Безопасность транспортного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа

Описание

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической (включая транспортную), внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. В структуре национальных интересов РФ особое место занимают интересы национальной безопасности страны, неотъемлемой составной частью которой являются интересы транспортной безопасности. Интересы национальной безопасности России носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, в том числе в области транспорта и транспортной безопасности. Современный этап развития российского общества характеризуется возрастающей ролью транспортной сферы

Содержание

Введение
1. Национальные интересы Российской Федерации и роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении
2. Понятия «транспортная безопасность», «угрозы транспортной безопасности» и их классификация
3. Обеспечение транспортной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Безопасность транспортного процесса.docx

— 32.70 Кб (Скачать документ)

- деятельность иностранных  политических, экономических, военных,  разведывательных и транспортных  структур, направленная против интересов  Российской Федерации в транспортной  сфере;

- обострение международной  конкуренции за обладание новыми  транспортными рынками, новыми  транспортными технологиями и  природными ресурсами;

- стремление ряда  стран к доминированию на мировом  транспортном пространстве и  вытеснению России с традиционных  транспортных рынков;

- увеличение технологического  отрыва ведущих держав мира  от России и наращивание их  возможностей по противодействию  созданию конкурентоспособных российских  транспортных технологий;

- деятельность международных  террористических организаций.

К внутренним источникам угроз относят:

- критическое материально-техническое  состояние некоторых отраслей  транспортного комплекса;

- неблагоприятную  криминогенную обстановку, сопровождающуюся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в транспортной сфере;

- недостаточную координацию  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации по формированию  и реализации единой государственной  политики в транспортном комплексе  и обеспечения его безопасности;

Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения экономических реформ, ослабление системы  государственного регулирования и  контроля, проникновение криминальных структур в сферу управления бизнесом, крупными производствами, торговыми  организациями и товаропроводящими  сетями способствуют формированию спектра  угроз транспортной безопасности в  экономической сфере. К их числу  относятся:

- недостаточная эффективность  системы государственного регулирования  отношений в сфере транспорта, наличие структурных диспропорций, препятствий установлению рыночных  отношений;

- проблемы ресурсной,  финансовой и технологической  зависимости национального транспорта  от других стран, отставание  России от ведущих стран по  уровню информатизации сферы  транспорта;

- недостаточное финансирование  мероприятий по обеспечению транспортной  безопасности Российской Федерации;

- снижение уровня  подготовки высококвалифицированных  научных и инженерно-технических  кадров, нехватка квалифицированных  специалистов в области обеспечения  транспортной безопасности и  др.

Транспортный комплекс, включает в себя транспортную инфраструктуру в полном объеме: все виды транспортных средств, включая подземный, а также  трубопроводы, все виды дорог и  путей, мосты и тоннели, контактные линии, все виды станций и вокзалов, стоянки автотранспортных средств, судов, все виды морских и речных портов и портовых средств, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты  системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также все иные объекты обеспечивающие функционирование транспортного комплекса: строения, устройства и оборудования. По диапазону и уровню возможных угроз транспортная инфраструктура относится к числу наиболее критических из объектов.

- возрастанием транспортных перевозок опасных грузов (ядерного оружия, нефти, химически опасных веществ, радиационных материалов, отходов атомной промышленности к месту захоронения);

- высокой степенью  изношенности и аварийности объектов  транспортного комплекса;

- возрастанием интенсивности  движения транспорта по мере  развития экономики страны, освоения  новых территорий, налаживания работы  международных транспортных коридоров;

- ростом дорожно-транспортной  аварийности, являющейся одной  из серьезнейших социально-экономических  проблем, ущерб от которой,  по экспертным оценкам, составляет  от 4 -5% валового национального продукта, а число погибших и раненных  достигает 1,5 млн. человек;

- фактом совершенствования  методов и способов противоправной  деятельности преступных формирований, в первую очередь террористических  организаций, по отношению к  транспортному комплексу, усилением  опасной тенденции к объединению  и координации их деятельности  на общефедеральном и на межгосударственном уровнях.

Между тем действующая  в стране государственная система  мер по обеспечению безопасности на транспортных объектах, применяемые  методы, приемы и средства защиты граждан и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте не в полной мере адекватны существующим и потенциальным угрозам.

3. Обеспечение транспортной  безопасности Российской Федерации

Политика обеспечения  транспортной безопасности Российской Федерации основывается на соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Решение и меры, принимаемые  органами государственной власти в  области укрепления транспортной безопасности должны быть понятны каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом  и неотвратимость ответственности, должны опираться на широкую поддержку  общества.

