Таможенно-тарифного регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ
6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ
9
1.1 Экономическая сущность таможенной пошлины: ее функция и виды
9
1.2 Нормативно-правовая база осуществления тарифного регулирования
15
1.3 Таможенный тариф как инструмент регулирования ВЭД
19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
23
2.1 Анализ тарифное регулирования экспорта и импорта в России
23
2.2 Преобразование таможенно-тарифного регулирования в рамках вступления России в ВТО
28

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

33
3.1 Пути совершенствования механизма тарифного регулирования внешней торговли в России
33
3.2 Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в России в 2011 году и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования на 2012-2013 года
36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 219.11 Кб (Скачать документ)

С учетом вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что в  современных условиях при определении  уровня таможенно-тарифного обложения  в целом и разработке предложений  по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными  основными задачами, решение которых  должно обеспечиваться с помощью  тарифа, являются следующие:

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

Защита отечественного рынка  и создание возможностей для развития национального производства.

Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров  Российской Федерации.

Обеспечение решения социально  значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования  необходим учет всех перечисленных  выше факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

 

2.1 Анализ тарифного регулирования экспорта и импорта в России

 

Тарифное регулирование  является формой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу России. [7]

В России импортный тариф  включает более 820 тарифных позиций  по шестизначной Товарной номенклатуре ВЭД. Тарифная структура включает 11 уровней ставок (от 0 до 100%), причем для  большинства товаров (49,2%), действуют  тарифы от 10 до 15%; для 10,8% товаров - от 0 до 5%; для 22,2% - от 5- до 10%; для 14,5 - 15-20%; для 3,3% - от 25 до 100%. На 25 товарных позиций  установлены пошлины в ЭКЮ  за единицу товара в пределах от 0,12 до 100 ЭКЮ за единицу (л, кг, шт.). [17]

С сентября 2010 года в динамике объемов экспорта и импорта России преобладала устойчивая тенденция  к росту. Но достигнув максимального  значения в мае 2011 года, их стоимостные  объемы в последующие два месяца (в июне и июле) сокращались, при  этом темпы падения объемов импорта, хотя и незначительно, но превышали  темпы падения экспорта, а положительное  сальдо торгового баланса поддерживалось исключительно экспортом нефти  и природного газа.

 

янв

фев

мар

апр

май

июнь

июль

Сальдо торгового баланса

15,9

16,7

17,4

17,9

18,0

17,8

17,3

Сальдо торгового баланса  без учета стоимости экспорта нефти и природного газа

-2,6

-3,1

-3,4

-3,4

-3,3

-3,0

-2,9


 

Рисунок 1 Сальдо торгового баланса в 2011 году, млрд долларов [28]

Сальдо  торгового баланса страны весь этот год находится в минусе. В июне и июле прервалась тенденция к  росту экспорта, продолжавшаяся с  сентября 2010 г.

Рисунок 2 Динамика экспорта и  импорта в 2008-2011 гг., в % [28]

Динамику экспорта в 2011 году (как и в предыдущие годы) в  основном определяли три товарные позиции  – нефть, нефтепродукты и природный  газ, совместная доля которых в общем  объеме экспорта в июле 2011 гг. составляла около 65%. За семь месяцев 2011 года (июль в % к декабрю 2010 года) экспорт вырос  на 15,7%. В первую очередь это было обусловлено благоприятной внешнеторговой конъюнктурой на мировом рынке энергоресурсов. Увеличение стоимостного объема экспорта нефти, природного газа и нефтепродуктов было обеспечено исключительно ростом контрактных цен при сокращении физических объемов поставок.

Следует отметить прекращение  поставок на международный рынок  никеля и рафинированной меди, что  связано с несколькими факторами, среди которых – сокращение спроса на рафинированную медь со стороны  Китая и Японии, увеличение запасов  на складах, а также организационные  изменения на Лондонской бирже цветных  металлов – одной из основных торговых площадок, где присутствуют российские экспортеры.

В этот же период импорт возрос на 15,9%, что связано с увеличением  ввоза из-за рубежа машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей), легковых автомобилей, черных металлов, а также товаров, относящихся  к прочему импорту.

Сальдо торгового баланса  за первые семь месяцев 2011 года возросло на 15,5%.

В этот же период импорт возрос на 15,9%, что связано с увеличением  ввоза из-за рубежа машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей), легковых автомобилей, черных металлов, а также товаров, относящихся  к прочему импорту.

Сальдо торгового баланса  за первые семь месяцев 2011 года возросло на 15,5%.

В первые месяцы 2011 года (январь – май) отмечалось устойчивое восстановление объемов внешней торговли до предкризисного уровня (июля 2008 года) – в апреле и мае стоимостной объем экспорта достиг, а в мае превысил уровень  июля 2008 года. Ситуация изменилась в  июне – началось сокращение объемов  российского экспорта, и в июле 2011 года стоимостной объем экспорта составил 96,9% от предкризисного уровня.

Что касается импорта, то его  объем с февраля 2011 года превышает  предкризисный уровень.

В июле 2011 года по сравнению  с июлем 2008 года экспорт сократился на 3,1%, импорт – возрос на 4,6%, а сальдо торгового баланса, оставаясь положительным, сократилось на 12,5%.

В июле 2011 года стоимостной  объем экспорта составлял 96,9% от уровня июля 2008 года, импорта – 104,6%, сальдо торгового баланса – 87,5%.

Рисунок 3 Удельный вес сезонно  скорректированных объемов импорта  товаров в общем объеме импорта (в % к итогу) [28]

В товарной структуре импорта  в июле 2011 года по сравнению с  июлем 2008 года увеличился удельный вес  машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей) (с 40,9% до 41,9%), товаров, относящихся к  прочему импорту (с 33,5% до 38%), лекарственных  средств (с 2,7% до 3,1%), одежды (с 1,6% до 2,4%), стальных труб (с 0,6% до 1%), цитрусовых плодов (с 0,3% до 0,5%).

В то же время уменьшилась  доля закупок легковых автомобилей (с 11,8% до 6,1%), черных металлов (с 3% до 2,3%), алкогольных и безалкогольных напитков (с 1% до 0,7%), свежего и мороженого мяса птицы (с 0,5% до 0,2%).

Непрерывный рост (в течение 3 и более месяцев по июль 2011 года включительно) сезонно скорректированных  стоимостных объемов экспорта имеет место для товаров, относящихся к прочему импорту, автомобильного бензина и жидких топлив (11 месяцев), синтетического каучука (5 месяцев).

Непрерывное сокращение объемов  экспорта наблюдалось рафинированной меди (8 месяцев), необработанного никеля (6 месяцев), необработанных лесоматериалов (5 месяцев), минеральных удобрений (4 месяца), сырой нефти и природного газа (3 месяца).

В июле 2011 года прервался цикл непрерывного роста вывоза железных руд и концентратов (в течение 22 месяцев), обработанных лесоматериалов (9 месяцев), древесной целлюлозы (8 месяцев), необработанного алюминия (7 месяцев), каменного угля (3 месяца).

Непрерывный рост объемов  импорта наблюдается для одежды (в течение 9 месяцев).

Непрерывное снижение сезонно  скорректированных стоимостных  объемов импорта в течение 5 месяцев имеет место для алкогольных и безалкогольных напитков, легковых автомобилей (3 месяца), лекарственных средств (3 месяца).

В июле 2011 года после 26 месяцев  непрерывного роста сократился ввоз товаров, относящихся к прочему  импорту, после 10 месяцев непрерывного роста – черных металлов

По всему вышесказанномуможно  седелать вывод, что в связи с  увеличением экспорта и импорта  в России в 2011 году по отношению к 2008 году, то можно сказать, что в ближайшем будущем будет превалировать тенденция к понижению ставок пошлины, поскольку формально этого требует участие РФ в международной торговой системе, а также успехи в развитии национальной экономики. Однако, следует подчеркнуть, что это не должно ущемлять интересы национальной экономики. При вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо оговорить условия, которые позволяли бы РФ защищать в случае необходимости отечественное производство. Кроме того, снижение уровня пошлин в РФ должно встречать ответные уступки со стороны других государств.

