Договор воздушной перевозки гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является гражданско-правовая характеристика договора воздушной перевозки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Договор воздушной перевозки пассажира
1.1. Понятие договора воздушной перевозки пассажира …..……….5
1.2. Правовая природа договора воздушной перевозки пассажира...5
2. Элементы договора воздушной перевозки пассажира ………………..10
2.1. Стороны договора воздушной перевозки пассажира………….10
2.2. Предмет договора воздушной перевозки пассажира…………..13
2.3. Цена в договоре воздушной перевозки пассажира…………….13
2.4. Заключение договора воздушной перевозки пассажира………14
2.5. Срок в договоре воздушной перевозки пассажира…………….16
3. Ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки……16

Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

2013.01.25 Договор воздушных перевозок.docx

— 23.04 Кб (Скачать документ)

Необходимо отметить, что любые соглашения воздушного транспорта с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК РФ).

Таким образом, применительно к договору воздушной перевозки пассажира, багажа и грузов не допускаются никакие соглашения между перевозчиком и пассажирами (грузоотправителями) об устранении или ограничении установленной законом ответственности перевозчика. Хотя данная формулировка в принципе не исключает соглашений, направленных на усиление ответственности перевозчика.

Видимо, исходя из этого положения, законодатель и включил в Воздушный кодекс РФ норму, согласно которой перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом или международными договорами Российской Федерации (ст. 123 ВК РФ).

Однако необходимо признать, что применительно к договору воздушной перевозки данная норма представляется чисто гипотетической. Вряд ли воздушные перевозчики будут соглашаться принять на себя более высокую ответственность, чем это предусмотрено действующим законодательством. Как указывает В.В. Витрянский, это, по-видимому, возможно лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке воздушных перевозок.

Характерным признаком ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, багажа и грузов, является ее ограниченный характер.

Как известно, в соответствии со ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

Примером такой ограниченной ответственности могут служить, например, нормы об ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение багажа, максимальный размер которой ограничен стоимостью утраченного или недостающего багажа (ст. 796 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 118 ВК РФ, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи получателю в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

 

Вместе с тем п. 3 ст. 118 ВК РФ устанавливает, что перевозчик также несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

огласно п. 2 ст. 118 ВК РФ, перевозчик также несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

 

Воздушный кодекс РФ устанавливает размеры ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире. Согласно ст. 119 ВК РФ, перевозчик в вышеуказанных случаях несет ответственность в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007г. № 331-Ф3);

3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007г. № 331-Ф3).

Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

При этом ст. 122 ВК РФ устанавливает специальные правила возмещения вреда, в случае если поврежденным (испорченным) или просроченным в доставке грузом являлась почта.

Статья 124 ВК РФ регламентирует порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты.

В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

Воздушный кодекс содержит перечень лиц, которым предоставляется право на предъявление воздушному перевозчику заявлений и претензий в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира (багажа) или договора воздушной перевозки груза (почты).

В соответствии с п. 1 ст. 125 ВК РФ право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:

1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки — пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;

2) в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира — пассажир.

Таким образом, в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира и (или) багажа перевозчику предъявляется заявление, а в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или почты предъявляется претензия.

Подобное разделение на заявление и претензию приводит к выводу, что правила, применимые к претензионному порядку урегулирования споров, не относятся к заявлению, тем более, что подаются данные документы разными субъектами по разным видам договоров. Статья 125 ВК РФ увязывает предъявление претензии с предъявлением иска, а предъявление заявления — нет.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реализуя в соответствии с поставленными в настоящей курсовой работе целью и задачами исследование, подведем некоторые итоги. Анализ правовой природы и элементов договора воздушной перевозки позволяет сделать следующие выводы.

Договор воздушной перевозки является взаимным и возмездным. Взаимность заключается в том, что правам и обязанностям одной стороны соответствуют встречные обязанности и права другой. Возмездность проявляется в осуществлении воздушной перевозки всегда за определенную плату. Данная особенность обусловливается целью деятельности коммерческой гражданской авиации - направленностью на получение прибыли. Договор воздушной перевозки приобретает публичный характер в случае осуществления регулярных воздушных перевозок.