Обеспечение транспортной безопасности России включает:

- своевременное прогнозирование  и выявление внешних и внутренних  угроз транспортной безопасности  Российской Федерации;

- реализацию оперативных  и долгосрочных мер по предупреждению  и нейтрализации внутренних и  внешних угроз транспортной безопасности;

- осуществление мер  направленных на недопущение  либо минимизацию материального  и морального ущерба от преступлений  и чрезвычайных происшествий  на транспорте;

- инвентаризацию  международных требований к обеспечению  транспортной безопасности, разработку  и реализацию, с учетом этих  требований, комплекса мер направленных  на качественное повышение уровня  транспортной безопасности Российской  Федерации, приведение его в  соответствие с международными  стандартами безопасности на  транспорте. Очень важной составной  частью этого комплекса мер  является развитие возможностей  разведки и контрразведки в  целях своевременного обнаружения  и нейтрализации угроз, и определения  их источников.

Основные пути кардинального  повышения состояния транспортной безопасности Российской Федерации  с учетом современных требований и стандартов.

Первоочередной, неотложной задачей является достижение адекватного  понимания институтами государственной  власти и общественностью роли и  места транспортной безопасности в  обеспечении национальных интересов  России О недопонимании в настоящее время этой проблемы и со стороны государственных органов и со стороны общественности говорят следующие факты:

- в утвержденной  Правительством РФ Федеральной  целевой Программе модернизации  транспортной системы страны, реализация  которой рассчитана на 10 лет и  предполагает вложения около  150 млрд. долларов, отсутствует специальный  раздел, касающийся транспортной  безопасности;

- в Реестр опасных  производственных объектов, который  приводится в Федеральном Законе "О промышленной безопасности  опасных производственных объектов" (1997 г.), не включены соответствующие  объекты транспортного комплекса  (подземные сооружения, гидротехнические  системы, мосты и д.р.);

- ограничены полномочия  специального подразделения (Департамента) по транспортной безопасности, недавно  созданного в структуре Минтранса  России. Вряд ли в таком формате  Департамент сможет обеспечить  решение тех масштабных задач,  которые по обеспечению безопасности  на транспорте выдвинуты сегодня  самой жизнью;

- удручает состояние  нормативной правовой базы, призванной  в системном и непротиворечивом  виде регламентировать все стороны  и аспекты процесса обеспечения  транспортной безопасности. Отсутствует  базовый Федеральный Закон "О  транспортной безопасности", не  выработана Концепция транспортной  безопасности, существующие же по данной проблематике законодательные и иные нормативно-правовые документы изобилуют противоречиями, нестыковками, зияющими пробелами;

- неудовлетворительно  финансовое покрытие расходов, связанных  с транспортной безопасностью.  В условиях, когда теракты и  диверсии на транспорте и с  помощью транспортных средств  приняли угрожающий для общества  характер, а аварии в транспортном  комплексе из-за износа основных  фондов, стали по сути обычным явлением, на потребности и нужды обеспечения транспортной безопасности из госбюджета выделяются явно недостаточные суммы, которые в десятки, а порой и в сотни раз меньше средств, выделяемых на эти цели развитыми государствами, например, США, Канадой, рядом европейских стран.

- практически не  привлечены к укреплению транспортной  безопасности активные участники  рынка коммерческих перевозок,  лицензируемые субъекты транспортной  деятельности в стране;

