Таможенный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:10, реферат

Описание

В результате октябрьского (1917 г.) государственного переворота, приведшего к власти большевиков, купечество, как и другие сословия, было ликвидировано

Содержание

Введение
3

1. Понятие и правовой статус индивидуального предпринимателя
5

2. Общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
7

3. Получение лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
10

4. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
11

Заключение
14

Список литературы
17

Работа состоит из  1 файл

Коммерческое право к.р..doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

     ПЛАН

Введение 3
1. Понятие  и правовой статус индивидуального  предпринимателя 5
2. Общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. 7
3. Получение лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. 10
4. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. 11
Заключение 14
Список  литературы 17

 

      Введение.

     Участниками торгового оборота издавна являются как коллективные (юридические лица), так и индивидуальные (физические лица) предприниматели - субъекты коммерческой (торговой) деятельности, обладающие особым статусом. Индивидуальные предприниматели, имевшие различные названия у разных народов и в разные исторические эпохи, осуществляли свою деятельность в сферах сельскохозяйственного, а впоследствии - промышленного производства, торговли, финансов, права, медицины, образования и др.

     Историческими предшественниками современных  российских предпринимателей, не образующих для ведения предпринимательской деятельности юридического лица, в Древней Руси были, например, купцы, т.е. горожане, профессионально занимавшиеся торговлей. Первое упоминание о купцах в Киевской Руси относится к X в. Уже в XI - XII вв. купечество составляло особую социальную группу городского населения, пользующуюся поддержкой княжеской власти. В XII в. в крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации.

     В результате октябрьского (1917 г.) государственного переворота, приведшего к власти большевиков, купечество, как и другие сословия, было ликвидировано1. Подверглись разрушению юридические и экономические основы частного предпринимательства, а многие предприниматели были уничтожены физически. В рамках введенного в 1918 г. режима военного коммунизма вся крупная и средняя промышленность и большинство мелких предприятий были национализированы, полностью запрещена частная торговля, управление производством и распределением подверглось жесткой централизации. Были введены продразверстка (изъятие у крестьян хлеба и других продуктов сверх установленных норм), государственная монополия на распределение предметов потребления, плановое снабжение населения товарами (карточная система) по классовому и производственному принципам.

     Результаты  этой деятельности большевиков - нищета, голод и тотальный экономический  кризис - не заставили себя долго ждать. Поэтому уже 15.03.1921 X съезд РКП(б) был вынужден принять решение о замене продразверстки натуральным налогом. Это означало начало перехода к новой экономической политике (нэпу). В рамках нэпа предпринимались меры, обеспечивающие восстановление отдельных элементов предпринимательства: разрешены частная торговля, мелкие капиталистические предприятия, созданы условия для развития кустарно-ремесленного производства. В конце 20-х - начале 30-х гг. XX в., когда в стране сложилась административно-командная система управления экономикой, осуществление нэпа было остановлено, частное предпринимательство фактически ликвидировано.

     Административно-командная  плановая система управления, применявшаяся почти шесть десятилетий, привела экономику России и других республик Союза ССР к очередному краху. Поэтому конец 80-х - начало 90-х гг. XX в. в нашей стране были связаны с началом коренных преобразований всего комплекса общественных отношений, сформировавшихся за годы коммунистической диктатуры. В частности, началось создание правовых основ для перехода к рыночным отношениям в экономике.

     Среди основополагающих правовых актов РСФСР, а позднее Российской Федерации, регулировавших отношения в сфере  предпринимательства в этот период, следует назвать прежде всего Законы от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР", от 25.12.1990 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", от 22.03.1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", от 26.06.1991 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", от 03.07.1991 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", от 04.07.1991 "Об иностранных инвестициях в РСФСР", от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также законы об отдельных видах налогов, принятые в 1991 - 1992 гг2.

     Несовершенство российских законов, коллизии между ними и законодательством Союза ССР, действовавшим в первой половине 90-х гг. на территории России, трудности в правоприменительной практике не способствовали возникновению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до 01.01.1995 - даты введения в действие части первой нового ГК РФ (от 30.11.1994). Именно эту дату можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии активное развитие индивидуального предпринимательства в современной России.

     1. Понятие и правовой  статус индивидуального  предпринимателя.

     Право граждан заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью предусмотрено ст. 18 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и является одной из составляющих правоспособности. Граждане также могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

     При этом ст. 2 ГК РФ определяет, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

     Гражданин вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального предпринимателя3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

     Гражданин, осуществляющий предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица и не имеющий регистрации  в качестве такового, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

     Осуществление деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя не предполагает обязанности создавать какую-либо организацию (юридическое лицо). Предприниматель является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. В этом случае понятия "индивидуальный предприниматель" и "предприниматель без образования юридического лица" (ПБОЮЛ) выступают синонимами.

     Особенности правового статуса индивидуального  предпринимателя.

     Статус  индивидуального предпринимателя достаточен для отнесения его к числу субъектов малого предпринимательства. Поскольку специальный порядок регистрации субъектов малого предпринимательства и форма подачи заявления не установлены, индивидуальный предприниматель приобретает статус субъекта малого предпринимательства с момента его государственной регистрации4.

     Государственная статистическая и бухгалтерская  отчетность малых предприятий предусматривает упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. Кредитование, страхование субъектов малого предпринимательства также осуществляется на льготных условиях. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд5.

     2. Общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

     В большинстве экономически развитых стран физические лица, намеренные приобрести статус предпринимателя (коммерсанта), получают его после процедуры государственной регистрации. Обычно она осуществляется путем внесения соответствующих сведений о лице в специальные государственные регистры - торговые реестры (в Германии, Франции, Японии и др.). В то же время в некоторых государствах, например в Великобритании, регистрация индивидуальных предпринимателей в организации, ведущей торговый реестр, не является обязательной. Здесь учет граждан-коммерсантов осуществляется налоговыми органами для целей налогообложения6. Законодательство Финляндии также не требует регистрации индивидуальных предпринимателей в торговом реестре7.

     В России до 01.01.2004 (даты введения в действие ФЗ от 23.06.2003 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" ) государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлялась по правилам, установленным Законом РСФСР от 07.12.1991 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 08.08.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Кроме того, в этой сфере на региональном уровне действовало множество правовых актов, принятых представительными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации и даже органами местного самоуправления. Между тем п. 1 ст. 2 ГК РФ указывает на то, что порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности устанавливается законом.

     Поэтому в целях унификации законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности ФЗ от 23.06.2003 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" предусмотрел общий порядок государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики указанных субъектов). В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из ГК РФ, ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

     Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о государственной регистрации (ст. 1 указанного Федерального закона).

     Обратим внимание на то, что в соответствии с приведенным определением понятие "государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" охватывает не один, а три вида административных актов. Эти акты являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, которые не имеют нормативного значения. Указанные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в Государственный реестр.

     К актам государственной регистрации  индивидуальных предпринимателей относятся:

     а) правообразующие акты, устанавливающие  юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;

     б) правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

     в) правоизменяющие акты, которые фиксируют  изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в Государственном реестре.

Информация о работе Таможенный контроль