 

2.2 Преобразование таможенно-тарифного регулирования в рамках вступления России в ВТО

 

С 1995 года Россия ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая в настоящее  время объединяет 150 государств. Сегодня  переговоры выходят на завершающую  стадию. Присоединение России к ВТО  в целом отвечает ее долгосрочным интересам экономического и социального  развития. При существующем потенциале и возможностях российская экономика  может эффективно развиваться лишь при активном использование всех преимуществ международного разделения труда. 

Процесс подготовки к вступлению в ВТО происходит на фоне существенной и односторонней либерализации  торговой политики России – снижения налоговой нагрузки в сфере таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности, фискальной нагрузки на бизнес и ликвидации различного рода нетарифных мер регулирования.

Государство проводит ряд  переговоров по тарифным вопросам. Целью проводимых переговоров является определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение, которых Россия получит после присоединения к ВТО. По итогам уже проведенных переговоров и достигнутых двусторонних договоренностей определено, что начальный уровень «связывания» пошлин ни для одной ставки не должен быть ниже действующих.

Предполагается, что уровень  таможенной защиты сельского хозяйства  не уменьшится ни по одному из базовых  сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право  даже увеличивать ставки пошлин на переходный период. По 2009 год включительно Российской Федерации разрешено  использовать тарифные квоты на три  вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону  объемах.

По итогам переговоров, средний  размер пошлины на импорт сельскохозяйственной продукции будет снижен с нынешних 21% до 18 %. Тариф по промышленным товарам  - с 10 до 7,5 %. Ставка пошлины на товары информационных технологий (компьютеры и средства их производства) опустится до нуля в течение трех лет после вступления в ВТО. В отношении потребительских товаров ставка пошлины уменьшится с 15% до 10% в течение 3-4 лет.

Снизятся ввозные пошлины  на товары пищевой промышленности, овощи и фрукты  (особенно тропические). Неизменными останутся ставки пошлин для спирта (150%), а для крепких напитков снизятся с 2 евро/л до 1,5 евро/л. Это важно иметь в виду, поскольку потребительский рынок, по некоторым данным, составляет около 22% от ВВП России и практически опережает ТЭК. [19]

Для защиты внутреннего рынка  от недобросовестной конкуренции после  вступления в ВТО РФ сможет применять  следующие меры:

- повышение ставок пошлин  на оговоренные ранее пределы;

- введение защитных пошлин (квот) и принятие технических  регламентов.

Однако, следует выделить пять отраслей, которые потенциально окажутся более чувствительны к изменению  таможенных ставок. Это - мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленности, авто- и авиастроение, сельскохозяйственное машиностроение.

Присоединение к ВТО обещает  быть противоречивым и для высокотехнологичных  отраслей промышленности. Доля их продукции  в российском экспорте составляет до 1%,  что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. Существуют угрозы секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу.

Среди нерешенных проблем  для этих отраслей и секторов следует  отметить отсутствие:

- четкой и обоснованной  промышленной (отраслевой) политики, т.е.  представления о том, какие  отрасли отечественной промышленности  и в какой мере нуждаются  в протекционистской защите или  стимулировании;

- государственной системы  внешнеэкономической информации  для бизнеса;

- эффективных механизмов  поддержки и развития инновационной  деятельности;

- налоговой политики, стимулирующей  развитие производства и повышение  инвестиционной привлекательности;

- системы кредитования  с нормальной процентной ставкой  по кредитам;

- гарантий, что не произойдет  «компенсации» сокращения таможенных  доходов при либерализации импорта  в ВТО за счет дополнительных  внутренних налогов на бизнес.

Эти и другие проблемы никак  не связаны с присоединением к  ВТО, а являются скорее проблемами внутриэкономического развития России. 

Эффект же вступления в  ВТО будет вариантным в зависимости  от того, в какой степени Россия сможет воспользоваться механизмами  государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.

Высказывается мнение, о том, что экспортно-ориентированные отрасли  ожидает значительное повышение  конкурентоспособности, так как  ВТО создает для российских предприятий  равные и благоприятные условия  для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции. [19]

Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к его заметному  немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют сырье и топливо. Во-вторых, структура российского экспорта не сможет сразу переориентироваться в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (транспорта), ее недогрузки и слабого технического прогресса в стране. В-третьих,  Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой организации.

Информация о работе Таможенно-тарифного регулирования в России