Место и роль морского транспорта в международной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:07, реферат

Описание

Мировая экономика, как единая система, возникла во многом благодаря развития морского транспорта. Международная торговля, как наиболее древняя форма международных экономических отношений, традиционно имеет характер морской торговли, то есть основная часть грузов в мировой экономике доставлялась в предыдущие исторические эпохи и доставляется в настоящее время морским путем.

Содержание

Введение. 1.
Роль и значение морского транспорта. 4.
Конкурентоспособность морских перевозок. 9.
Преимущества морского транспорта. 10.
Основные недостатки данного вида транспортировки. 11.
Морской транспорт в мировой экономике. 12.
Литература

Работа состоит из  1 файл

морской.docx

— 33.21 Кб (Скачать документ)
      
     СОДЕРЖАНИЕ  

     Введение.                                                                                   1.

     Роль  и значение морского транспорта.                                   4.

     Конкурентоспособность морских перевозок.                    9.

     Преимущества  морского транспорта.                                10.

     Основные недостатки данного вида транспортировки.         11.

     Морской транспорт в мировой экономике.                             12.

     Литература                                                                                  14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Мировая экономика, как единая система, возникла во многом благодаря развития морского транспорта. Международная торговля, как наиболее древняя форма международных экономических отношений, традиционно имеет характер морской торговли, то есть основная часть грузов в мировой экономике доставлялась в предыдущие исторические эпохи и доставляется в настоящее время морским путем. Экономико-статистические данные показывают, что значение морского транспорта не только не уменьшится в 21 веке, но и существенно возрастет. Этому способствуют такие его преимущества по сравнению с другими видами транспорта, как низкая себестоимость перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также его универсальность, то есть способность перевозить практически любые грузы.

     Длительное  время перевозки морским путем  людей и грузов были единственным способом сообщений между различными странами и народами. Первые сообщения  о морском транспорте содержатся в Библии и в других священных  религиозных текстах. Древнейшие мореходы: египтяне, финикийцы, карфагеняне, греки, римляне благодаря строительству судов и активной морской торговле сумели значительно расширить сферы влияния своих государств. Именно судоходство позволило им основать колонии в ранее недоступных местах и наладить постоянный торговый обмен между ними. Но в древности морская торговля была менее развита, чем сухопутная, ввиду низкого качества судов, их технического несовершенства , а так же недостаточных знаний навигации и астрономии.

     Международная торговля начала интенсивно развиваться  в эпоху Великих географических открытий , а они, в свою очередь , оказались возможными вследствие усовершенствования судостроения, изобретения и использования  таких технически сложных для  той эпохи мореходных инструментов, как компас и астролябия. Государства, которые в полной мере воспользовались преимуществами морского флота, стали доминировать в мировой экономике и политике. В начале это были Испания и Португалия, затем Нидерланды, но в конце 17 века первой морской державой Европы и мира стала Англия, которая сохраняла свою монополию вплоть до 20 века. Благодаря наличию торгового судоходства и обеспечивавшего его военно-морского флота, Англия сумела создать крупнейшую мировую империю, просуществовавшую до окончания Второй мировой войны.

     В настоящее время морской транспорт  имеет важнейшее значение для  крупнейшей экономической и военной  державы мира – США. Нормальное функционирование экономики США невозможно без постоянно импорта ресурсов из многих стран мира.

     Что касается России, то она является страной, территорию которой омывают воды трех из четырех мировых океанов: Тихого, Атлантического и Северного  Ледовитого. Протяженность морских  границ России существенно больше , чем сухопутных (38,8 тыс. км. И 14,5 тыс. км. Соответственно), что подчеркивает значение морских сообщений для  развития торговли и обеспечения  устойчивого роста экономики  страны. Но достичь данной цели невозможно без развития морского транспорта и береговой инфраструктуры на основе достижений науки и техники, расширения географии внутренних и внешних перевозок. Поэтому морской транспорт , связывающий Россию с другими государствами – субъектами мировой экономики , должен стать одной из приоритетных отраслей российской экономики. Именно развитие этой отрасли поможет России занять принадлежавшее ей по праву достойное место в мировой экономике.