- не проявляют  серьезной озабоченности по поводу  состояния транспортной безопасности  и общественные институты. Интерес  к этой проблеме спорадически  актуализируется преимущественно  в связи с очередным террористическим  актом или иным чрезвычайным  происшествием на транспорте. При  этом, как правило, активность  проявляется все чаще в форме  попыток лиц, непосредственно  пострадавших в результате диверсии, предъявить государству иск на  предмет возмещения понесенного  ими материального и морального  ущерба. Между тем, опыт США,  Канады и ряда европейских  стран говорит о том, что  забота об укреплении транспортной  безопасности находится в центре  внимания не только государства.  Этой проблемой крайне озабочены  и активно участвуют в ее  разрешении общественные организации.  Так, например, в США сотни частных  компаний и фирм, под эгидой  соответствующих общественных фондов, систематически выделяют в рамках  своих годовых бюджетов огромные  средства на исследования и  разработки проблем транспортной  безопасности. Отмеченное выше свидетельствует  в пользу того, что забота о  кардинальном и неотложном повышении  уровня безопасности на транспорте  не может быть лишь уделом  государства, равно как и не должны только государством изыскиваться необходимые для решения этой задачи финансовые, организационные и кадровые ресурсы. Кроме того, даже самая хорошо отлаженная система транспортной безопасности не может эффективно функционировать без широкой опоры на понимание и поддержку всех структур гражданского общества. Насущная необходимость широкого позиционирования проблемы транспортной безопасности в государстве и обществе очевидна. Без достижения адекватного представления органами государственной власти и общественностью изменившихся роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России невозможно достичь и ее качественно нового состояния! Решение этой задачи требует, в том числе, широкой разъяснительной работы в отечественных и зарубежных средствах массовой информации (включая Интернет). К этой работе, должны быть привлечены и научная общественность, и представители всех ветвей государственной власти, и руководители транспортных компаний, все активные участники рынка коммерческих перевозок. Решение этой проблемы должно быть, встроено в более широкий контекст задач формирования внешнеполитического имиджа России, активно участвующей в борьбе мирового сообщества против международного терроризма. Решение обозначенной выше задачи и есть то звено в общей цепи укрепления транспортной безопасности, ухватившись за которую, возможно вытащить всю цепь на должный уровень. Существенное увеличение целевого финансирования решения проблем транспортной безопасности - необходимое условие качественного повышения уровня транспортной безопасности РФ и приведение его в соответствие с международными стандартами. Особую роль в решении этой задачи, ее финансовом обеспечении должны сыграть общественные организации, коммерческие структуры из числа заметных участников рынка транспортных услуг, страховые компании и другие коммерческие предприятия - потребители транспортных услуг, в том числе, зарубежные, имеющие тесные экспортно-импортные отношения с Россией. Поиск и аккумулирование внебюджетных средств на нужды транспортной безопасности - одно из необходимых условий решения искомой проблемы. Незамедлительная разработка и совершенствование нормативно-равовых основ транспортной безопасности, приведение ее в соответствие с международными требованиями обусловлено тем обстоятельством, что существующий разрыв между ними может стать серьезным сдерживающим фактором для развития России как участника международных транспортных перевозок.

- помимо уже отмеченных проблем (разработка и принятие концепции и закона о транспортной безопасности, устранение существующих пробелов в нормативно-правовой базе транспортной безопасности), достаточно остро стоит вопрос о национальной Программе обеспечения авиационной безопасности, которую необходимо разработать и ввести в действие в соответствии с международными требованиями.

- в сфере морского  транспорта ждут принятия разработанные  проекты Положения о координационном  Совете по морской безопасности  и Требований по защите морского  судоходства от актов незаконного  вмешательства.

- необходимо на  законодательном уровне определить  место транспорта в совокупности  объектов, представляющих повышенную  опасность и нуждающихся в  особой системе антитеррористической  защиты, а также решить вопрос  о правовой и нормативной регламентации  обеспечения безопасности подземных  сооружений.

- статус России  как активного участника международного  сотрудничества в сфере обеспечения  безопасности на транспорте требует  от нее наращивания усилий  не только в реализации одобренных  международным сообществом мер  по противодействию терроризму  и повышению безопасности на  транспорте, но и более четкому  позиционированию своих интересов  и инициатив в международных  организациях - по авиационной безопасности (ИКАО), морской безопасности (Конвенция  СОЛАС-74) и др.

- нуждается в совершенствовании  взаимодействие всех органов  исполнительной власти отвечающих  за транспортную безопасность. В  соответствии с задачами и  функциональными обязанностями  правоохранительных органов, спецслужб  и контролирующих служб должны  быть более четко определены  на законодательном уровне их  роль, место и ответственность  как участников процесса обеспечения  транспортной безопасности.

В конечном итоге  требуется создать новую единую нормативно-правовую базу эффективного обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса с учетом происшедших изменений в форме  собственности, а также подходов в области управления. Принципиально  важно, чтобы к участию в этой работе привлекались не только ученые и эксперты, но и представители  общественности. Важным направлением повышения уровня безопасности на транспорте является обустройство автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных автомобильно-речных пунктов пропуска на государственной  границе Российской Федерации и  на внешних границах государств-участников Таможенного союза. Эта работа должна выполняться совместными усилиями государств - участников этого союза. Речь идет о необходимости оснастить  эти пункты пропусков новейшими  техническими средствами системы безопасности. Необходима разработка общенациональной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы страны. Требуется ужесточить контроль за исполнением нормативных требований по технической и экологической безопасности при перевозках. Следует разработать и внедрить экологические механизмы, стимулирующие приобретение транспортной техники, которая обеспечивает необходимый уровень безопасности перевозок и охрану окружающей среды. Требуется создать (в том числе с участием заинтересованных иностранных организаций и представителей) систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности. Ее составной частью могут стать негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты. 

Информация о работе Безопасность транспортного процесса