Таможенные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:05, реферат

Описание

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:
- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;
- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;
- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

Работа состоит из  1 файл

Таможенные операции.docx

— 31.15 Кб (Скачать документ)

Введение

Таможенная  политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. 
Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов государства принадлежит  таможенной службе - одному из базовых  институтов экономики. Участвуя в регулировании  внешнеторгового оборота и осуществляя  фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный  бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых  рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности  таможенной службы является сфера внешнеэкономической  деятельности государства.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации  сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание  таможенной инфраструктуры, способной  обеспечить выполнение главной  задачи, поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение  экономической основы суверенитета  и государственной безопасности  страны, защита интересов народа  Российской Федерации; 
- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

- участие  в осуществлении таможенно-банковского  валютного контроля, в первую  очередь за своевременной полной  репатриации платежей, причитающихся  российским экспортерам за экспортированные  ими товары; 
- формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

- создание  правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной  службы.

За  прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить  и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации.

Главными  направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей  программе, были и остаются: осуществление  фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного  оформления и таможенного контроля.

1. Таможенная политика

Таможенная  система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего  рынка, отечественной торговли и  промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так  и внутренней политики государства. И хотя действующий ТК РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Основной  целью таможенной политики любого государства  является обеспечение его экономических  интересов. И Россия в этом плане  не исключение.

Целями  таможенной политики России, сформулированными  в ТК РФ, являются:

— обеспечение  наиболее эффективного использования  инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

—участие  в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

—стимулирование развития национальной экономики;

—содействие проведению структурной перестройки  и реализации других задач экономической  политики России;

—иные цели, определяемые Президентом РФ, Федеральным  Собранием РФ и Правительством РФ.

Направленность  целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой Российского государства. Как составная часть внешней политики государства таможенная политика России призвана, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся В кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Формирование  таможенной политики любого государства  предполагает два важных подхода  к определению ее направленности — протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной  конкуренции на внутреннем рынке. Для  протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство — это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации  каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Во-вторых, отношения, регулируемые таможенно-правовыми  нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для административно-правового регулирования.

В-третьих, к сторонам таможенно-правовых отношений  за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем  меры административной или дисциплинарной ответственности.

В-четвертых, споры между сторонами — участниками  таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.

Соотношение таможенного и уголовного права  проявляется при регулировании  общественных отношений, возникающих  в связи с совершением контрабанды  и иных преступлений в сфере таможенного  дела.

Связь гражданского и таможенного права проявляется  в основном в тех случаях, когда  действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного  права. Например, закрепленное гражданско-правовыми  нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается таможенно-правовыми нормами в  следующих случаях: условного выпуска  товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и т.д. Тесная связь  гражданского и таможенного права  проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной  части гражданского права имеют  свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки — аналог «Таможенный перевозчик», договор хранения — аналог «Временное хранение» и др.

Помимо  тесной взаимосвязи с базовыми отраслями  российского права таможенное право  соприкасается также и с финансовым, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным  и другими отраслями права.

Так, с  финансовым правом таможенное право  соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым правом — в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголовно-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.

Связь таможенного  и трудового права проявляется  в урегулировании служебных отношений  в процессе прохождения гражданами Российской Федерации службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Земельное право переплетается  с таможенным правом в вопросах использования  таможенными органами земельных  участков для таможенных целей.

Наиболее  тесная взаимосвязь таможенного  права помимо базовых отраслей проявляется, пожалуй, с международным правом.

 

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию  внешнеторгового обмена (объема, структуры  и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу. Таможенная политика - это органичная составная часть внутренней и внешней политики Российской Федерации.  

В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими источниками таможенного права. Таможенные органы Российской Федерации участвуют в формировании таможенной политики и реализуют эту политику. 

Основные цели таможенной политики:

Целями  таможенной политики России являются:     

а) интеграция хозяйства  страны в мировую экономику;     

б) защита и стимулирование экономического развития России;     

в) создание условий  для функционирования российского  рынка и  рынка стран СНГ;    

г) укрепление торгового  и платежного баланса страны;   

д) рост доходов  государственного бюджета;    

е) упрочение торгово-политических позиций России;    

ж) противодействие  дискриминационным акциям иностранных  государств и их союзов;      

з) расширение культурных и информационных обменов между  Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;  

и) охрана жизни  и здоровья человека,    животных и растений, сохранение окружающей  среды;    

к) защита государственной  и общественной безопасности;

л) защита прав и  законных интересов  граждан, предприятий, объединений и организаций,  культурного и исторического наследия народов России.

Важнейшей задачей считается повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг и эффективности российской экономики в целом. 

 

1.Цели и функции. 
Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в 
Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

. участие в реализации торгово-политических  задач по защите российского  рынка, стимулированию развития  национальной экономики;

. содействие проведению структурной  перестройки;

. обеспечение наиболее эффективного  использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена  на таможенной территории Российской  Федерации и другие задачи  экономической политики нашего  государства. 
В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

. участие в разработке и реализации  таможенной политики; защита экономических  интересов РФ;

. обеспечение в пределах своей  компетенции экономической безопасности

РФ;

. принятие средств таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений;

. взимание таможенных пошлин, налогов  и иных таможенных платежей; создание  условий, способствующих ускорению  товарооборота через таможенную  границу РФ;

. осуществление валютного контроля  в пределах своей компетенции;  участие в разработке мер экономической  политики в отношении товаров,  перемещаемых через таможенную  границу РФ, реализация этих мер;

. осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

. проведение научно-исследовательских  работ, консультирование в области  таможенного дела, осуществление  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации специалистов в  этой области для государственных  органов, предприятий, учреждений  и организаций. 
Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. 
Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

2. Таможенные платежи 
В Таможенном кодексе РФ (ст.11О) определены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата. 
Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих в развитых государствах и в России. 
Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну. 
Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара 
(специфическая таможенная пошлина). 
По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки. 
Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений. 
В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов; протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары; преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др. 
Таможенное законодательство и опыт его применения в зарубежных государствах были учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе», который вступил в силу с 1 июля 1993 г. В нем регламентированы положения, связанные с формированием и применением таможенного тарифа Российской Федерации

Информация о работе Таможенные операции