Таможенный тариф как барьер в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

Актуальность обусловлена тем, что международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Содержание

Ввведение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы таможенного тарифа как барьера в международной торговли…………………………………………………………………………5
1.1.Влияние тарифа на экономику и внешэкономическую торговлю страны
……………………………………………………………………………………5
1.2.Сущность тарифных барьеров………………………………………..…...12
2. Практические аспекты тарифных барьеров в механизме регулирования международной торговли Европы и Россиии………………………………….16
2. 1. Регулирование международной торговли в странах Европы посредством таможенных тарифов………………………………………………………..….16
3.Положительные и отрицательные тененции при тарифном ограничении международной торговли……………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

kurs-tarifnye_baryery_v_mezhdunarodnoy_torgovle.docx

— 84.54 Кб (Скачать документ)

В ст. VII ГАТТ был установлен принцип: таможенная стоимость должна основываться на фактической  стоимости товара. По итогам Токио-раунда было принято Соглашение о применении статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке товаров), уточненное и дополненное  в ходе Уругвайского раунда. В настоящее  время оно является частью пакета документов ВТО, обязательных для всех государств-участников ВТО.

В основу таможенной оценки товара, согласно Соглашению, должна быть положена “цена сделки”, т. е. реально уплаченная или подлежащая уплате сумма. Дополнительные расходы  покупателя (комиссионные расходы, стоимость  упаковки, фрахта, страховки и т.д.) могут включаться в эту цену по усмотрению стран-участниц Соглашения.

Что касается цен, которые образуются при обращении  товаров между предприятиями, входящими  в одну ТНК, — “трансфертных цен”, — то они сами по себе не могут  считаться неприемлемой основой  для таможенной оценки. Однако таможенное учреждение вправе усомниться в обоснованности таких цен, и в этом случае бремя  доказывания обоснованности лежит  на импортере.

 ВМТ  постоянно усложняется номенклатура  товаров. Понятно, что процесс  состыковки номенклатуры должен  быть в поле зрения государств, чтобы обеспечить сопоставимость  статистических данных и контроль  за правовыми режимами. Отсюда  вытекает необходимость унифицированного  подхода к классификации товаров.

Ранее построение национальных тарифов осуществлялось на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (СТС). Начиная с 1988 года развитые государства  перешли на тарифы, которые основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), также разработанной СТС на основе Международной стандартной товарной классификации ООН. В настоящее время осуществляется переход на ГС и других стран. Россия перешла на ГС в 1991 году.

Линия на сокращение уровня таможенного обложения  товаров с последующей ликвидацией  пошлин является одним из важнейших  направлений деятельности ВТО. Решения  о снижении уровня таможенного обложения  принимались в рамках ГАТТ на следующих  многосторонних торговых переговорах:

1. Женева (Швейцария) — 1947 г.

2. Аннеси (Франция) — 1949 г.

3. Торки  (Великобритания) — 1950 г.

4. Женева - 1956 г.

5. “Диллон  — раунд”, Женева — 1960—1961 гг.

6. “Кеннеди  — раунд”, Женева — 1964—1967 гг.

7. “Токио  — раунд”, Токио — Женева —  1973—1979 гг.

8. “Уругвайский  раунд”, г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай)  — Женева - 1986-1994 гг.

Результатом деятельности ГАТТ стало снижение средней  величины таможенных пошлин примерно с 60% в 1947 году до 40% в середине 50-х  годов, около 10% — в 70-х годах, 5— 7% — в 90-х годах.

Кроме того, тарифная работа в ВТО идет не только по пути прямого снижения ставок, но и по пути своеобразного “замораживания” (по терминологии ГАТТ — “связывания” или “консолидирования”) ставок на существующем или согласованном  уровне.

По итогам Уругвайского раунда, доля “связанных”  ставок в тарифах развитых государств возрастет до 98—99%, PC — до более 70% всей товарной номенклатуры.

 Особое  место в таможенно-тарифном регулировании  МТ занимают антидемпинговые  и компенсационные пошлины. Фактически  речь идет об экономических  контрмерах, санкционируемых международным  экономическим правом в ответ  на правонарушение, выражающееся  в демпинге и субсидировании  экспорта.

Антидемпинговые пошлины — это дополнительные пошлины, взимаемые с товаров, продаваемых  на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны-экспортера.

Статья VI ГАТТ в случае демпинга разрешает  применять антидемпинговую пошлину  в размере, равном разнице между  “нормальной” и фактической экспортной ценой, и только тогда, когда результатом  демпинга является материальный ущерб  национальной промышленности.

Компенсационной называется пошлина, которая, согласно ст. VI ГАТТ, “устанавливается с тем, чтобы нейтрализовать действие субсидии или льготы, установленной прямо  или косвенно в отношении экспорта или производства какого-либо товара”.

Вышеприведенные положения были развиты по итогам Токио-раунда в Соглашении о применении ст. VI ГАТТ (“Антидемпинговый кодекс”) и Соглашении о субсидиях и  компенсационных мерах 1979 года.

В ходе Уругвайского раунда Соглашения были модернизированы  и включены в обязательный пакет  ВТО. Зачастую введение антидемпинговых  и компенсационных пошлин используется произвольно, противоправно, выборочно  — в нарушение международного экономического права.

Для установления антидемпинговой пошлины необходимы три условия:

1. должен  быть констатирован ФАКТ демпинга;

2. должно  быть констатировано причинение  ущерба национальному производству;

3. должна  быть выявлена причинная связь  между демпингом и ущербом.

Антидемпинговое расследование осуществляется государственными компетентными органами по заявлению  соответствующей национальной отрасли  производства, которая должна быть представлена производителями, имеющими более чем 50%-ную долю в отечественном  производстве данного продукта.

Материальный  ущерб может быть выражен в  таких формах, как сокращение продаж, прибыли, объема выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов  по инвестициям, недоиспользование  производственных мощностей.

Ущерб выражается также и в факторах неблагоприятного воздействия на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, уровень  зарплаты, объемы инвестиций и т. д.

Если  в ходе расследования невозможно установить конкретного поставщика демпингового товара, то антидемпинговая  пошлина может быть введена не против товаров невыявленной организации-экспортера, а в отношении товаров определенной страны. Устанавливается такая пошлина  в размере н на срок, способных  нейтрализовать ущерб от демпинга (но не более чем на 5 лет).

 Компенсационные  меры могут применяться только  в отношении субсидий, признанных  “специфическими”. Таковыми они  признаются, если субсидия предоставляется  только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям  промышленности. Если же право  на субсидию общедоступно, установлены  объективные критерии ее получения,  то такая субсидия не является  “специфической”.

Выделяются  две категории специфических  субсидий:

— запрещенные (направлены на экспорт продукции  или на использование отечественных  товаров вместо импортных); в отношении  них действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;

— дающие основания для судебного разбирательства; в этих случаях субсидирующая  сторона обязана отозвать субсидию или компенсировать ущерб.

2.2.Специфика тарифных способов регулирования экспорта и импорта в Россию

Регулирование экспорта из России

В течение  продолжительного периода (до 1995 года) в России существовал институт спецэкспортеров: экспорт стратегически сажных сырьевых товаров осуществлялся только организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Функции  регулирования внешнеэкономической  деятельности с 1998 года осуществлялись Министерством промышленности и  торговли РФ, с 1999 года — Министерством  торговли РФ, с мая 2000 года — Министерством  экономического развития и торговли.

После отмены института спецэкспортеров сохранился порядок, в соответствии с которым  для вывоза большинства стратегически  важных сырьевых товаров, кроме нефти, требуется обязательная регистрация  контракта уполномоченными Министерства, регулирующего внешнеэкономическую  деятельность. В середине 1996 года был  ликвидирован последний вид экспортных пошлин — на нефть, введенный вновь  в 1999 году.

Только  по некоторым категориям продукции  право экспорта закрепляется государством за определенными организациями. Речь идет о вооружениях, боеприпасах, взрывчатых веществах, военной и ракетно-космической  технике, спецматериалах и спецоборудовании, ядах, наркотических веществах, алмазах  и т. п.