В рамках общего понятия договора воздушной перевозки выделяются его отдельные разновидности: договор воздушной перевозки груза и договор воздушной перевозки пассажира и багажа. При этом воздушная перевозка багажа осуществляется на основании договора, дополнительного к договору воздушной перевозки пассажира.

В любом из договоров воздушной перевозки одной из его сторон является перевозчик, характеризующийся следующими основными признаками: а) он должен быть обозначен в качестве стороны в документе, оформляющем отношения по перевозке; б) осуществлять перевозку на воздушном судне, принадлежащем ему на определенном правовом титуле (праве собственности, праве хозяйственного ведения или на ином законном основании); в) обладать необходимыми правоустанавливающими документами, позволяющими ему осуществлять воздушную перевозку пассажиров, багажа и груза.

Предметом договора воздушной перевозки является транспортная услуга, заключающаяся в деятельности перевозчика по воздушному перемещению и доставке пассажира, багажа или груза в пункт назначения.

Провозная плата, будучи ценой договора воздушной перевозки, устанавливается перевозчиками. Для воздушных перевозок, осуществляемых в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушным чартером), могут устанавливаться договорные цены. Провозная плата, как правило, вносится при заключении договора воздушной перевозки.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, которым является: а) при перевозке пассажира - пассажирский билет; б) при перевозке багажа - багажная квитанция; в) при перевозке груза - грузовая накладная. Пассажирский билет и грузовая накладная на воздушном транспорте являются именными, в отличие от багажной квитанции -документа на предъявителя.

Срок в договоре воздушной перевозки - это промежуток времени, в течение которого пассажир, багаж или груз должны быть доставлены в пункт назначения. Сроки доставки определяются федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки. Эти сроки преимущественно фиксируются в утвержденных перевозчиком расписаниях движения воздушных судов. Система расписаний применяется в отношении регулярных воздушных перевозок.

Содержание договора воздушной перевозки составляют взаимные права и обязанности его сторон. Основной обязанностью перевозчика является осуществление перевозки и доставка пассажира, багажа или груза в пункт назначения, а правом - требование платы за воздушную перевозку. Соответственно, главная обязанность другой стороны договора воздушной перевозки заключается в уплате провозных платежей за перевозку, а право - в требовании осуществления данной воздушной перевозки и доставки в пункт назначения. Остальные права и обязанности, как сторон договора, так и участников договорных отношений по перевозке, определяются в зависимости от конкретного вида договора воздушной перевозки.

 

Основные особенности договора воздушной перевозки пассажира и багажа заключаются в том, что: 1) в качестве стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин - потребитель (пассажир), и на этот вид перевозок распространяется действие закона «О защите прав потребителей»; 2) при пассажирской перевозке, дети, следующие по бесплатному (льготному) билету без предоставления им отдельного места, являются участниками договорных отношений по перевозке, а не самостоятельной стороной договора воздушной перевозки пассажира и багажа.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

    • Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ., 1993, 25 дек., № 237.
    • Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (г. Монреаль, 28 мая 1999 г.) // ОСПС: Законодательство России. М. 2003.
    • Венская конвенция о праве международных договоров (г. Вена, 23 мая 1969 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. ст. 772.
    • Конвенция, дополнительная к Варшавской Конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (г. Гвада-лахар, 18 сентября 1961 г.) // Международные воздушные сообщения Союза ССР. Сборник документов. Т. 3. М., 1970.
    • Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (г. Рим, 7 октября 1952 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 7.
    • Конвенция о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 7 декабря 1944 года) // Международные воздушные сообщения Союза ССР. Сборник документов. Т. 3. М. 1970.
    • Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (г. Варшава, 12 октября 1929 г.) // Закон. 2000. № 6.
    • .Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года // Российская газета. 8 февраля 2006. № 23. 1996.
    • Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // "Российская газета". N 59-60. 1997.
    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // Российская газета. 2001. № 50.
    • Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Российская газета. 2003. № 8.
    • Приказ Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (ред. от 01.11.2012) «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (вместе с «Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространств Российской Федерации», «Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N 25099).
    • Приказ Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 (ред. от 16.03.2009) «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.12.2008 N 12793).
    • Приказ Министерство транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // "Российская газета". N 225. 2007.
    • Приказ Федеральной авиационной службы России от 18.03.1998 N 74 «О введении дополнительных лицензионных требований»

Информация о работе Договор воздушной перевозки гражданина