Всемирная торговая организаия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:34, курсовая работа

Описание

ППрисоединение России к ВТО один из главных вопросов волнующих Россиян. Уже на протяжении многих лет, Россия продолжает бесконечный переговорный процесс. Не прошло и 17 лет, как России надоело ВТО, но не столько само ВТО, сколько безуспешные попытки вступить в него. Об этом заявил президент Дмитрий Медведев и призвал партнеров по ЕС завершить переговоры относительно ВТО за месячный срок, чтобы к концу года подписать документы о присоединении РФ к этой, похожей для нас на неприступную крепость, организации.
«По ВТО мы стараемся со всеми нашими пар

Работа состоит из  1 файл

Тема.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Таможенный союз, в который Россия недавно вступила с Беларусью и Казахстаном, мог стать причиной отклонения заявки России на членство в ВТО. Тем не менее, в последнее время этот вопрос не рассматривается странами-членами ВТО в качестве главной преграды на пути вступления России в международную торговую организацию[2].

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Положительные и отрицательные стороны, перспективы развития внешнеэкономической деятельности в сфере присоединения России к ВТО

Присоединение России в ВТО на сегодня является исключительно важной и актуальной для России. Переговоры об этом идут с 1994 года. Но именно сейчас вопросы присоединения приобрели реальное практическое значение, поскольку наступила фаза конкретного определения условий, на которых это присоединение должно происходить.

Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она определяется динамику многих макроэкономических параметров. И задача правительства в этой связи — создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения.

В свою очередь, стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество.

Российская позиция в этом вопросе однозначна и последовательна: Россия должна в кратчайшие сроки вступить во Всемирную торговую организацию, но этот процесс должен происходить на стандартных, равноправных с прочими странами — членами ВТО условиях. Сдавать позиции в обмен на номинальное членство Россия не намерена.

Условия членства России в международной организации должны вырабатываться лишь на основе соответствующих норм и правил, а не по прецедентному принципу. Опыт присоединения других стран к ВТО, как бы интересен он ни был, не может быть безоговорочно применим к России, поскольку у Российской Федерации, как и у каждой страны, — свои приоритеты. Россия настаивала, и будет настаивать на сбалансированности прав и обязательств своей страны. Недопустимо вступление в международную организацию ради самого факта вступления. Условия Российского членства должны в первую очередь учитывать потребности развития отечественной экономики, устранять дискриминацию российского экспорта, облегчать доступ российских товаров и услуг на мировые рынки.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что вступление в ВТО имеет для России как целый ряд плюсов, так и несколько неизбежных минусов, негативное воздействие которых и стремится минимизировать Российское правительство.

В первую очередь Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами, такими, как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы.

К безусловно положительным моментам относится, прежде всего, внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на Россию повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает более предсказуемым экономический и правовой климат для российских субъектов экономики. Конечно, этот процесс потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство, и ряд законопроектов, призванных привести Российские правовые акты в соответствие с нормами ВТО. Россия, по предварительным расчетам, рассчитывает уже к концу текущего года завершить реформу законодательства в части, абсолютно необходимой для вступления в ВТО.

Во-вторых, хоть и не сразу, существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Понятно, что это позитивно отразится и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета.

Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли.

Необходимо упомянуть также о создании лучших условий для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых условий для начала переговоров о присоединении России к Единому Европейскому экономическому пространству.

При этом необходимо учитывать, что для потенциальных российских партнеров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализуются практически немедленно, а для российских производителей — с течением довольно длительного периода времени.

В настоящее время Россия готова перейти к качественно новому этапу в деятельности рабочей группы по присоединению России к ВТО, а именно — к выработке проекта Доклада рабочей группы.

Как известно, главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли. Основными принципами и правилами этой организации являются предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе, взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Все члены ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных названием «многосторонние торговые соглашения».

Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется свыше 92% всей мировой торговли товарами и услугами.

Обязательства России в случае присоединения к ВТО частью уже содержатся в международных соглашениях России:

- Соглашение о партнерстве с ЕС;

- Договор к Энергетической хартии;

- Соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Следует отметить, что существенная часть этих общих обязательств совпадает с нормами национального законодательства.

Кроме того, существует и целый ряд дополнительных обязательств. Они касаются, например, «замораживания» импортных тарифов и ограничения сельскохозяйственных субсидий. Именно эти обязательства являются предметом переговоров. Сторонами, участвующими в переговорах с Россией, обсуждается уровень тарифной защиты рынка товаров и уровень защиты рынка услуг.

Несмотря на наличие некоторых предсказуемых негативных последствий от вступления России во Всемирную торговую организацию, скорейшее присоединение и последующее полноправное участие России в ВТО — одна из приоритетных задач правительства России. Решение этой задачи является необходимым условием продвижения российских реформ, поскольку сопровождающая этот процесс либерализация экономики существенно улучшит предпринимательский и инвестиционный климат в России.

Можно сказать, что процесс присоединения России к ВТО вступил в решающую фазу. Правительство предпринимает усилия с тем, чтобы обеспечить полноправное участие России в новом раунде многосторонних переговоров участников ВТО, в ходе которых будут определены новые правила торговли в приоритетных для России отраслях.

