Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание

Автомобильная промышленность играет очень важную роль в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. С точки зрения налоговых сборов автомобильная промышленность является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет.

Содержание

Введение………………………………………………………………...….............….…..2
Глава 1. Место и значение автомобильного транспорта в структуре транспортного комплекса России………….………………………..............................3
Транспортная система России………………………….................….................4
Автомобильный транспорт………………………………....…….…..................8
Глава 2. Факторы и особенности размещения автомобильного транспорта........9
2.1. Факторы размещения автомобильного производства.……………...........……9
2.2. Классификация автомобильных дорог Российской Федерации………....….11
Глава 3. Оценка современного экономического состояния автомобильного транспорта………………………………………………………………….............……16
Глава 4. Проблемы и перспективы развития автомобильного
транспорта.........................................................................................................................21
4.1. Современные проблемы автомобильного транспорта…………….......……...21
4.2. Перспективы развития автотранспорта……………………………......………25
Заключение…………………………………………………………………...........……28
Библиографический список…………………………………………………...............30

Работа состоит из  1 файл

Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта.doc

— 1.63 Мб (Скачать документ)

Ситуация с  безопасностью  дорожного движения (БДД), особенно на пассажирском автотранспорте, настолько обострилась в последнее время, что появилась острая необходимость  принимать срочные меры для исправления сложившегося положения.

Безопасность  дорожного движения  - это комплексный  вопрос, и его успешное решение  во многом зависит от скоординированности действий  федеральных и территориальных органов исполнительной власти, подразделений  Госавтоинспекций (РТИ), предприятий  транспортнодорожного   комплекса, образовательных, медицинских учреждений, общественных образований.

Сегодняшний уровень  такого взаимодействия  не позволяет  кардинально изменить положение  с аварийностью в стране. 

Все большее  распространение сознательное невыполнение требований основного закона автомобилистов-Правил Дорожного движения. На это указали 42% водителей,  78% пешеходов. Половина дорожно-транспортных происшествий совершена лицами без водительских прав или не имеющими соответствующей категории.  Каждое пятое нарушение - водителями транспортных средств состоянии алкогольного опьянения. В первом полугодии текущего года в 72000 ДТП погибли 12323 человека, 84000 получили ранения. Количество ДТП увеличилось на 16%, число раненных - на 13%, погибших - на 18%.Этот прирост составил 1500 погибших, 13000- раненных. Рост основных показателей аварийности отмечен в 53 субъектах РФ. Впервые за последние 5 лет увеличились на 14% количество  происшествий по вине водителей в нетрезвом состоянии, почти на 30% увеличилось количество ДТП с участием не установленного транспорта. Так же наблюдается рост аварийности по вине водителей автобусов протяжении  последних трех лет. За 6 месяцев т.г. в 1659 таких происшествиях погибли и получили ранения 2475 человек.  Особенно значительный их рост зарегистрирован в республике Татарстан, Архангельской, Московской, Иркутской, Нижегородской, Новосибирской областях.

 

Каждое второе происшествие совершается водителями автобусов, принадлежащих физическим лицам. Эти данные  говорят  об отсутствии системы государственного контроля над обеспечением безопасности пассажирских перевозок.

Принижено значение линейного контроля над работой  водителей. Многочисленные факты превышения норм  вместимости автобусов -последний  дагестанский случай, - несоблюдение  графиков движения(отсюда переполнение автобусов и превышение скорости) и даже управление автобусами  в нетрезвом состоянии.

Техническое состояние  автобусов – неудовлетворительное. Сохраняется тенденция старения парка: почти каждый второй автобус  эксплуатируется свыше 10 лет. По результатам  государственного технического осмотра, признаны неисправными более четверти автобусов.

Анализ ДТП  на пассажирских перевозках показал  необходимость дифференцированного  подхода к профилактике аварийности.

  МВД РФ готово, если нас поддержат  субъекты федерации, внести соответствующие предложения  в  Правительство РФ по ужесточению требований к междугородным и международным пассажирским перевозкам. Это может быть исключение из таких перевозок физических лиц, использование сочлененных автобусов и других позиций...

Особенностью  таких перевозок является большая протяженность  маршрутов, длительная работа  без отдыха водителей. Транспортные средства находятся в отрыве от АТП, и отсутствует линейный контроль.

Ослабление  работы с пешеходами  увеличило  долю  происшествий по их вине на 8%. Риск пострадать в ДТП в Приморском крае, Калужской, Московской, Орловской  областях, в Ханты-Мансийском автономном округе на 40%  выше, чем в среднем  по РФ.

