10)            dn2= 45+5=50 мм

Диаметр вала под зубчатым колесом 

dk2= dn2+(5...10)            dk2= 50+5=55 мм

 

 

 

Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений  шпонок и пазов и длины шпонок — по ГОСТ 23360 — 78, материал шпонок —  сталь 45 нормализованная.

Диаметр вала d, мм

Сечение шпонки, мм

Глубина паза, мм

b

h

Вала t1

Отверстия t2

55

16

10

6

4,3


      

Так как редуктор косозубый цилиндрический устанавливаем радиальные шарикоподшипники легкой серии (ГОСТ 8338-75).

Информация о работе Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора