Грузовые перевозки на воздушном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении теоретических основ и выработке методических рекомендаций по повышению конкурентоспособности российских грузовых авиакомпаний на мировом рынке грузовых авиационных перевозок.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1) Изучить сущность и понятие транспортных услуг;
2) Определить место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях;
3) Дать анализ деятельности авиакомпаний на рынке грузовых авиаперевозок;
4) Раскрыть возможности оптимизации процесса перевозки грузов на воздушном транспорте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК…………………………………………………..7
1.1. Сущность и понятие транспортных услуг…………………………………..7
1.2. Место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях………...11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК…………………..16
2.1. Деятельность авиакомпаний на рынке грузовых авиаперевозок…………16
2.2. Оптимизация процесса перевозки грузов на воздушном транспорте……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Грузовые перевозки на ВТ.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Грузовые  перевозки на воздушном  транспорте

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК…………………………………………………..7

  1. Сущность и понятие транспортных услуг…………………………………..7
  2. Место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях………...11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК…………………..16

  1. Деятельность авиакомпаний на рынке грузовых авиаперевозок…………16
  2. Оптимизация процесса перевозки грузов на воздушном транспорте……19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...27

 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  исследования. Глобализация мировой экономики и рост международной торговли товарами способствуют развитию мирового грузового транспорта, в том числе и воздушного. Однако улучшение транспортной инфраструктуры также является важным фактором роста мировой экономики, так как это упрощает и удешевляет мировой товарооборот. Поэтому развитие отечественной транспортной системы будет содействовать эффективному включению нашей страны в мировое хозяйство, а также обеспечит национальным предприятиям конкурентоспособные позиции на одном из основных рынков международной торговли услугами – рынке транспортных услуг.

     Особое  значение для России имеет воздушный  транспорт. Во-первых, наша страна –  одно из немногих государств, способных  осуществлять полный цикл производства самолётов. У отечественных авиастроительных компаний накоплен значительный опыт и имеются возможности для производства конкурентоспособных воздушных судов. Сохранить и увеличить авиастроительный потенциал страны – важная экономическая задача, решение которой будет способствовать переходу России на инновационный путь развития, основанный на высокотехнологичных секторах экономики. Развитие воздушного транспорта и, в частности, международных авиагрузовых перевозок, является одним из важнейших элементов вывода авиастроительной отрасли из затяжного кризиса. Как показывает практика, крупнейшие российские грузовые авиакомпании, например, ГК «Волга-Днепр», ОАО «Аэрофлот» и ЗАО «АК» Полёт», являются также ключевыми заказчиками грузовых воздушных судов отечественного производства. Грузовые авиакомпании также могут быть инициаторами и фактическими кураторами производства и модернизации грузовых самолётов (например, как в случаях с Ан-124-100 «Руслан», Ил-76ТД-90ВД). Во-вторых, Россия обладает серьёзным естественным преимуществом в международных грузовых авиаперевозках – выгодное географическое положение на пересечении грузопотоков между крупнейшими центрами мировой торговли – странами АТР, Северной Америки и Европы.

     В современных условиях развития мировой  экономики постоянно усиливается  значимость международных перевозок  грузов для обеспечения бесперебойного функционирования международной торговли товарами, а также снабжения современных систем производства и распределения. Воздушный транспорт является одним из наиболее динамично развивающихся  видов транспорта, чья значимость растет по мере увеличения в структуре мировой торговли доли готовых и дорогостоящих изделий. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), доля авиатранспорта в общем объеме перевозимых грузов составляет  в мире 0,6%-2%, в то же время доля перевезенных авиатранспортом грузов в стоимостном выражении достигает 35-40%.

     Актуальность  темы исследования обусловлена также  необходимостью расширения деятельности российских авиапредприятий  на мировом  рынке грузовых перевозок, выявления  их потенциала на данном рынке посредством  всестороннего исследования современных тенденций его развития и определения основных факторов, определяющих конкурентоспособность авиакомпаний.

     Современная ситуация на рынке авиагрузовых перевозок  характеризуется существенным сокращением  объемов перевозимых грузов, что связано с мировым экономическим кризисом, а также рядом факторов, негативно влияющих на динамику спроса на авиаперевозки. Среди данных факторов можно отметить возросшую конкуренцию со стороны других видов транспорта (в особенности, морского), нестабильность цен на топливо, ужесточающиеся экологические требования.  В таких условиях для грузоперевозчиков важно стремиться к максимальному сокращению издержек и построению стратегии развития с учетом специфики современной ситуации. Особую значимость в настоящий момент приобретают организационные инновации, новые формы кооперации и организации процесса транспортировки, внедрение новейших достижений сферы информационных технологий для оптимизации процесса доставки товара при воздушной перевозке и удовлетворения потребностей клиентов параллельно с сокращением издержек.

     Особая  актуальность данной темы для российской экономики связана с тем, что  доля российских грузоперевозчиков  на динамично развивающемся мировом  авиарынке весьма невелика и не соответствует  потенциалу страны, обусловленному ее географическим положением, уровнем развития и наличием собственного авиастроительного комплекса. В «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» отмечается, что географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала, а сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют эффективно решать задачи растущей экономики. Все вышесказанное в полной мере относится к грузовому авиационному транспорту.

     Степень изученности проблемы. Исследованию проблем конкурентоспособности различных экономических объектов посвящены работы отечественных учёных Авдокушина Е.Ф., Буренина В.А., Вавиловой Е.В., Вороновой Т.А., Захаровой Н.В., Липеца Ю.Г., Лифица И.М., Люсова В.Н., Некрасова А.Я., Парамоновой Т.Н., Пилипенко И.В., Покровской В.В., Пузановского А.Г., Родыгиной Н.Ю., Фатхутдинова Р.А., Халевинской Е.Д., Щетинина В.Д., зарубежных учёных Бекаттини Дж., Джереффи Г., Котлера Ф., Кругмана П., Маркусен Э., Портера М., Энрайта М. и других. Вопросам конкурентоспособности предприятий воздушного транспорта посвящены работы отечественных исследователей Громова Н.Н., Дунаева О.Н., Крючкова А.А., зарубежных исследователей Грина Б., Доганиса Р., Клэнси Б., Хоппина Д. и других.

     Однако  специфика современного развития мирового рынка грузовых перевозок воздушным  транспортом, вопросы формирования конкурентных преимуществ непосредственно российских и зарубежных авиакомпаний на этом рынке остаются проблемами, в недостаточной степени освещенными в научных исследованиях, что также определяет актуальность данного исследования.

     Цель  и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении теоретических основ и выработке методических рекомендаций по повышению конкурентоспособности российских грузовых авиакомпаний на мировом рынке грузовых авиационных перевозок.

     Исходя  из цели, поставлены следующие задачи:

  1. Изучить сущность и понятие транспортных услуг;
  2. Определить место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях;
  3. Дать анализ деятельности авиакомпаний на рынке грузовых авиаперевозок;
  4. Раскрыть возможности оптимизации процесса перевозки грузов на воздушном транспорте.

     Объектом исследования выступают грузовые перевозки в системе транспортных услуг. Предметом исследования являются грузовые перевозки на воздушном транспорте.

     Теоретической и методологической основой являются научные работы отечественных и зарубежных исследователей в области конкурентоспособности, экономики и организации работы транспорта. В процессе проведения данного исследования были использованы методы теоретического анализа литературы, а также количественный и качественный анализ статистических данных.

     Структура и объём исследования. Курсовая работа состоит из введения,

двух  глав, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК 

1.1. Сущность и понятие транспортных услуг 

     Возникновение рыночных отношений между субъектами транспортной отрасли способствовало быстрому вхождению в деловую и научную лексику понятия «рынок транспортных услуг». Если в понятиях «транспорт», «транспортная отрасль», «транспортная система» приоритет отдавался техническим, технологическим, эксплуатационным факторам организации, то введение понятия «рынок», выдвинуло на первый план экономические факторы организации отраслевого управления. При этом в специальной литературе определение понятия «рынок транспортных услуг» (РТУ) до сих пор встречается крайне редко.