Параллельно начинается обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим различные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики, проводятся консультации по вопросам ВТО с партнерами по Таможенному союзу и рядом стран СНГ.

Координация процесса присоединения России к ВТО возложена на Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.

В настоящее время российская делегация предпринимает усилия по активизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами и другими членами рабочей группы по присоединению России к ВТО и ускорению общих темпов переговорного процесса[3].

А что же ожидает отечественных предпринимателей после присоединения страны к Всемирной торговой организации? На этот вопрос постарались ответить участники круглого стола «Зачем Россия вступает в ВТО: плюсы и минусы». По мнению Максима Медведкова, директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, условия присоединения к союзу полностью отвечают интересам бизнеса. С этой точкой зрения согласен и Алексей Портанский, директор информационного бюро по присоединению России к ВТО. По его словам, после вступления России к ВТО ни одна отрасль не будет подвержена рискам, исключение составят лишь отдельные предприятия.

Правда, сами предприниматели не считают эти доводы убедительными. Некоторые бизнесмены уверены, что в этом случае, без сомнения, пострадает сельское хозяйство.

Например, Владимир Топорков, генеральный директор ООО «Русская холдинговая компания», говорит, что производители картофеля в России не смогут конкурировать с коллегами из жарких стран. По мнению экспертов это не столь весомый аргумент, так как плюсов все же больше. Без вступления в ВТО, говорят они, Россия не может влиять на формирование правил мировой торговли. А это значит, что у нее нет возможности защитить свои же интересы. От этого государство несет большой ущерб, который со временем будет только увеличиваться.

Но предпринимателей это не успокаивает. Они сомневаются, что российские чиновники смогут защитить их интересы во Всемирной торговой организации, как это делают, например, их китайские коллеги. Сергей Лисовский, председатель Совета директоров компании «Моссельпром», рассказал, что когда в свое время китайцы провели расследование и узнали о том, что американские власти специально субсидируют производство окорочков, для того чтобы демпинговать цены на мясо птицы по всему миру. Они просто запретили ввоз американских окорочков в Китай.

Бесспорно, в этом вопросе для России есть как плюсы, так и минусы. Но уже поздно вести дискуссии о том, что перевешивает. Ведь совсем недавно помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что страна вступит в ВТО уже в 2011 году[4].

Четыре важных аспекта, касающихся присоединения России к ВТО:

1) Либерализм системы ВТО заключается, прежде всего, в том, что она устанавливает четкие правила игры в применении инструментов внешнеэкономической и некоторых инструментов внутренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их применения.

2) Условия участия в ВТО и, таким образом, условия доступа на рынок России определяются в ходе переговоров. До завершения переговоров, любые выводы о том, что участие в ВТО ослабит Россию, очевидно, не могут быть логически объяснены.

3) Переговоры по присоединению России к ВТО предполагают активное участие в них российского бизнес-сообщества. Это обусловлено не только возможностью максимизировать выгоды для заинтересованных компаний от членства нашей страны в этой организации, но и перспективой более эффективного использования государственного ресурса при планировании и осуществлении своей хозяйственной деятельности.

4) Российское бизнес-сообщество имеет реальную возможность оказывать влияние на переговорный процесс по присоединению России к ВТО путем активного участия в подготовке российской переговорной позиции в различных секторах. Причем такой подход позволит российским заинтересованным компаниям максимизировать выгоды от членства России в ВТО на перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Торгово-экономические отношения между Россией и странами Европы в последнее время стали очень динамично развиваться. Однако основной сферой наших взаимоотношений остается торговля товарами, тогда как инвестиционное, научно-техническое и другие виды сотрудничества не используют всего потенциала.

Кроме того, российская торговля характеризуется сырьевой направленностью. К сожалению, хотя в настоящее время доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте в страны региона остается все еще значительной по сравнению с ситуацией с другими торговыми партнерами России.

В настоящее время можно выделить ряд перспективных направлений для развития торгово-экономических отношений между Россией и странами Европы: это и улучшение структуры экспорта за счет увеличения доли высокотехнологичной продукции, и развитие инвестиционного сотрудничества, и увеличение торговли бизнес услугами, и усиление роли малого и среднего бизнеса. Необходимо развивать и дальше сотрудничество в тех сферах, где российские компании уже зарекомендовали себя на иностранном рынке (например, таких как, нефтегазовая отрасль и энергетическое машиностроение), а также в тех областях, где имеются потенциальные, но не использованные пока возможности (в частности, металлургия и приборостроение).

Стоит отметить, что в торгово-экономических отношениях остается ряд проблем, препятствующих их развитию: это и недостаточная информационная осведомленность об экспортных и импортных возможностях друг друга, и несовершенство законодательной базы, и отсутствие финансовой инфраструктуры и так далее. И одним из способов разрешения данных проблем, а также стимулом для развития перспективных форм сотрудничества может стать присоединение России к ВТО.

Информация о работе Всемирная торговая организаия