     В данном пособии использовались источники  Международной морской организации  ООН, ЮНКТАД и других институтов ООН, конвенции по международному морскому праву, законодательные и нормативные акты РФ, открытые данные министерства транспорта РФ, центрального научно-исследовательского института морского флота и других морских организаций, а также труды отечественных и иностранных исследователей в которых затрагивались вопросы, связанные с морским транспортом.

     Роль  морского транспорта.

      Морской транспорт в целом играет важную роль как материальный фактор развития международного разделения труда, которое обуславливает рост мирового производства и товарообмена между государствами. Поэтому совершенно естественно стремление каждой страны осуществлять перевозки на своих судах в интересах обеспечения независимости внешней торговли от иностранного тоннажа и конъюнктуры фрахтового рынка. Развитие национальных флотов позволяет не только экономить валюту на фрахте судов, ко и экспортировать услуги морского транспорта и получать значительные доходы в иностранном валюте, которые в свою очередь способствуют увеличению импорта и развитию международной торговли.

     Международный характер производственной деятельности в судоходстве предопределил  специфику осуществления научно-технического прогресса, разделения труда, специализации, кооперирования, конкурентной борьбы, функционирования рыночного механизма.

     Важная  особенность судоходства - это его  постоянная связь со многими отраслями (в том числе и с другими  видами транспорта). Следствием является необходимость быстрой адаптации  к изменениям, происходящим в других отраслях. Научно-технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве  сопровождается соответствующим прогрессом в технологии и технических средствах  на морском транспорте, в результате чего, судоходство вынуждено обеспечивать адекватность морских транспортных средств всем видам товаров, включая  самые новейшие, предъявление которых  к транспортировке еще только подготавливается.

     Взаимодействие  судоходства и промышленных отраслей усиливается по мере развития специализации  и кооперирования. Процессы специализации  и кооперирования создают объективную  основу для постоянных экономических  и правовых связей между перевозчиками (в том числе разных видов транспорта) и последними и промышленностью. В

     частности, эти связи осуществляются в рамках смешанных перевозок, судоходных линий  и иных объединений судовладельцев, внутри нефтяных и промышленных корпораций.

     Одним из результатов кооперирования является то, что через посредство сухопутных перевозчиков, судоходство входит в  экономические и правовые связи, с одной стороны, с предприятиями - непосредственными производителями  товаров, с другой - с непосредственными  потребителями перевозимой продукции. Таким образом, формирующиеся элементы единой транспортной системы имеют  тенденцию к созданию прямой связи  грузоотправитель - грузополучатель.

     Кроме основного значения судоходства  для мировой экономики, определяемого  специфической производственной деятельностью  судоходства, оно оказывает влияние  на развитие мирового хозяйства в  качестве потребителя капиталов  в их денежной форме, промышленной продукции, топлива, рабочей силы, заказчика  услуг.

     Следует особо отметить, что морское торговое судоходство как чуткий барометр моментально реагирует на изменения  политической и экономической обстановки в том или ином районе мира. Углубление международного разделения труда и  всемирных экономических связей стимулируется потеплением международного климата. Нормализация отношений между  различными странами влечет расширение внешней торговли и других экономических  связей, а значит морских перевозок, что, в свою очередь, стабилизирует  политическую обстановку и дает импульс  дальнейшему развитию международного сотрудничества.

     Поэтому тенденции, особенности и проблемы развития морского торгового судоходства  раскрыты недостаточно. Создалось определенное несоответствие между размахом исследований общих явлений и процессов  мировой экономики и исследований. которые касаются международного морского торгового судоходства.

     Особенно  это стало заметно, после политических и экономических изменений, произошедших в последнее десятилетие; в этой связи анализ тенденций развития торгового судоходства имеет  важное научное значение не только для изучения этой сферы, но и для  понимания сложных проблем мировой  экономики в целом.

     Прогресс, достигнутый разными странами в  области развития, был неодинаковым. Ряд развивающихся стран, прежде всего в Азии, имели высокие  темпы роста и, некоторым из них  удалось ускорить их. Вместе с тем  во многих более бедных развивающихся  странах, особенно в Африке прогресс был весьма скромным. В целом разрыв в экономических условиях в развивающихся  странах, как представляется, углубился.

     Эти общие тенденции развивались  на фоне стремительных изменений  в мировой экономике, изменений, которые можно охарактеризовать с помощью таких фундаментальных  концепций, как либерализация и  глобализация. Эти перемены в сочетании  с ширящимся признанием необходимости  обеспечения устойчивости экономического прогресса видоизменяют механизм функционирования международной экономики и оказывают  влияние на характер эффективных  стратегических подходов к проблематике развития. Эти перемены коснулись  и деятельности морского торгового  судоходства.

     Чрезвычайно важное значение имеет изучение проблем, связанных с созданием Всемирной  торговой организации (ВТО), в круг ведения  которой входит и морское торговое судоходство.

     Глобализация  мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция  постепенно привлекли внимание к  такому феномену как - международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг воспринималось как что-то сопутствующее традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (перевозки, телекоммуникации, банковское и страховое дело, туризм и т.п.) и ее значительном экспортном потенциале. Следует отметить, что во многих странах на долю услуг приходится около половины валового внутреннего продукта страны, поэтому недостаточное включение данной сферы в международную торговлю оказывает отрицательное воздействие на эффективность всей экономики данного государства.

     Между тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и т.п. Все это, очевидно стало тормозом на пути международного обмена услугами.

     Все более существенно воздействуя  на ход мирового экономического развития торговля услугами становится сферой острого международного соперничества. Особую важность в этих условиях приобретает  проблема регулирования торговли услугами. Решить ее трудно и сложно не только по причине нередких расхождений  в интересах экспортеров и  импортеров услуг, но и в следствии  специфики данного сектора международного экономического общения, до сих пор  недостаточно изученного. Проблема становится все более актуальной в связи  с расширяющимся участием России в мировом хозяйстве и деятельности международных организаций.

     Основная  цель Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) состоит в либерализации  указанной торговли. В качестве главного метода достижения цели избрано создание условий для более высокого уровня конкуренции в международном разделения труда в сфере услуг. Условия предполагаются создать посредством отмены или сужения ограничительной практики, существующей в области торговли услугами, что в свою очередь, возможно на основе применения принципов Г АТС. Считается, что в условиях действия указанных принципов рыночный механизм приобретает особую устойчивость. Такими принципами являются следующие: открытость, прогрессивная либерализация, национальный режим, режим наиболее благоприятствуемой нации (недискриминации), доступ к рынку.

     Переход России на новые условия хозяйствования оказал существенное влияние на деятельность морского торгового флота страны. Расширение местных органов власти, судоходных компаний, отдельных частных  лиц, приводит к серьезным изменениям в текущей деятельности как центральных, так и местных органов власти. Важный политический и экономический  аспект лежит в сфере занятости, в отношениях государства с другими  отраслями экономики. Это ключевая проблема без которой невозможно рассмотреть будущих изменений  в отрасли. Проблема состоит также  и в том, что современный кредитно-финансовый рынок России не в состоянии обеспечить потребности отрасли.

     Существенный  интерес представляет определение  роли морского транспорта в процессе воспроизводства, меры правительства  по стимулированию его деятельности. Уровень развития морского транспорта зарубежных стран интересен для  осмысления и использования положительного опыта в решении вопросов, жизненно важных для российского торгового  флота в современных условиях. 
 

     Конкурентоспособность морских перевозок. 