     В.Н. Лившиц, Н.П. Носов рассматривают  рынок транспортных услуг «в качестве инструмента или средства достижения цели: наиболее рационального распределения  транспортных ресурсов единой транспортной системы» [13, 15].

     Е.А. Жуков понимает рынок транспортных услуг как «сложную многофакторную динамическую систему особых экономических отношений обмена» [19].

     В.И. Бутов, В.Н. Гурмак констатируют факт создания рынка транспортных услуг и определяют его как сложную экономическую  систему [16, 24].

     В. А. Персианов высказывает мнение, что РТУ представляет собой совокупность реальных и потенциальных покупателей и продавцов, форму контактов между ними по поводу обмена специфическим продуктом -транспортными услугами [11].

     Разнообразие  приводимых толкований определяет вывод: «рынок транспортных услуг», в общем виде, понимается как комплекс рыночных отношений, которые складываются в транспортной отрасли. Однако подобное понимание сущности РТУ является одновременно узким и широким. Какие же отношения укладываются в понятие РТУ, если понятия «транспортная отрасль», «транспортная система», и др. прочно заняли свое место в специальной терминологии и охватывают практически вес аспекты отношений между субъектами, элементами, участниками рынка?

     Рассмотрим  это понятие, опираясь на понимание сущности транспортных услуг.

     Традиционно товар рассматривается как материальный продукт, который предназначен для  обмена и удовлетворения некоторых  потребностей и желаний человека или организации, услуга - как процесс  удовлетворения некоторых потребностей и желаний с помощью совершения и предоставления чего-либо нематериального, каких-либо действий или видов работ, или как невещественный товар. Известно, что при оказании услуг потребительная стоимость потребляется как таковая, без изменения из формы деятельности в форму вещи, что не меняет характера обмена потребительных стоимостей [19, 120]. Отличия товара и услуги очевидны и представлены в таблице 1.

     Транспортные  услуги, сохраняя общие свойства услуг, принимают специфический вид  отношений обмена с учетом особенностей деятельности по перемещению в пространстве и времени грузов и пассажиров, выполнению операций по их подготовке к перемещению и сдаче получателю.

     Ассортимент транспортных услуг чрезвычайно  широк и растет вместе со спросом и углубляющейся технологической и инновационной революцией отраслевого производства. Однако спрос на услуги во многом определяется свойствами услуги, конъюнктурой рынка, и обусловливает специфические особенности процессов производства и реализации услуг.

     Транспортные  услуги, как и другие виды услуг, обладают основными свойствами: нематериальны, неделимы, неодинаковы, непродолжительны во времени и пространстве, неравномерны. Эти свойства подробно обсуждаются  многими исследователями [10, 19, 24, 25].

Таблица 1. Сравнение свойств товара и услуги, как материального  
и нематериального продуктов труда [35]

Товар Услуга
Материален, физически воплощен Нематериальна,      но      в     процессе      се производства              происходит             потребление материальных продуктов труда
Права     собственности     при     продаже переходят Права    собственности    при    продаже     не переходят
Может     быть     продемонстрирован    до закупки Не   может   быть   продемонстрирована   до закупки
Может    храниться    у    покупателя     или продавца Не    может   храниться    у   покупателя    или продавца
Производство    и     потребление,     производство   и   продажа   разделены   во   времени   и пространстве Производство  и потребление, производство и продажа пересекаются или совпадают во времени и пространстве
Может быть продан через посредника Может быть продана  через посредника
Может быть продан несколько раз Может быть продана  только один раз
Покупатель  доводит товар до готовности, участвуя в производстве Покупатель  прямо участвует в производстве услуги
Можно транспортировать Нельзя транспортировать
Стандартизуем Трудно стандартизуема

Информация о работе Грузовые перевозки на воздушном транспорте