Проблемы, связанные с обеспечением БДД, находятся на постоянном контроле Министра МВД, 2 июля т.г. им подписан приказ, в котором определен комплекс  неотложных мер, направленных на повышение уровня защищенности граждан  от ДТП, укрепление доверия  участников дорожного движения к органам  внутренних дел, в частности к ГБДД.

 

4.2. Перспективы  развития автотранспорта

Транспорт не должен стоять на месте. Он должен постоянно  развиваться вместе с другим отраслями  экономики  и даже опережать их так как то него много зависит. Один из путей развития  транспорта, как я говорил выше, является оснащение транспорта высококвалифицированными  трудовыми кадрами. Транспортному комплексу  нужны высоко квалифицированные трудовые  кадры. И не просто  квалифицированные водители,  автомеханики и др., а кадры связанные с экономическим планированием, распределением, обеспечением – логисты. До 1980 года ни в одной энциклопедии, ни в одном справочнике не было этого понятия. А уже 1990 годы  этот термин  у всех  «не слуху». В настоящее время уже со всей серьезностью стоит вопрос о подготовке кадров в области логистики. Логистика- это новая отрасль науки, которая посвящена изучению  перемещения товаров от производителя до получателя и участию в нем транспортных систем. Поэтому все транспортные системы являются логистическими. Все процессы, которые сопровождают перемещения товаров: складские, финансовые, трудовые и т.д. – тоже являются логистическими.

 В Московском автомобильно-дорожном  университете  созданы все условия  для развития логистики  и подготовки специалистов  в этой новой области знаний.  Московский университет стал первенцем по подготовке логистов в России. И  можно сказать, что логистика в России началась именно с этого университета. Используя колоссальный научный потенциал, создав современные учебные программы в области транспортной политики, законодательства, инженерной защиты окружающей среды, сервиса, сертификации услуги, имея серьезную базу, МАДИ  ТУ  создал весь комплекс  программ  по подготовке специалистов-логистов. В настоящее время планируется  ввести подготовку специалистов по логистике трех квалификаций.

Первый уровень - высшее образование с присвоением  квалификации менеджер-логист и параллельно  с этим , с учетом  специализации  – менеджер-транспортный  экспедитор.  

Второй уровень- послевузовская переподготовка кадров с высшим образованием для транспортного комплекса с присвоением квалификации – менеджер интермодальных  перевозок.

Третий уровень  – подготовка технического персонала  с присвоением квалификации  -  оператор   интермодальных перевозок.

Л. Миротин  подчеркнул, главное не упустить время   по организации интенсивной работы  в части подготовки  специалистов по логистике, иначе  можно очень  сильно отстать  в этом вопросе  от  развитых стран. Сейчас, когда  наша страна интегрируется в мировой рынок, это особенно важно. Логист – это элитарная специальность. Она имеет четвертое место на рынке  специалистов  различных профессий. Логистика стала той сферой деятельности, которая  позволит нашей стране и, в частности транспортной отрасли совершить рывок в рынок.  Очень важно, чтобы  транспорт общественного пользования не остался от этого в стороне.

Оживление  экономики  вызвало рост спроса на транспортные услуги.  Как и во всем мире, развитие рынка сопровождается значительным ростом  автомобильных перевозок. Их объемы вырос на 6% . На 18% повысился грузооборот  морских портов, на 13% -объемы  деятельности   промышленного транспорта. Впервые  за последние годы  отмечен рост и объемов грузооборота автомобильного транспорта, который составил около 3%. Если в предыдущие годы отрасль заканчивала с убытком, то уже с 1999г. Получено около 7млрд. руб. и эта  цифра растет. Число же убыточных предприятий сократилось. Индексы внутренних транспортных тарифов   в течении года были ниже, чем инфляция. Это говорит о том, что автотранспорт развивается, хоть и медленно, но развивается.  Например, значительно возросли перевозки грузов на Монголию- на 63%, на Китай-30%. Более чем в 3 раза возросло количество перевозок на Турцию. Предполагается увеличение спроса на перевозки грузов  в Иран и Сирию.

Перевозки пассажиров  автобусами в международном сообщении  выросло на 24%, а в российском транспортом  – на 29%. Доля российских пассажирских перевозчиков возросла на  46.2%, 87% международных  пассажирских перевозок осуществляется  в страны СНГ, Прибалтику, а также в Китай, Финляндию и Польшу. Между Россией и 18-ю странами  работают 440  регулярных автобусных линий, из них 126 между  Россией и Украиной.

 

Протяженность увеличилась  автодорог увеличилась  на 7тыс.км., что на 27%  больше , чем в 2000. На дорожной сети появился ряд уникальных сооружений, таких как новые мосты через Обь в Сургуте, через Волгу у Саратова.

