Таможенный брокер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:30, реферат

Описание

Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное брокерство является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической деятельности России. На эту тему еще не издано в достаточном количестве литературы, существует множество недоделок и разночтений в законодательных актах, регулирующих деятельность таможенных брокеров, но, тем не менее, этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность. В условиях активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

реферат по брокерам 2.doc

— 496.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение

    Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное брокерство является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической деятельности России. На эту тему еще не издано в достаточном количестве литературы, существует множество недоделок и разночтений в законодательных актах, регулирующих деятельность таможенных брокеров, но, тем не менее, этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность. В условиях активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

    Целью работы является изучение деятельности таможенного брокера, причин его  появления на рынке услуг, функций, выполняемых таможенным брокером, а так же перспектив его дальнейшего развития.

    Задачи, стоящие передо мной в работе следующие:

  • изучение деятельности таможенного брокера;
  • рассмотрение таможенного брокера на примере Государственного унитарного предприятия (ГУП) «Желдорэкспедиция»
  • выявление проблем и перспектив таможенного брокерства в России.

    Работа  состоит из двух глав, в первой главе  рассматривается становление таможенного  брокерства, понятие и функции  таможенного брокера, порядок лицензирования брокерской деятельности, а так же взаимодействие таможенного брокера с таможенными органами.

    Во  второй главе рассмотрена  деятельность таможенного брокера на примере  ГУП «елдорэкспедиция», определена роль таможенного брокера в структуре  предприятия, проведен анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия и определены основные проблемы как предприятия в частности, так и таможенного брокерства в целом в России, даны рекомендации по преодолению этих проблем.

    В работе мною использованы источники  периодической литературы, законодательные  акты, а также собственные наблюдения и заключения, сделанные в процессе изучения данного вопроса. 
 
 
 
 

1. Таможенный брокер  за рубежом и  в России

1.1 Становление таможенного  брокерства

    Понятие «таможенный брокер» знакомо  за рубежом многим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уже более 100 лет. Во многих странах мира таможенное оформление товаров и транспортных средств производится, как правило, только при участии таможенных брокеров.

Отношение к таможне во всех странах, в разное время изначально было сложным, это постоянно подтверждали и участники внешнеэкономической деятельности и транспортники - те, кто лицом к лицу сталкивается ежедневно с таможней. Чтобы исправить это положение в Европе в начале ХIХ века было принято решение создать структуру, имеющую перед собой цель упростить отношения таможни с участниками внешнеэкономической деятельности.  В то время, как в России о таможенном брокере еще и не слышали, в Германии он был главной фигурой всего транспортного процесса - его доходы составляли 70% от всей стоимости услуг по грузообработке и только 30% доставались транспорту.

    История российских таможенных брокеров не столь  продолжительна и начиналась она  с того, что в целях обеспечения  эффективного управления внешнеэкономической деятельностью государства Постановлением Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» была введена система государственного регулирования ВЭД, которая предусматривала:

    регистрацию участников внешнеэкономических связей;

    декларирование  товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу  СССР.

    Настоящим постановлением впервые в Российской Федерации и СССР в процедуру  таможенного оформления товаров  и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, вводилось понятие «декларирование», которое осуществлялось путем представления таможенным органам грузовой таможенной декларации (ГТД) установленного образца, который полностью соответствовал аналогичному документу, принятому в зарубежной практике, - Единому административному документу ЕС.

    С введением ГТД в процедуру  таможенного контроля в нашей  стране, были созданы предпосылки  для зарождения нового института  – таможенного брокера.

    Возникновение потребности в появлении организаций, осуществляющих на профессиональном уровне деятельность по декларированию ввозимых и вывозимых грузов, возникла по следующим причинам:

    Во-первых, именно тогда государство отказалось от монополизма в области внешнеторговой деятельности и разрешило частнопредпринимательским структурам свободный, самостоятельный выход на внешние рынки;

    Во-вторых, тогда же в деятельность таможенных органов стали активно внедряться современные способы и методы таможенного оформления и контроля, что потребовало специальных знаний от лиц, перемещающих товары через таможенную границу.

      В начале 90-х годов ситуация на рынке  железнодорожных перевозок характеризовалась  двумя разнонаправленными тенденциями: потребность в перевозках со стороны  нарождающегося торгового бизнеса резко росла, а обеспечить ее транспортная система разваливающегося Советского Союза не могла. Собственно железнодорожное ведомство проблемы клиентов в силу инертности решать оказалось не в состоянии. Грузовладельцы вынуждены были вести сложные переговоры с представителями других государств СНГ, заключать договоры с исполнителями разных видов транспортных услуг. Тогда и появились структуры, которые обеспечивали оплату стоимости экспортно-импортных перевозок для клиента на различных участках железных дорог, оплачивали услуги портов, проводили таможенные платежи, размещали грузы на складах и так далее.

      Среди этих фирм были как государственные, так и частные, вышедшие из тех  же государственных экспедиторских компаний в процессе их реструктуризации. Так, "Союзвнештранс", проведя акционирование, превратился в холдинговую компанию, которая выстроила сеть представительств во всех портах. Ряд специализированных фирм выделился из "Союзтранзита". В свою очередь Министерство Путей Сообщения (МПС) тоже учредило компанию - фрахтового агента Трансрейл. Аналогичные процессы шли и на региональном уровне. В Свердловской области первые экспедиторские компании вышли из состава бывших спецэкспортеров: компаний ЕКО, УралТЭК, УВОМС.

      Параллельно с этим железные дороги создавали свои структуры. В 1992 году в системе Свердловской железной дороги появилось государственное унитарное предприятие "Желдорэкспедиция". При Уральском электромеханическом институте железнодорожного транспорта (ныне Уральский государственный институт путей сообщения) появилась частная Уральская транспортная компания. Экспедиторские услуги начали оказывать и страховые компании, такие как "Экспресс-гарант", "Уралсоцтрансстрах".