     Насколько актуальны морские перевозки сегодня? По мнению аналитиков землячества Литвы академии Masterforex-V, есть ряд фактов, неоспоримо говорящих о выгоде морского транспорта: 
• В общемировом грузообороте морские перевозки занимают 62%; 
• 90% мирового морского транспорта занято международными перевозками; 
• Морской транспорт не имеет альтернативы при трансконтинентальных перевозках. Морские суда обеспечивают 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, более 90% – США;  
•  Для многих стран, как лидеров мировой экономики, так и развивающихся, морской транспорт был и остается главной пуповиной, связывающей их с внешним миром (
ЯпонияАвстралия, Новая Зеландия, Индонезия и др.); 
• Широкомасштабная доставка грузов в некоторые районы возможна только морским транспортом. Пример – арктические районы 
России – Чукотка, Камчатка; 
• Больше половины стран мира (120) имеют выход к морю и, соответственно, порты; 
• Современный морской транспорт может перевозить практически любой вид грузов – жидкие, твердые, сыпучие, хрупкие и др. Созданы специальные судна для перевозки определенных типов грузов – танкеры, лихтеровозы, рефрижераторы, RO-RO, LO-RO, OBO, VLCC, ULCC и многие другие; 
•  Средняя дальность грузоперевозок морем (3,5 тыс. км) значительно выше, чем у любого другого вида транспорта; 
• Сегодня морские перевозки обслуживают около 80% международной торговли; 
• В 
России объем грузоперевозок морским транспортом ежегодно возрастает на 6-7%. Половина таможенных платежей идет в бюджет РФ именно из портов; 
• Панамский и Суэцкий каналы в несколько раз сокращают пути при дальних перевозках; 
•  Основной пункт морского грузопотока сегодня – Юго-Восточная Азия и прилегающие регионы (
Китай, Япония, Индия). Страны этого региона – самые населенные на планете, а их экономики развиваются опережающими темпами. Море – самый удобный для них путь в другие страны и на остальные континенты. 

     Преимущества морского транспорта. 

     Необходимость морского транспорта очевидна. А есть ли преимущества у морского транспорта? Есть: 
• Более низкая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта. Строительство крупных специализированных судов, использование новейших технологических достижений, в том числе для организации погрузочно-разгрузочных работ в портах, за последние годы снизило долю транспортировки в конечной цене товаров с 11% до 2%. Строительство крупнотоннажных судов дает «эффект масштаба»: чем больше грузоподъемность судна, тем дешевле доставка единицы товара. 
•  Высокая грузоподъемность. Ни один вид наземного или воздушного транспорта не в состояние за один раз перевезти столько грузов, как морское судно. Норвежский супертанкер «Knock Nevis» одновременно перевозил свыше 0,5 млн. тонн нефти. 
•  Практическое отсутствие ограничений на габариты грузов и пропускную способность морского транспорта. Даже если параметры портов (например, глубина) не позволяют крупнотоннажному судну подойти к берегу, используются современные технологии перегрузки товаров в открытом море или на рейде. 
•  Унифицированные стандарты. Современные судна строятся по единым нормативам, что существенно ускоряет процессы погрузки и разгрузки. 
•  Использование контейнеров для морских перевозок защищает груз не только от преступных посягательств и случайных повреждений, но и от неблагоприятных воздействий природы. 
•  Высокая безопасность. В целом в мире убытки от доставки морским транспортом составляют всего 1 – 1,5% от стоимости грузов. На морском транспорте самая низкая доля катастроф и аварий. 
•  Единое правовое поле. Морские транспортные перевозки регулируются едиными международными документами – Брюссельской и Афинской конвенциями.
 

     Основные недостатки данного вида транспортировки. 

     Как отмечают аналитики землячества  Литвы академии Masterforex-V, есть у морских  перевозок и недостатки: 
• невысокая скорость в сравнении с другими видами транспорта. 

