Таможенные органы как субъект таможенных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание

Особенности таможенных правоотношений связаны с тем, что они имеют свою специфику. Эта специфика предопределяется, во-первых, особым положением одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Во-вторых, особенность объекта регулирования – общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. В-третьих, особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположн

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Субъекты таможенных правоотношений……………………………………..4
2 Таможенные органы как субъект таможенных правоотношений………….12
2.1 Структура таможенных органов государств - членов Таможенного союза……………………………………………………………………………...12
2.2 Функции и полномочия таможенных органов государств –членов Таможенного союза на примере Федеральной таможенной службы РФ……17
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 48.49 Кб (Скачать документ)

     Федеральная таможенная служба осуществляет практическую работу в сфере таможенного дела. Функции ФТС можно подразделить на три группы:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и сборов, контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты; таможенное оформление и таможенный контроль; принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД; ведение различных реестров в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики; информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников ВЭД; осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций.
  2. Производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрения таких дел; дознания и производства неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; оперативно-розыскной деятельности; рассмотрение жалоб на решения, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц.
  3. Организация профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; реализацию программ развития таможенного дела; взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в таможенной сфере деятельности.

     Данные  функции осуществляются посредством полномочий, установленных Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459.

     Здесь также можно выделить несколько  групп полномочий.

     Нормативно-творческая деятельность ФТС состоит во внесении в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы. Также на основании и во исполнение Конституции РФ, фкз, фз, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

  1. Порядок и формы ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, объектов интеллектуальной собственности и т.д. Условия включения в данные реестры, а также полномочия таможенных органов по включению/исключению участников расписаны как в таможенном кодексе (а именно гл. 3), так и более подробно в 311 ФЗ (гл. 5, гл. 6).
  2. Порядок контроля таможенной стоимости товаров, создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы; формы актов о проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств,  форма акта о проведении личного таможенного досмотра физического лица, формы актов о проведении таможенной ревизии и осмотре помещений и территорий; порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования при проведении таможенного контроля.
  3. форма и порядок принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара.
  4. порядок и технология производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, форма и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций, перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления, применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, а также сроки представления этих документов и сведений, форма и порядок заполнения таможенной декларации и транзитной декларации, порядок таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, упрощенный порядок таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ.
  5. Различные формы и требования по отношению к участникам ВЭД и лицам осуществляющим деятельность в области таможенного дела. А именно: форма и порядок выдачи свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями; обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля; обязательные требования к обустройству складов магазина беспошлинной торговли, если такие склады расположены вне пределов пунктов пропуска через государственную границу РФ; порядок выдачи лицензии на учреждение свободного склада и срок ее действия; требования к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условия доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля; форма учета и отчетности, а также порядок и сроки представления лицами, осуществляющими деятельность на территории особой экономической зоны, отчетности таможенным органам; обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада, форма квитанции, удостоверяющей принятие товаров таможенным органом на хранение на таможенный склад
  6. квалификационные требования к специалистам по таможенному оформлению, порядок выдачи квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению и форма квалификационного аттестата.
  7. порядок и условия использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов и требования к документированию информации, а также порядок получения информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов.
  8. форма акта об изменении, удалении, уничтожении или замене таможенным органом средств идентификации товаров и транспортных средств; порядок идентификации товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны.
  9. форма обязательства организации, осуществляющей ввоз (импорт) на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением; правила приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) алкогольной продукции и контроля за их использованием; формат нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции.
  10. форма и порядок использования таможенного приходного ордера.
  11. форма акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет Федерального казначейства; форма требования об уплате таможенных платежей; форма решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
  12. форма решения таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, форма акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке.
  13. порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления; формы свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита и письменного подтверждения о прибытии транспортного средства; форма квитанции, удостоверяющей принятие товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа; форма разрешения на переработку товаров на таможенной территории и форма отзыва разрешения на переработку товаров; форма заявления об использовании таможенной процедуры переработки на таможенной территории и форма представления содержащихся в нем сведений; форма разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления; форма заявления об использовании таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления и форма представления содержащихся в нем сведений; форма разрешения на переработку товаров вне таможенной территории и форма отзыва такого разрешения; форма заявления об использовании таможенной процедуры переработки вне таможенной территории и форма представления содержащихся в нем сведений;
  14. порядок представления документов в форме электронных документов при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию;
  15. порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности;
  16. форма акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока временного хранения или срока хранения на таможенном складе; форма акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока для востребования товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях; форма и порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей; форма решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке, форма решения об отмене приостановления операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке на бумажном носителе и порядок направления указанных решений таможенным органом в банк;

     Полномочия  в сфере по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а именно:

