Таможенный контроль. Формы, принципы и порядок его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:54, реферат

Описание

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

Содержание

Понятие и формы таможенного контроля
Принципы проведения таможенного контроля
Порядок проведения таможенного контроля
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

таможенный контроль.docx

— 42.16 Кб (Скачать документ)

При выборе форм таможенного  контроля используется система управления рисками. При проведении таможенного  контроля таможенные органы Российской Федерации исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения  соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Исходя из указанного принципа выбор должностным лицом таможенного органа соответствующей формы таможенного контроля обусловлен необходимостью предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов  в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность  отечественных товаропроизводителей;

затрагивающих другие интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов  физических и юридических лиц, взимают  таможенные пошлины, налоги, выполняют  ряд других функций, непосредственно  связанных с целями таможенного  контроля.

    1. Порядок проведения таможенного контроля

На таможни и таможенные посты приходится основной объем  работы по осуществлению таможенного  контроля и оформления.

Дополнительной гарантией  соблюдения прав лиц при проведении таможенными органами таможенного  контроля является недопустимость причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, которые понесло  какое-либо из перечисленных лиц в результате неправомерных решений, действий (бездействий) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством  таможенного союза и законодательством  государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в  соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. 

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов  в отношении: 

1) товаров, в том числе  транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу и  (или) подлежащих декларированию  в соответствии с настоящим  Кодексом; 

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах,  представление которых предусмотрено  в соответствии с таможенным  законодательством таможенного  союза;

3) деятельности лиц, связанной  с перемещением товаров через  таможенную границу, оказанием  услуг в сфере таможенного  дела, а также осуществляемой  в рамках отдельных таможенных  процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную  границу. 

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а  также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся  товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том  числе в электронной форме.

В соответствии с ТК ТС зоны таможенного контроля создаются  для целей проведения таможенного  контроля в формах таможенного осмотра  и таможенного досмотра товаров  и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся  под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в  соответствии с ТК ТС.

Таможенный контроль проводится таможенными органами на различных  этапах таможенного оформления товаров. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливать срок их представления, который должен быть достаточен для этого.

Для проведения таможенного  контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством  государств - членов таможенного союза  от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим  сделкам. 

В целях проведения таможенного  контроля после выпуска товаров  таможенные органы вправе запрашивать  и получать коммерческие и бухгалтерские  документы, иную информацию, в том  числе в электронной форме, относящуюся  к перемещению товаров через  таможенную границу, их выпуску и  использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Документы, необходимые для  проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными  органами в течение 5 лет со дня  окончания нахождения товаров под  таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

В необходимых случаях  для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

Таможенный осмотр товаров  и транспортных средств проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей.

По результатам таможенного  осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен  акт по форме, федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут  понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в  отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного  органа обязаны составить акт  либо проставить отметку о факте  проведения таможенного осмотра  на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр  акта о проведении таможенного осмотра  вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств.

Таможенный досмотр товаров  проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию ТС, таможенный досмотр  может проводиться в целях  идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях  проверки такой информации, а также  проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Таможенный досмотр товаров  и транспортных средств в указанных  случаях проводится в присутствии понятых.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в  таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в  отношении товаров, вправе потребовать  проведения дополнительного таможенного  досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.

В случае установления в  ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств  факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

По результатам таможенного  досмотра составляется акт таможенного  досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного  союза.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и  иной маркировки, идентификационных  знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

Средства идентификации  могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением  случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно  сообщается об изменении, удалении, уничтожении  или о повреждении средств  идентификации и представляются доказательства существования указанной  угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении  или о замене средств идентификации  таможенным органом составляется акт  по форме, утверждаемой федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Идентификация товаров осуществляется в большинстве случаев при  проведении таможенного контроля в  таких формах, как - проверка маркировки товаров специальными марками, наличия  на них идентификационных знаков;

- таможенный досмотр товаров,  проводимый в целях идентификации  товаров для таможенных целей; 

- таможенный осмотр товаров  и транспортных средств.

Решение о проведении личного  таможенного досмотра принимается  в письменной форме путем наложения  резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным документом.

Исключительность данной формы таможенного контроля предопределяет необходимость осуществления должностными лицами таможенных органов таких  действий как объявить физическому  лицу решение о проведении личного  досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями  при проведении такого досмотра и  предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического  лица с решением о проведении личного  досмотра удостоверяется указанным  лицом путем соответствующей  надписи на решении о проведении досмотра.

В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка  на решении о проведении личного  досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего  решение о проведении личного  досмотра. Только проставления данной отметки фактически возможно проведение личного досмотра.

В соответствии с п.6 ст. 117 ТК ТС, личный таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии 2 (двух) понятых того же пола в изолированном  помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим  требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. Медицинский работник не вправе уклоняться от исполнения решения о проведении личного таможенного досмотра. При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство  физического лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб имуществу досматриваемого лица.

Осмотр помещений и  территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником  таможенного органа либо лицом, его  замещающим, и служебного удостоверения. Перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в указанные  помещения и на указанные территории, определяется федеральной службой, уполномоченной в области таможенного  дела, а форма предписания - органом  исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов (п.6 ст.119 ТК ТС) в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенный осмотр помещений  и территорий должен проводиться  в минимальный период времени, необходимый  для его проведения, и не может  продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, если иное не установлено законодательством  государств - членов таможенного союза.

По результатам таможенного  осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного  осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Информация о работе Таможенный контроль. Формы, принципы и порядок его проведения