     Причем  на этот показатель влияет не только скорость судна, но и время, затрачиваемое  на погрузочно-разгрузочные работы. Однако современные технологии позволяют  значительно ускорить эти работы, не в последнюю очередь за счет использования мультимодальных  перевозок, когда груз переносится  сразу же на другой вид транспорта (железнодорожный или автомобильный); 
• технологические сложности погрузочно-разгрузочного комплекса.  Мультимодальная система позволяет уменьшить количество перетарок и сохранить груз.       . 
• зависимость от метеоусловий. Неблагоприятные погодные условия могут увеличить срок перевозки грузов морем и затруднить или вообще приостановить погрузочно-разгрузочные работы. 
• зависимость от пропускной способности портов, каналов и других сооружений. 
• морское пиратство        .        
• значительные капиталовложения. Строительство современного морского транспорта и портов с развитой инфраструктурой – очень дорогостоящее дело.
 

     Морской транспорт в мировой экономике. 

     Характерной чертой современного развития международных  морских перевозок является то, что  в них всё более возрастает участие развивающихся стран, доля торгового флота которых в  мировом тоннаже превысила 15%. Механизм воздействия судоходства на общемировую  экономическую конъюнктуру изучен довольно подробно: такие факторы, как  уровень фрахтовых ставок, технико-экономические  показатели и характер услуг судоходства, непосредственно воздействуют на темпы  экономического роста и стабильность мировой экономики в целом  и могут оказывать серьёзное  влияние на условия развития отдельных  государств, а также целых регионов. Кроме того, уровень развития судоходства  непосредственно связан с экономическим  ростом многих государств, а для  некоторых стран оно является важнейшим источником национального  дохода. Одним из важнейших условий, определяющих темпы развития мировой  экономики, является обеспечение заданного  качества продукции при её обращении  в системе "изготовитель - транспорт - потребитель". Очевидно, что качество, в котором заинтересован потребитель, интегрально по своей природе: высокое  производственное качество изготовленных  товаров должно сохраняться на всех этапах транспортного процесса усилиями и заботами добросовестного перевозчика. Применительно к перевозкам, осуществляемым морским транспортом, понятие качества транспортной услуги определяется обычно как степень обеспечения сохранной и своевременной доставки грузов. Однако соблюдение указанных требований, на наш взгляд, следует считать необходимым, но не достаточным условием качественной транспортировки. В конечном итоге важно, какой степени транспортная услуга удовлетворяет данную потребность, т.е. качество морских перевозок следует рассматривать только в связи с конкретными потребностями клиентуры, которые находят отражение в договоре на перевозку (коносаменте, чартере) или других аналогичных документах. Условия договора отражают необходимый уровень качества перевозок, сформировавшийся под влиянием многочисленных внешних факторов и определяемый принятыми в мировом судоходстве значениями соответствующих количественных показателей. Учитывая такое большое значение для человечества, как сохранение природной среды, в понятие качества транспортной продукции следует включить условие соблюдения перевозчиком международных требований по охране среды. Таким образом, под качеством морской транспортировки грузов нужно понимать степень фактического выполнения требований грузовладельца, обусловленных договором перевозки, и соблюдения в этот период нормативов допустимого воздействия на природную среду. При несохранных перевозках, кроме прямых экономических потерь перевозчика и клиентуры, активизируется коммерческо-правовая деятельность по урегулированию претензий и защите своих интересов. В конечном итоге это приводит к неоправданным затратам участников транспортного процесса. Исследования авторитетных специалистов показывают, что убытки от несохранной доставки грузов морем составляют в среднем 1,0-1,5% их стоимости. Это означает, что при международных перевозках теряется от 10 до 15 млрд. долларов США (по статистике ООН доля морской торговли составляет примерно 1000 млрд. амер. дол)  

 

     ЛИТЕРАТУРА.

  1. Морской транспорт в мировой экономике. Н. В. Лукьянович. 2009 г.
  2. http://flagmanshipping.com
  3. www.morkniga.ru

Информация о работе Место и роль морского транспорта в международной экономике