Таможенн-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:53, реферат

Описание

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов

Работа состоит из  1 файл

к.р.docx

— 70.91 Кб (Скачать документ)

 

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном  вступлении России в ВТО в составе  таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере  нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ  более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован  проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных  подсубпозиций.

 

Конкретные предложения  по совершенствованию национального  таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время  выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются  в следующем.

 

1. Подчинить структуру  и ставки таможенного тарифа  РФ целям и задачам разработанной  Концепции социально-экономического  развития страны до 2020 г. и формируемой  на ее основе национальной  промышленной политики. Речь, прежде  всего, идет о более тщательном  учете состояния и специфики  отдельных отраслей и производств,  по отношению к которым таможенно-тарифное  регулирование может в различной  степени и комбинации выполнять  протекционистские, структурные,  стимулирующие или фискальные  функции. Положение конкретных  отраслей и производств на  внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их  конкурентоспособности. С точки  зрения критерия конкурентоспособности  на внутреннем рынке различные  виды выпускаемой в России  продукции сведены в диссертации  в пять основных групп, требующих  соответствующей расстановки акцентов  в таможенно-тарифном регулировании  импорта.

 

2. Сделать акцент на  использовании импортного таможенного  тарифа как инструмента разумной  защиты уязвимых для импорта  сегментов внутреннего рынка,  повышения конкурентоспособности  российских товаропроизводителей, в том числе придать большую  гибкость и адресность таможенному  тарифу путем выделения новых  товарных подпозиций на уровне  национальных знаков товарной  номенклатуры для идентификации  наиболее чувствительных к импорту  товаров, дифференциации уровней  ставок пошлин вплоть до их  дробления в зависимости от  экономической целесообразности, широкого  применения сезонных и временных  пошлин, тарифных квот, иных специальных  тарифных мер.

 

3. С целью стимулирования  производственно-технологической кооперации  российских и иностранных компаний  и переноса обрабатывающих производств  на территорию РФ ("импорт производств  вместо импорта товаров") более  последовательно проводить в  жизнь принцип эскалации таможенного  тарифа, снизив уровень обложения  импортных материалов, комплектующих  изделий и компонентов, используемых  для выпуска готовых изделий  в РФ (хотя здесь возможны и  исключения, требующие, например, сохранения  высокого уровня пошлин на  материалы и комплектующие для  создания благоприятных условий  для развития соответствующих  отечественных производств), а также  более активно применять специальные  таможенные режимы (переработки  на таможенной территории, переработки  для внутреннего потребления).

 

4. Упорядочить действующие  системы тарифных преференций  и тарифных льгот для повышения  эффективности регулирующей функции  таможенного тарифа, в том числе  пересмотреть существующие преференции  в пользу развивающихся стран,  соотнеся круг получателей преференций  и их размер с уровнем экономического  развития этих государств, а также  проводимой политикой в отношении  нашей страны.

 

5. Улучшить качество таможенного  администрирования, прежде всего,  за счет осуществления более  полного таможенного контроля  ввозимых товаров, упрощения технологии  таможенного оформления, приведения  процедур пропуска грузов через  границу в соответствие с унифицированными  международными нормами. Исключительно  важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

 

3.2 Значение таможенно-тарифного  регулирования для развития современной  международной торговли

 

Если проанализировать изменения  таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории  нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились  различные, часто противоположные  задачи: фискальные, протекционистские  и др. [30]При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также  изменялась. В некоторые периоды  военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня  становилась подспорьем в решении  внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические  задачи становились главными, таможня  превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного  производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами  и условиями, определяющими различные  цели таможенной политики, были внешние  и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих  пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно  прогнозировать ее роль и значение в будущем.

 

Все страны в той или  иной форме используют инструменты  таможенно-тарифной политики, с помощью  которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной  деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание  определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных  отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

 

За истекшее десятилетие  Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и  правилам. Но сегодня перед нашей  страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики  и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого  экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного  исследования.

 

Несмотря на либерализацию  мировой торговли и упрощение  таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое  влияние на динамику и структуру  товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.

 

Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление  в страну иностранных товаров  в зависимости от уровня конкурентоспособности  соответствующих отечественных  товаров, соображений экономической  безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем  самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать  через торговлю.

 

Таможенно-тарифное регулирование  эффективно выполняет свои функции  только при качественной организации  таможенного дела: достоверного статистического  учета и их строгого контроля, нацеленного  на обеспечение уплаты причитающихся  платежей, борьбу с контрабандой и  ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования  создает простор для принятия субъективных решений и коррупции  в таможенных органах, формирует  благоприятную почву для злоупотреблений  и обременяет потребителей дополнительными  расходами.[31]

 

Таможенно-тарифное регулирование  различных групп стран имеет  специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в  развитых странах (по данным экспертов  ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся  государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий  уровень таможенного обложения  позволяет правительствам диверсифицировать  структуру экономики, создавать  собственную промышленность, а также  значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся  государства при вступлении в  ВТО "связали" ставки пошлин на очень  высоком уровне, но фактически применяют  более низкие ставки, сохранив возможность  существенного повышения импортных  пошлин.

 

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном  вступлении России в ВТО в составе  таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере  нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ  более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован  проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных  подсубпозиций.

 

Проведенные исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ  таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что  меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней  ставки тарифа, бюджетные последствия  такого изменения тарифа весьма существенны. Расчеты показывают, что вклад  ставок таможенного тарифа в платежи  составляет всего 44% от платежей 2008 г. В  финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок разд. XVI – от 6,9% до 0,94% и разд. XVII – от 10,86% до 2,3%. Между тем, если оставить средние ставки разд. XVI и XVII прежними, как в российском тарифе, то собираемость платежей составит около 90%.

 

3.3 Рассмотрения спорных  вопросов таможенно-тарифного регулирования  в Таможенном Союзе

 

Рассмотрения спорных  вопросов таможенно-тарифного регулирования  в Таможенном союзе осуществляется согласно «Рекомендации по подготовке Доклада по итогам рассмотрения спорных  вопросов таможенно-тарифного регулирования», от 28 января 2011года.

 

Решение по подготовке Доклада  принимается Комиссией Таможенного  союза в случаях, когда Стороны  при рассмотрении вопроса не выработали согласованного решения Комиссии Таможенного  союза (далее – Комиссия).

 

В таких случаях решением Комиссии Таможенного союза поручается Секретариату Комиссии Таможенного  союза (далее - Секретариат Комиссии) подготовить соответствующий Доклад.

 

Секретариат Комиссии (Департамент  таможенно - тарифного и нетарифного  регулирования) осуществляет сбор и  подготовку дополнительной статистической и иной информации, а также обосновывающих материалов, которые отсутствуют  в инициативном предложении, подготовленном в соответствии с Регламентом  внесения предложений по мерам регулирования  внешней торговли в Комиссию Таможенного  союза, утвержденным Решением Комиссии от 18 июня 2010 года №308, и предоставление которых не противоречит договорно-правовой базе Таможенного союза.

 

Примерный Перечень дополнительных сведений, необходимых для проведения оценки влияния предлагаемой меры таможенно-тарифного  регулирования на состояние и  развитие соответствующей отрасли  экономики каждого государства-члена  Таможенного союза и в целом  в рамках Таможенного союза (далее  – Перечень) и подготовки соответствующего Доклада, прилагается.

 

Предоставление Секретариату сведений, указанных в Перечне, осуществляется следующим образом:

 

1. Данные таможенной статистики  внешней торговли и статистики  взаимной торговли товарами Таможенного  союза (разделы 4-6) предоставляются  Департаментом таможенной статистики  Секретариата Комиссии;

 

2. Иные сведения предоставляются  Сторонами по запросу Секретариата  Комиссии.

 

Предлагаемой меры регулирования  указывается размер и срок действия ставки ввозной таможенной пошлины  Единого таможенного тарифа Таможенного  союза (далее - ЕТТ ТС), дается оценка и приводится расчет, свидетельствующий  о целесообразности введения меры в  предлагаемом размере и на предлагаемый срок.

 

Основанием для введения предлагаемой меры являются:

 

• при повышении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ  ТС в качестве меры структурного регулирования  экономики: прогнозируемое суммарное  увеличение выпуска продукции сопоставимого  качества и технического уровня в  государствах - членов Таможенного  союза, перекрывающее возможное  снижение импорта;

 

• при повышении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ  ТС в качестве временной меры: прогнозируемое снижение общего объема импорта в  государства-члены Таможенного союза, что будет способствовать созданию дополнительных рыночных ниш для  конкурентоспособных производителей государств-членов Таможенного союза  или реализации приоритетных инвестиционных проектов;

 

• при снижении ставки ввозной  таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве меры структурного регулирования экономики: прогнозируемое суммарное увеличение объемов импорта соответствующего товара в течение ближайших трех лет после введения меры не превысит 10% общего объема потребления данной продукции государствами – членами  Таможенного союза за тот же период;

 

• при снижении ставки ввозной  таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве временной меры: прогнозируемое увеличение объема импорта позволит улучшить баланс производства и потребления и  ограничить рост цен на внутреннем рынке государства - члена Таможенного  союза или будет способствовать реализации приоритетных инвестиционных проектов.

 

До внесения Доклада на рассмотрение Комиссии он предварительно заслушивается на заседании Комитета по вопросам регулирования внешней  торговли.

 

На заседание Комиссии Доклад вносится Ответственным секретарем Комиссии в установленном порядке.

 

Срок подготовки Доклада  не должен превышать трех месяцев  с момента принятия решения по подготовке Доклада.

Информация о работе Таможенн-тарифного регулирования