      Тем не менее, многие грузоотправители продолжали работать напрямую с железной дорогой. Поэтому в рамках МПС начали создаваться сервисные центры, которые позже выросли в дорожные центры фирменного транспортного обслуживания. Таким образом, в начале 90-х годов рынок экспедиторских услуг был фактически сформирован.

     На  развитие рынка на Урале, безусловно, повлияла специфика региона. Основной объем грузоперевозок изначально составляла экспортно-ориентированная продукция цветной и черной металлургии, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также нефтепродукты. Поэтому потребность в качественном и быстром сервисе всегда была высокой. Становление  таможенного брокерства в Уральском регионе, особенно актуально еще и потому, что Урал – один из наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации, с широко развитыми экономическими связями. Около 6000 уральских предприятий в настоящее время участвуют в международной торговле. Взаимодействие участника внешнеэкономических связей с таможенным брокером, профессионально работающем на данном рынке услуг, позволяет значительно сократить время таможенного оформления, избежать простоев и других лишних трат, оперативно ориентироваться в достаточно динамичном таможенном законодательстве. Сегодня в Уральском регионе 30 предприятий осуществляют деятельность в качестве таможенных брокеров, из них – 7 на общероссийском уровне.

        С развитием рыночных отношений  Екатеринбург становится мощным  транспортным узлом, вторым после  Москвы распределительным центром  на пути товаров из Европы  в восточные регионы России. К  примеру, именно здесь происходит перераспределение товарных потоков таких крупных западных торговых компаний, как "Procter & Gamble", "Сосa-Cola". Экспедиторские компании в этих условиях сумели сыграть роль в реформировании рынка транспортных услуг.

      После распада СССР на железной дороге произошел разрыв между взаимодействующими звеньями единой системы железных дорог. Каждая дорога стала самостоятельным и отдельно действующим механизмом, в осуществлении процесса перевозок. Такое разделение резко повлияло на снижение объема перевозок и способствовало разрушению хозяйственных связей. На железнодорожном транспорте оказались неиспользованные производственные мощности, огромные людские ресурсы стали неадекватны выполняемым объемам перевозок.

      У предприятий железнодорожного транспорта появилась возможность оказывать для железной дороги работу и, в первую очередь, ту, которую грузоотправитель-грузополучатель должны выполнять до или после процесса перевозки. На рынке по оказанию транспортно-экспедиционных услуг появилась ниша, которую могли занять как сторонние организации, не имеющие материально-технической базы и подготовленных квалифицированных кадров, так и железная дорога, имеющая и базу и специалистов. Поскольку операции предшествующие договору перевозки и выполняющие его являются единой технологической цепью, экономически целесообразно оказание транспортно-экспедиционных услуг и таможенного оформления доверять специалистам и подразделениям предприятий, имеющих непосредственное отношение к железной дороге, так как процедура осуществления и оформления процесса перевозки экспортно-импортных грузов, и таможенного оформления очень сложна и требует высокой квалификации специалистов (декларантов), знающих технологический процесс работы железной дороги и таможенных органов. Такие предприятия чаще всего являются государственными, поэтому доходы, получаемые от предпринимательской деятельности поступают в государственный бюджет, что способствует развитию железной дороги и экономики России в целом.

      Во  времена СССР заниматься экспортно-импортной торговлей имело право только государство в лице Министерства Внешней торговли. С переходом на рыночные отношения, субъекты федерации, предприятия и предприниматели получили право в пределах выделяемых квот заниматься внешнеэкономической деятельностью. На этом этапе возникла необходимость в сотрудничестве с экспедиторами - таможенными брокерами.

        Для успешного завершения процесса  перевозки, отправки и получения  товаров, как импортных так  и экспортных, у предпринимателей  возникли большие сложности, такие как отсутствие обеспеченности в погрузочно-разгрузочных механизмах, отсутствие в штате специалистов по таможенному оформлению, а так же площадок для складирования и подготовки груза к отправке, невозможность содержания дорогостоящей вычислительной техники обеспеченной узкоспециализированными программами, отсутствие знаний по заполнению таможенной декларации, отсутствие в наличии складов временного хранения, являющегося началом или продолжением процесса перевозки. Все это есть в наличии у предприятий-таможенных брокеров.

       Таким образом, взаимодействие участников ВЭД  и таможенных брокеров напрямую приводит к дальнейшему сотрудничеству сторон.

       По  отношению к таможенным органам  брокеры в лице декларантов несут  стопроцентную гарантию за предоставленные данные. Институт брокеров предназначен для того, чтобы таможня всегда имела конкретную организацию, к которой могла бы предъявить претензии, разрешить возникшие проблемы.

    Первоначально услуги по декларированию грузов предоставлялись  новым российским предпринимателям так называемыми спецэкспортерами – организациями, занимавшимися внешнеэкономической деятельностью еще во времена советской государственной внешнеторговой монополии и потому обладавшими значительно большими знаниями и опытом в вопросах трансграничной торговли.

    Правовой  основой их деятельности служило  Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через государственную  границу СССР, утвержденное приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совмине СССР (ГУ ГТК СССР) от 18.08.1989 г. № 137. В разделе 7 Положения было предусмотрено, что декларирование на договорной основе товаров и имущества, принадлежащих другим предприятиям, объединениям, организациям, может осуществляться советской организацией, признанной таможней в качестве декларанта, а также определен перечень минимальных требований к такой организации и утверждена форма свидетельства на право декларирования внешнеторговых грузов.

Информация о работе Таможенный брокер