  1. осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату. Согласно ст. 84 ТК ТС таможенные пошлина, налоги уплачиваются в государстве – члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров. Аналогичные более подробные положения имеет 311 ФЗ (раздел 2 – «Таможенные платежи»).
  2. обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
  3. осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;
  4. осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль. Данное полномочие одно из наиболее важных. Ему посвящены раздел 3 в 311 ФЗ, раздел 3 в ТК ТС. В частности ст. 95 ТК ТС определено, что таможенный контроль проводится таможенными в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.
  5. осуществляет в установленном порядке принятие решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, обеспечивает опубликование таких решений. Также принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). Гл. 6 ТК ТС определён порядок классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС.
  6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности.
  7. ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Как уже отмечалось выше в обязанность таможенных органов, в частности ФТС, вменено ведение реестров (гл. 3 ТК ТС). Также ведет реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей, ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
  8. выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению, осуществляет аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению.
  9. выдает лицензии на учреждение свободного склада.
  10. осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
  11. осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
  12. осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
  13. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность.
  14. осуществляет проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. А также осуществляет санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

     Также ФТС РФ ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику  в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами. Данная таможенная статистика ведётся по «единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов таможенного союза» утверждённой Решением Комиссии ТС от 26.01.11 № 525.

     Информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности является полномочием ФТС. Информирование о таможенном законодательстве таможенного союза осуществляется путём опубликования актов таможенного законодательства ТС и РФ в официальных печатных изданиях, а также путём доведения информации по телевидению и радио, с использованием информационных технологий. Консультирование осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. Данному полномочию корреспондируют ст. 10 и 11 ТК ТС. В целях реализации данных статей ФТС издало приказ от 24 мая 2006 г. N 469 (в редакции от 25.03.2011 N 641) «Об утверждении административного регламента ФТС по предоставлению государственной услуги по информированию…».

     Полномочие  по осуществлению в установленном  порядке ведения товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности.

     Также осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности. В рамках данного полномочия хочется отметить проект «Модернизация информационной системы таможенных органов», целью которого является проведение комплексной модернизации информационной системы таможенных органов РФ, предусматривающей совершенствование нормативно-законодательной базы, рабочих процессов и информационных технологий. На реализацию данного проекта выделено 140 млн. долларов США в соответствии соглашением о займе от 31.10.2003 № 4689-RU между РФ и Международным банком реконструкции и развития. Работа по данному проекту ведётся по сей день.

     Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций.

     Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

     Рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц (гл. 3 311-фз).

     Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ.

     Обеспечивает мобилизационную подготовку службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке.

     Организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

     Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности службы.

     Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов РФ во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях.

     Реализует программы развития таможенного дела в РФ. Например, Программа «Таможня на границе в 2011–2020 гг.», «Развитие таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств», Программа «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 годы) (в части раздела «Федеральная таможенная служба») с изменениями и дополнениями к ней» и т.д.

     Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, а именно:

  1. Организует охрану объектов таможенной инфраструктуры.
  2. Осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов.
  3. В установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд. Осуществляет функции государственного заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию РФ. Осуществляет функции государственного заказчика по строительству таможен и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры.
  4. Осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в службе.

     В данной главе были рассмотрены основные функции и полномочия ФТС РФ как  примеры таможенного органа ТС. Учитывая перечисленные выше полномочия ФТС можно сделать вывод, что таможенный орган не только осуществляет регулирующую деятельность в области таможенного дела, но и то, что он действующим законодательством отнесён к числу правоохранительных органов, защищающих экономическую безопасность ТС, права и законные интересы физических и юридических лиц.

 

     Заключение

     В данной работе целью ставилось рассмотреть  таможенный орган ТС как субъект  таможенных правоотношений.

     Выявив  понятие субъекта таможенных правоотношений, были рассмотрены различные наиболее распространённые классификации субъектов  таможенного права.

     Была  выявлена и описана структура  таможенных органов таможенного  союза, которая в основной своей  части схожа у всех таможенных органов государств-членов таможенного  союза.

     Рассмотрев  конкретный пример – ФТС РФ, можно  сказать, что таможенный орган имеет  специфические полномочия в таможенном деле, которые можно поделить не только регулирующие процессы перемещения  товаров через таможенную границу, но и правоохранные, заключающиеся  в охране прав и законных интересов  юридических и физических лиц, и  нормотворческую – принятие нормативных актов в области таможенного дела.

     Таким образом, все задачи в рамках поставленной цели курсовой работы были решены.

 

     Список  использованных источников

  1. Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Эксмо, 2010 г.;
  2. ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» № 311-ФЗ;
  3. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459;
  4. Таможенное право. – 2-е издание перераб. И доп. – М.: Проспект, 2009 г.;
  5. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. - М: Данилов и К, 2009 г.;
  6. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право Росии: Учебник/ Отв.ред. Н.И. Химичева. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрист, 2007 г.;
  7. www.customs.ru
  8. www.consultant.ru
  9. http://gtk.gov.by/ru/
  10. http://www.customs.kz/
  11. www.tsouz.ru/

Информация о работе Таможенные органы как субъект таможенных правоотношений