В работе автотранспортной отрасли менее ощутимы, чем в  целом, позитивные процессы  и положительные  тенденции, но они явно имеются.

 

Заключение

В последние  годы на транспорте, как и в других отраслях экономики нашей страны, возникли достаточно сложные проблемы, связанные с переходом радикально изменяющейся отраслевой структуры  к рынку, с развитием методов управления и организации функционирования предприятий, а также с острой необходимостью повысить экономическую эффективность производственно-финансовой деятельности. Несомненно, решение этих проблем должно выполняться на профессиональной основе.

Этапы развития автотранспортной отрасли качественным образом связаны с событиями, кардинально изменившими материально-техническую базу, формы собственности и соответственно формы экономических отношений с социалистических на рыночные (капиталистические). В соответствии с этими условиями изменяются методы организации производства и управления им, организационная структура транспортной отрасли, отношения управления, регулирования и др.

Исторический  подход, который представляет собой  целостный взгляд на отрасль и  ее перспективы, не только определяет таким образом экономическую эффективность применения новейших достижений науки, ориентации на технический и технологический прогресс, но и формирует основу теории и методологии экономики автомобильного транспорта.

В рыночных условиях, когда ключевые решения основаны на оценках выгоды самостоятельно хозяйствующих участников рынка, государственное регулирование отраслевой экономики имеет большое значение, поскольку позволяет координировать и направлять развитие транспорта и экономики России.

 

Государственное регулирование рынка транспортных услуг также важно для исследования опыта отдельных АТП и его  распространения, которое в условиях рынка ограничивается конкуренцией. Приоритет АТП в использовании  опыта дает конкурентное преимущество в качестве источника дополнительной прибыли. Борьба предприятий за конкурентное преимущество, его создание и удержание, с одной стороны, инициирует прогресс отрасли, с другой стороны, тормозит его.

Точная оценка возможных изменений в технике  и экономике связана с необходимостью построения прогнозов и планов развития транспортной отрасли, выявления основных факторов ее развития. Реальность предопределяет множественность вариантов будущего (каждый из которых требует правильной оценки качества, существа и природы исследуемых процессов и явлений) для построения стратегии развития и транспортной отрасли в целом, и ее отдельных элементов – видов транспорта, транспортно-дорожного комплекса, инфраструктуры, предприятий.

Функция государства  в транспортной отрасли при рыночной форме хозяйствования сводится к достижению основной социальной цели - экономически эффективному сочетанию разнонаправленных коммерческих интересов производителей транспортных услуг, транспортных и других предприятий с общественными интересами и потребностями в перемещениях грузов и пассажиров. Только государство способно в условиях рынка сбалансировать развитие видов транспорта в транспортной системе, определив приоритеты, в полной мере приемлемые и для экономики России в целом, и для участников рынка транспортных услуг.

В рыночных условиях специалисты автомобильной подотрасли располагают большими возможностями  быстро совершенствовать технику, технологии, информационные и коммуникационные сети; применять новейшие статистические и математические методы, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать объективные закономерности развития транспорта; более полно использовать результаты исследований экономических процессов и отношений, повышая эффективность отрасли и экономики России.

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / ред. Г.А. Кононова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия,2006. – 320 с.
  2. «Экономика отрасли. Автомобильный транспорт» И.С. Туревский: издательство “Форум», 2007.
  3. Тархов С.А. Транспорт и связь / С.А. Тархов. – М.: Просвещение, 2004 – 325 с.
  4. Шишкина Л.Н. Транспортная система России / Шишкина Л.Н. – М.: Наука, 2003 – 432 с.
  5. Скопин А.Ю. Экономическая география России / А.Ю. Скопин. – М.: Проспект, 2003 – 421 с.
  6. Лившиц В.Н. Транспорт за 100 лет. Россия в окружающем мире / В.Н. Лившиц. – М.: Транспорт, 2002 – 362 с.
  7. Николаев А.С. Единая транспортная система / А.С. Николаев. – М.: Лицей, 2001 – 351 с.
  8. Журнал "Автомобильная промышленность", 2007 год, № 1   УДК 629.113/. 115
  9. Региональная экономика :  Уч.пос. /  Ред М.В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 462с.
  10. Региональная экономика :  Уч.пос. /  Ред. Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 319с.
  11. http://ru.wikipedia.org/
  12. http://www.groupvt.ru/poleznaya-informaciya/vse-o-dorogax/klassifikaciya-dorog-rossijskoj-federacii/
  13. http://autotransp.org.ru/problems.html

 


Информация о работе Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта