Таможенные операции, совершаемые при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание

Перемещение товаров и транспортных средств через территорию Республики Беларусь транзитом обусловлено объективными потребностями торговли. Его важность заключается в возможности интенсивной загрузки транспортных магистралей страны и, как следствие, получение доходов от использования дорог, придорожных инфраструктур и стимулирование развития транспорта и коммуникации.
Перемещаемые транзитом через территорию Республики Беларусь товары и транспортные средства подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита. В данной курсовой работе предлагается рассмотреть комплекс таможенных операций, осуществляемых таможенными органами в связи с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также сделать анализ транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь за последние годы и проследить динамику изменения их объема.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Таможенные операции, совершаемые при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита 6
1.1 Понятие о процедуре таможенного транзита 6
1.2 Таможенные операции, связанные с декларированием товаров 7
1.2.1 Подача транзитной декларации 7
1.2.2 Документы и сведения, предоставляемые таможенному органу для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита 8
1.2.3 Регистрация транзитной декларации 10
1.2.4 Отказ в регистрации транзитной декларации 11
1.2.5 Отзыв транзитной декларации 12
1.3 Таможенные операции по выпуску товаров 13
1.3.1 Оформление выпуска товаров 13
1.3.2 Распоряжение документами после осуществления выпуска товаров 14
1.3.3 Отказ в выпуске товаров 15
1.4 Порядок завершения процедуры таможенного транзита 16
1.4.1 Документы, предоставляемые таможенному органу назначения для завершения процедуры таможенного транзита 16
1.4.2 Оформление завершения таможенной процедуры таможенного транзита 17
1.4.3 Распоряжение документами после завершения процедуры таможенного транзита 18
2 Анализ транзитных перевозок в республике беларусь 19
2.1 Анализ изменения объема транзитных перевозок и доходов от них 19
2.2 Международные перевозки грузов в Республике Беларусь 23
3 Пути совершенствования транзитных перевозок в Республике Беларусь 25
3.1 Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь 25
3.1.1 Программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь 25
3.1.2 Проблемы, препятствующие развитию транзитного потенциала 25
3.1.3 Мероприятия по обеспечению эффективного использования транзитного потенциала Республики Беларусь 27
3.1.4 Ожидаемые результаты от реализации программы 30
3.2 Программа развития логистической системы Республики Беларусь 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

курсач черновик 2.docx

— 1.32 Мб (Скачать документ)

         В случае использования в качестве  транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов в таможенном органе назначения остаются один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками поступлении товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации, а также экземпляр описи документов, составляющих транзитную декларацию, если ее наличие было предусмотрено.

         При перевозке товаров с использованием  книжки МДП в таможенном органе  назначения остаются отрывной  лист № 2 книжки МДП, оформленный  в соответствии с положениями  Конвенции МДП, транспортный (перевозочный) документ с отметкой о поступлении  товаров и один комплект иных  документов, входящих в состав транзитной декларации.

         При перевозке товаров с использованием  карнета АТА в таможенном органе  назначения остаются отрывной  лист “Transit”, оформленный в  соответствии с Конвенциями о временном ввозе карнета АТА, транспортный (перевозочный) документ с отметкой о поступлении товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации.

         При перевозке товаров с использованием  книжки МДП перевозчику возвращаются  оформленная в соответствии с  положениями Конвенции МДП, книжка  МДП.

         При перевозке товаров с использованием  карнета АТА перевозчику возвращается  оформленный в соответствии с  Конвенциями о временном ввозе  карнет АТА.

       В первой главе было произведено ознакомление с порядком совершения таможенных операций при помещении товаров под  таможенные процедуру таможенного транзита. На мой взгляд, этот процесс, не смотря на постоянную модернизацию таможенного законодательства в области транзита, все еще слишком усложнен. Поэтому необходимо продолжать совершенствование таможенных операций в сторону упрощения, оптимизацию и компьютеризацию, соблюдая, однако, баланс между степенью упрощения таможенных формальностей и обеспечением надлежащего уровня контроля.

       2 Анализ транзитных перевозок в республике беларусь

       2.1 Анализ изменения объема транзитных перевозок и доходов от них

       Реализация  мер, предусмотренных комплексной  программой обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, позволила улучшить общие условия транзита по территории страны и обеспечить их сопоставимость с существующими в сопредельных государствах. В этом документе утверждается, что в стране созданы условия для ежегодного прироста большинства финансовых показателей, зависящих от эффективности использования транзитных возможностей страны. Их максимальные значения были достигнуты в 2008 г. [2]. Общий доход от транзита составил 2,6 млрд долларов США, что на 67 % выше уровня 2006 г. (1,6 млрд долларов США) и на 37 % выше прогнозного задания на 2008 г., предусмотренного комплексной программой (1,9 млрд долларов США). Отчисления в бюджет в 2008 г. составили 467,6 млн долларов США, что на 54 % выше уровня 2006 г. (302,7 млн долларов США) и на 32 % выше прогнозного задания на 2008 г, предусмотренного комплексной программой (302,7 млн долларов США)(рисунок 2.1). 

        Рисунок 2.1 Динамика доходов от транзита в 2004-2009 годах 

       Достижению  данных результатов способствовало принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на повышение транзитной привлекательности страны, проведение работы по развитию инфраструктуры на автодорожных пунктах пропуска и пунктах пропуска на железнодорожных вокзалах (станциях), строительству объектов придорожного сервиса, реконструкции автомобильных дорог, оснащению таможенных органов современной компьютерной техникой и программными средствами,  модернизации сети передачи данных для информационного обеспечения перевозок и применению электронной технологии слежения за перемещением груза.

       Наибольший  удельный вес в общем объеме доходов  от транзита занимают доходы от услуг придорожного сервиса – 30 %, доходы от услуг по транзитным перевозкам автомобильным транспортом – 11 %.

       В 2009 г. ввиду влияния мирового экономического кризиса произошло снижение спроса на товары и услуги, связанные с  использованием транзитных возможностей Беларуси. По сравнению с 2008 г. объемные показатели снизились на 8,6 % – 19,8 %, а финансовые – на 11,9 % – 13,4 %.

       Транзит природного газа осуществлялся в  объемах, оговоренных контрактом, заключенным между ОАО  ”Белтрансгаз“  и ОАО  ”Газпром“ на 2007 – 2011 годы. В 2009 году объем транзита природного газа снизился по сравнению с 2008 годом на 6,8 млрд. куб. метров, или на 13,2 процента (рисунок 2.2). Соответственно снизились доходы от транзита природного газа на 83,2 млн. долларов США, или на 16,4 процента (рисунок 2.3).

         

        В то же время  в связи с ростом экспортных поставок российской нефти ее транзит в 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. на 2,4 млн т, или на 3,7 %( рисунок 2.4), а доходы возросли на 11,7 млн долларов США, или на 5,5 % (рисунок 2.5).

        В 2009 году количество транзитных полетов  иностранных воздушных судов через воздушное пространство республики сократилось по сравнению с 2008 годом на 14,76 тыс. единиц, или на 8,6 процента  (рисунок 2.6). Соответственно снизились доходы от обслуживания транзитных полетов иностранных воздушных судов на 7,8  млн. долларов США, или на 13,4 процента (рисунок 2.7).   
 
 

       Объем транзитных перевозок грузов железнодорожным  транспортом в 2009 году сократился по сравнению с 2008 годом на 7,2 млн. тонн, или на 14,1 процента  (рисунок 2.8. Соответственно снизились доходы от выполнения перевозок грузов на 57,5 млн. долларов США, или на 11,9 процента (рисунок 2.9).

         
 

       В 2009 году количество транзитных поездок  иностранных грузовых автомобилей сократилось на 181,4 тыс. единиц, или на  19,8 процента.

       Кроме того, согласно приведенным в документе  данным в 2009 г. удалось нарастить долю белорусских автомобильных перевозчиков на международном рынке грузовых перевозок между Россией и Евросоюзом до 70 % (в 2008 г. эта доля составляла 60 %). Перераспределение рынка произошло в основном за счет снижения транзита грузов по территории стран Балтии. По данным таможенной службы Латвии, в 2009 г. количество поездок иностранных грузовых автомобилей через пункты пропуска «Терехово» и «Гребнево» латвийско-российской границы снизилось соответственно на 26 % и 59 %, или в целом на 39 %, в то время как Беларусь потеряла только 24 %.

       Для минимизации финансовых потерь республики, вызванных мировым экономическим  кризисом, и сохранения ее транзитной привлекательности постановлением Совета министров Республики Беларусь от 19 августа 2009 г. Комплексная программа была дополнена мерами, способствующими привлечению дополнительных транзитных грузопотоков за счет проведения адекватной тарифной политики, применения конкурентоспособных транспортно-логистических схем, расширения и укрепления международного сотрудничества в рамках ЕС, СНГ и ЕврАзЭС.

       В результате дополнительных мер суммарный  доход от транзита за 2009 г. составил более 2 млрд долларов США, или 102 % к  прогнозному заданию, установленному в комплексной программе. Отчисления в бюджет составили 330,5 млн долларов США. Доля доходов (выручки) от транзита в валовом внутреннем продукте в 2009 г. составила 2,8 %.

       2.2 Международные перевозки грузов в Республике Беларусь

       Открытая  экономика и выгодное географическое положение Республики Беларусь на перекрестке  важнейших европейских транспортных коридоров создает благоприятные  условия для осуществления внешнеэкономической  деятельности, развития экспорта транспортных услуг и укрепления позиций республики на международном рынке транспортных услуг, привлечения транзита грузов через территорию страны.

       В январе-июне 2011 года белорусскими перевозчиками  в международном сообщении всеми видами транспорта (кроме трубопроводного) перевезено 55 904 тыс. тонн грузов, что на 21,6% больше, чем в январе-июне 2010 года. 

       Таблица 1.1 Темпы роста объема международных перевозок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, % 

       Вид транспорта        январь-июнь 2010        январь-июнь 2011
       железнодорожный        105,3        122,1
       автомобильный        121,5        144,5
 

       Перевозки грузов в международном сообщении  осуществляются в основном железнодорожным транспортом, на который приходится 93,9% объема перевозок. В январе-июне 2011 года по сравнению с январем-июнем 2010 года эти перевозки увеличились на 22,1% и составили более 70% в общем объеме перевозок грузов железнодорожным транспортом.

       В структуре международных перевозок  грузов железнодорожным транспортом почти половину занимают транзитные перевозки, которые являются важнейшим источником доходов и валютных поступлений. Динамика объема этих перевозок характеризуется постоянным ростом: в январе-июне 2011 года было перевезено 26 157 тыс. тонн, в январе-июне 2010 года – 23 155,3 тыс. тонн (в 2010 году транзитные перевозки составили 45 612,7 тыс. тонн, в 2009 году – 43 438,5 тыс. тонн).

       За  январь-июнь 2011 года по сравнению с  январем-июнем 2010 года объем перевезенных транзитных грузов увеличился на 13%.

       Вывоз грузов железнодорожным транспортом, составивший в январе-июне 2011 г. 34,6% в объеме международных перевозок  грузов железнодорожным транспортом, увеличился на 31%, ввоз грузов, составивший 15,6%, увеличился на 36,6% по сравнению с январем-июнем 2010 года.

       В январе-июне 2011 года объем международных  перевозок грузов автомобильным транспортом составил 4,2% в общем объеме перевозок грузов автомобильным транспортом и возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 14,5%. Удельный вес международных перевозок грузов автомобильного транспорта составил 6,1% в общем объеме международных перевозок грузов.

       Доля  воздушного транспорта в общем объеме международных перевозок грузов незначительна, поэтому снижение объема перевозок грузов данным видом транспорта в январе-июне 2011 года не оказало существенного влияния на общий объем международных перевозок. 

       Таким образом, можно сделать вывод, что  объем транзитных перевозок в  последние годы в целом имеет тенденцию к увеличению. Некоторое снижение показателей наблюдается в связи с кризисными явлениями, однако принятие дополнительных мер для минимизации финансовых потерь призвано не допустить существенных изменений в объеме осуществляемых перевозок и уровне доходов от них.

    3 Пути совершенствования транзитных перевозок в Республике Беларусь

    3.1 Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь

    3.1.1 Программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь

       Республика  Беларусь не обладает достаточными  собственными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, но благодаря развитой инфраструктуре и привлекательности географического положения может стать своеобразным интегрирующим звеном в торговле между странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, если будет придавать значение транзиту как важнейшему потенциалу национальной экономики. Реализация Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы[6], предусматривающей расширение транспортных, коммуникационных и финансовых коридоров, позволит обеспечить качественный рывок в экономическом развитии страны.

       Целью Государственной программы является создание условий и реализация мероприятий по развитию и эффективному использованию транзитного потенциала страны.

       Для достижения цели Государственной программы  планируется решение следующих основных задач:

  • совершенствование законодательства в области обеспечения транзита;
  • реконструкция и модернизация транзитной инфраструктуры;
  • развитие международного сотрудничества в области обеспечения транзита;
  • расширение существующих финансовых коридоров.

       3.1.2 Проблемы, препятствующие развитию транзитного потенциала

       Несмотря  на то, что Комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы была выполнена в полной мере, развитию транзитного потенциала все еще препятствует ряд проблем.

         Существующая нормативная правовая база в целом обеспечивает условия выполнения транзита, сопоставимые с сопредельными государствами, но для обеспечения транзитной привлекательности страны  ее требуется постоянно совершенствовать и прежде всего в связи с необходимостью оптимизации функций контрольных  органов в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (пограничных, таможенных, транспортной инспекции и иных), а также проведения унификации нормативных правовых актов, регламентирующих  условия транзита, с прогрессивными общепринятыми нормами.

Информация о работе Таможенные операции, совершаемые при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита