Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:01, реферат
В XX веке автомобиль стал неотъемлемой частью общества. Развитие автомобилизации привело к становлению мощных автомобильной и дорожно-строительной индустрий, в значительной мере определяющих "лицо" науки и техники в обществе. Взаимодействие "автомобилизированного" общества с окружающей средой происходит в рамках автотранспортного комплекса (АТК). 
Автотранспортный комплекс - сложная динамическая система, включающая в качестве функциональных элементов автотранспортные средства (АТС), стационарные объекты (предприятия), необходимые для их эксплуатации, дорожно-транспортную сеть с соответствующим обустройством, участников движения и персонал предприятий.
А вот график роста количества машин в России, в млн. единиц
В XX веке автомобиль 
стал неотъемлемой частью общества. Развитие 
автомобилизации привело к 
Автотранспортный комплекс - сложная динамическая система, включающая в качестве функциональных элементов автотранспортные средства (АТС), стационарные объекты (предприятия), необходимые для их эксплуатации, дорожно-транспортную сеть с соответствующим обустройством, участников движения и персонал предприятий.
Подчиняясь общей концепции технократического развития, АТК наносит огромный ущерб природе, внося свой вклад в формирование ситуации, которую многие ученые называют экологическим кризисом.
Осознав на собственном опыте опасность необдуманного "покорения природы", общество ищет иные пути развития. Выработана и признана на глобальном международном уровне цель - устойчивое развитие.
Устойчивое развитие - стратегия управляемого, поддерживаемого, регулируемого развития, не разрушающего окружающую природу и обеспечивающего непрерывный общественный прогресс
Накоплен значительный опыт в законодательной, научной, технической и других сферах. Меняется, хотя и крайне медленно, общественное экологическое сознание. Но прогресс в этой области незначителен, поэтому основной вопрос, волнующий многих ученых - успеем ли мы "перевести стрелку" и свернуть с гибельного пути, ведущего к пропасти экологической катастрофы – остаётся актуальным и сегодня.
Под экологической 
безопасностью 
Проблема охраны окружающей среды 
является одной из наиболее актуальных, 
поскольку от ее решения зависят 
жизнь на Земле, здоровье и благосостояние 
человека. Эта проблема обострилась 
в XX в., когда интенсивное развитие 
промышленности и транспорта, а также 
несовершенство технологических процессов 
привели к загрязнению 
Первым виновником порчи атмосферного воздуха является детище научно-технического прогресса - автомобиль. Поглощая столь необходимый для жизни кислород, он интенсивно “обогащает” воздушную среду токсичными компонентами, наносящими вред всему живому и неживому/
Угарный газ и окислы азота, выделяемые из глушителя автомобиля, выступают причинами головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ воздействует на святая святых — генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам. Все эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям. В больших городах широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования. “Вклад” автомобильного транспорта в атмосферу составляет 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автомобиль добавляет в почву и воздух тяжелые металлы, другие вредные вещества,
В результате сжигания жидкого топлива в воздух ежегодно выбрасывается, по разным оценкам, от 180 тыс. до 260 тыс. т свинцовых частиц, что в 60—130 раз превосходит естественное поступление свинца в атмосферу при вулканических извержениях (2—3 тыс. т/год). /В некоторых крупных американских, европейских и японских городах, переполненных автомобилями, содержание свинца в атмосфере уже достигло опасной для здоровья человека концентрации или приближается к ней. При вдыхании городского воздуха крупные свинцовые аэрозоли задерживаются в бронхах и носоглотке, а те, что имеют диаметр менее 1 мк (их примерно 70— 80%), попадают в легкие, а затем проникают в капилляры и, соединяясь с эритроцитами, отравляют кровь. Причем известно, что “свинцовый воздух” вреднее “свинцовой воды”. Признаки свинцового отравления - анемия, постоянные головные боли, мышечная боль - проявляются при содержании в крови свинца 80 мкг/100 мл. Это опасный рубеж, начало болезни.
У Токсичные 
вещества нарушают и рост растений, 
способствуя снижению урожаев, потерям 
в животноводстве, постепенной гибели 
деревьев.' В растениях может 
^ Необходимы 
широкомасштабные и 
Как показали многочисленные 
эксперименты, концентрация токсичных 
газов, которые проникают в 
сульфаты, нитраты, 
кислоты, фотооксиданты и др. Атмосферный 
воздух следует рассматривать как 
вторичный реактор до образования 
вредных веществ, токсичность которых 
в некоторых случаях 
^Ддя предупреждения 
загрязнения воздушного 
/^ Следует заметить, 
что ПДК разработаны только 
применительно к организму 
У В настоящее время экологическая ситуация во многих регионах достигла крайней напряженности. Россия в этом плане не является исключением. Во многих крупных городах страны предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе превышены в 10 и более раз. Состояние большинства водных источников не отвечает установленным нормативам, идет опасное загрязнение подземных вод, растет объем токсичных промышленных отходов, основная часть которых вывозится на свалки бытовых отходов. Острой, особенно в городах, является проблема транспортного шума.
По экспертным оценкам, более чем в 150 городах России преобладающее влияние на загрязнение воздушного бассейна оказывает именно автотранспорт. В этот список попадают Сочи, Анапа, Ессентуки, Кисловодск, Нальчик, Пятигорск, Минеральные Воды и ряд крупнейших центров с населением
Пункт контроля выхлопов
более 500 тыс. человек: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Воронеж, Краснодар, Пенза, Тюмень и др.
Представляют 
интерес и объемные показатели выбросов 
автотранспортом вредных 
Выбросы в объеме свыше полумиллиона тонн в год наблюдались в Краснодарском крае, Московской области, Башкортостане, Алтайском и Красноярском краях. Ростовской области и в самой Москве.
Результаты всероссийской 
операции “Чистый воздух”, ежегодно 
проводимой в крупных городах, показали, 
что из-за неисправностей или неправильных 
регулировок систем питания и 
зажигания ДВС экологическим 
нормам не соответствует 25—30% автомобилей, 
находящихся в эксплуатации, а 
показатель выбросов вредных веществ 
отечественных автомобилей в 
эксплуатации примерно в 2 раза выше аналогичного 
показателя в Германии. Неудовлетворительное 
техническое состояние 
В России к 2000 г. 
ожидается увеличение выбросов вредных 
веществ автомобильным 
Экологические 
стандарты являются важным элементом 
нормативной базы создаваемой в 
настоящее время системы 
В системе эксплуатации 
автомобильного транспорта используются 
два стандарта. Первый устанавливает 
нормы предельно допустимого 
содержания окиси углерода (СО) и 
углеводородов (СН) в отработанных газах 
автомобилей с бензиновыми 
Второй стандарт регламентирует требования к автомобилям с дизельными двигателями. Он предусматривает проверку как новых, так и находящихся в эксплуатации автомобилей на дымность. Проверка осуществляется на стоящем автомобиле при работе двигателя на двух режимах: при ускорении и максимальной частоте вращения на холостом ходу.
Одним из наиболее 
опасных параметрических 
60-80% шумов, настигающих человека в жилой застройке, создают транспортные потоки.
В таблице приводятся данные об источниках транспортного шума.
В общем случае 
ограничение загрязнения 
1) совершенствованию двигателя автомобиля и его технического состояния;
2) рациональной 
организации перевозок и 
3) сокращению 
распространения загрязнения 
Одно из основных 
мероприятий — 
Работы ведутся в следующих направлениях:
- улучшение качества смесеобразования во впускной системе;
- улучшение распыления топлива в карбюраторе;
- применение 
регуляторов принудительного 
- обеспечение 
равномерного распределения 
Применение нейтрализаторов 
позволяет снизить содержание вредных 
веществ в отработанных газах. В 
настоящее время наибольшее распространение 
получили каталитические нейтрализаторы, 
в которых используются платина, 
палладий, радий. Эти вещества позволяют 
существенно снизить порог 
Нейтрализаторы 
бывают восстановительные и 
Различные типы нейтрализаторов размещаются в выпускном тракте ДВС и там в зависимости от принципа работы (каталитический, термический, механический и водяной) выполняют свои функции.
Ведутся поисковые 
работы по созданию сажевых фильтров 
с системой регенерации, обеспечивающих 
снижение выбросов твердых частиц на 
80—90%. За рубежом такие системы 
уже находятся в опытно-