Россией приняты обязательства о добровольных ограничениях экспорта урана, алюминия, минеральных удобрений. В 2002— 2004 гг. экспорт ряда товаров — энергоносителей, цветных металлов, пшеницы — квотировался в целях сохранения равновесия внутреннего  рынка.

В настоящее  время квотирование экспорта осуществляется в тех случаях, когда это необходимо для выполнения международных обязательств России. В 1994 году были введены квоты  на экспорт: карбида кремния, текстильных  изделий, необработанного алюминия (квотирование прекращено в феврале 1996 года), изделий из стали (по Соглашению с ЕОУС).

Лицензируется экспорт из России специфических  товаров и товаров военного и  двойного назначения. Так, Министерство охраны окружающей среды и природных  ресурсов контролирует экспорт диких  животных, рогов, кораллов, лекарственного сырья.

Вывоз товаров  двойного назначения осуществляется с  разрешения Межведомственной комиссии по экспортному контролю. Выдаются лицензии на эти товары Министерством, регулирующим внешнеэкономическую  деятельность.

Минфин  вправе предоставлять льготные кредиты  из бюджетных средств при условии, что пользоваться ими могут только экспортеры машинотехнической продукции  и лишь в пределах текущего финансового  года.

Регулирование импорта в Россию.

В 1996 году в России была — впервые в новейшей истории — введена квота на импорт текстильных изделий из ЕС; с 1997 года введены квоты на спирт, алкогольную продукцию, сахар. Квота  на сахар, например, составляет 1500 тыс. тонн в год, в том числе для  Украины — 950 тыс. тонн.

 

Порядок определения страны происхождения  товаров устанавливается ГТК. Предоставление сертификата о происхождении  товара обязательно в случаях:

— если товар происходит из страны, которой  предоставлены преференции по ОСП;

— если импорт квотируется или регулируется другими нетарифными мерами;

— если это предусмотрено в международном  договоре или законодательством  РФ.

В соответствии с законом “О таможенном тарифе”  возможно применение антидемпинговых, компенсационных, специальных (защитных, антидискриминационных), сезонных пошлин.

С февраля 1993 года ввозимые товары облагаются налогом  на добавленную стоимость (НДС) и  акцизами. Ставки НДС к импортируемым  и национальным товарам одинаковы. Не облагаются НДС, в частности: товары гуманитарной помощи, вклады в уставные фонды предприятий, товары из стран  СНГ и др.

За таможенное оформление товара взимается таможенный сбор в размере 0,15% от общей фактурной  стоимости товара.

Основные  показатели внешней торговли Российской Федерации за январь-сентябрь 2010-2011

 

2010г.

2011 г.

Всего

в том числе со странами

Всего

в том числе со странами

Дальнее зарубежье

СНГ

Дальнее зарубежье

СНГ

   

Внешнеторговый оборот

315,5

268, 5

46,9

404,0

342,6

61,4

 темпы роста, %

130,5

131,3

125,8

120,3

119,6

124,2

Экспорт

222,1

190,8

31,3

242,8

205,9

36,9

 темпы роста, %

128,3

127,5

133,4

109,3

107,9

117,9

Импорт

93,4

77,8

15,6

136,8

115,4

21,4

 темпы роста, %

135,9

141,7

113,0

146,5

148,4

137,0

Сальдо

139,2

1,0

15,7

106,0

90,5

15,5

 темпы роста, %

123,3

119,3

162,6

82,4

80,1

98,8


 

Сокращение  положительного сальдо торгового баланса  на 14,8% в , 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло за счет опережающих темпов роста импорта над темпами роста экспорта. При этом со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса снизилось на 17,2%, со странами СНГ – увеличилось на 0,3 процента.

По предварительным  данным, за 2011 год импорт и экспорт России соответственно возросли по сравнению с 2010 годом на 63 млрд. долл. США (31,5%) и на 51 млрд. долл. США (14,5%).

В целом  динамика внешней торговли положительная. Наблюдается рост внешнего товарооборота. Но при более внимательном рассмотрении можно найти и отрицательные  стороны этого роста:

– экспорт  растёт не за счёт увеличения объёма наукоемких товаров в структуре экспорта, а за счёт увеличения доли сырьевой продукции в нём;

Информация о работе Таможенный тариф как барьер в международной торговле