Таможенно-тарифное регулирование и современная экономическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть таможенно-тарифное регулирование в контексте современной экономической политики России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Рассмотреть виды таможенных пошлин и их функции;
2. Исследовать порядок уплаты и плательщиков таможенной пошлины в российском законодательстве;
3. Проанализировать деятельность Федеральной таможенной службы России;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1.
Определение и сущность таможенных органов РФ…………..
5

1.1.
Функции таможенных органов РФ………………………
5

1.2.
Управление таможенными органами РФ………………..
8
Глава 2.
Таможенно-тарифные пошлины………………………………..
10

2.1.
Таможенная пошлина как экономическая единица……..
10

2.2.
Классификация таможенных пошлин……………………
13
Глава 3.
Таможенно-тарифное регулирование и его значение для экономики страны……………………………………………….

18

3.1.
Влияние финансовой деятельности таможенных органов на экономику Российской Федерации в 2009 – 2010 гг……………………………………………………..


18

3.2.
Проблемы и перспективы регулирования внешнеторговой деятельности РФ……………………….

24
Заключение…………………………………………………………………..
29
Литература……………………………………………………………………
32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая таможенно-тарифное регулирование.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»

ТЕМА:

«Таможенно-тарифное регулирование

и современная экономическая политика России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...

3

Глава 1.

Определение и сущность  таможенных органов РФ…………..

5

 

1.1.

Функции таможенных органов РФ………………………

5

 

1.2.

Управление таможенными органами РФ………………..

8

Глава 2.

Таможенно-тарифные пошлины………………………………..

10

 

2.1.

Таможенная пошлина как экономическая единица……..

10

 

2.2.

Классификация таможенных пошлин……………………

13

Глава 3.

Таможенно-тарифное регулирование и его значение для экономики страны……………………………………………….

 

18

 

3.1.

Влияние финансовой деятельности таможенных органов на экономику Российской Федерации в 2009 – 2010 гг……………………………………………………..

 

 

18

 

3.2.

Проблемы и перспективы регулирования внешнеторговой деятельности РФ……………………….

 

24

Заключение…………………………………………………………………..

29

Литература……………………………………………………………………

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения плавного входа страны во Всемирную торговую организацию, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного разделения труда. На протяжении всей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существенную роль в решении задач социально-экономического развития государства.

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как известно, таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые в связи с совершением экспортных и импортных операций, составляют существенную долю поступлений в доходную часть федерального бюджета. О фискальном значении внешнеторгового регулирования говорит тот факт, что почти каждый пятый рубль, поступающий в доходную часть бюджета, собирается таможенными органами. При этом в отдельные годы эта доля доходила до одной трети.

Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Цель данной курсовой работы рассмотреть таможенно-тарифное регулирование в контексте современной экономической политики России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1.      Рассмотреть виды таможенных пошлин и их функции;

2.      Исследовать порядок уплаты и плательщиков таможенной пошлины в российском законодательстве;

3.      Проанализировать деятельность Федеральной таможенной службы России;

4.      Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Объектом данной курсовой работы является таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.

Методологической основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа исследуемых проблем.

В работе использовался анализ исследований по проблемам таможенного права, торгового международного права. Также был произведен сравнительный анализ правовых позиций российских ученых.

 

 

Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

 

1.1 Функции таможенных органов РФ

 

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы (ФТС)[1]. Решением ФТС отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ФТС России. С точки зрения местонахождения региона деятельности, таможни РФ подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни РФ располагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с государственной границей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты, аэропорты, приграничные железнодорожные станции). Примером пограничных таможен могут служить Балтийская, Благовещенская, Уссурийская и др. Примером внутренних таможен являются Брянская, Нижегородская, Ростовская и др.

Правовой статус таможни РФ определяется Общим положением о таможне РФ[2].

Специализированные таможни РФ выполняют специальные таможенные операции либо осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную границу отдельных специфических грузов. Пример – Энергетическая таможня РФ в Москве. Она создана в 1994 г. для усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом, электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач исходя из специфики перемещения таких товаров через таможенную границу.

ФТС России центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. Он возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов. Как федеральный орган, ФТС России несет ответственность за реализацию таможенной политики РФ[3]: обеспечивает соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, развитие, укрепление единства всей системы возглавляемых им таможенных органов. ФТС выполняет не только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и координационные и контрольные функции в этой сфере. В случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, а также иными актами законодательства, ФТС России издает в пределах своей компетенции акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами. ФТС как федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В отдельных случаях ФТС может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, а также физическими лицами (например, когда должностные лица ФТС проводят дознание по факту контрабанды).

В функции таможенных органов РФ входит:

1. Непосредственное осуществление таможенного дела;

2. Осуществление мер по реализации таможенной политики;

3. Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ, в части относящейся к таможенному делу;

4. Обеспечение защиты экономических интересов РФ;

5. Применение средств таможенного регулирования экономической деятельности;

6. Обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенного законодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

7. Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взимание таможенных платежей и осуществления валютного контроля;

8. Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.

9. Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности. Таможня РФ в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет многообразные функции:

      по вопросам реализации таможенной политики;

      по вопросам таможенного контроля;

      по вопросам таможенных платежей;

      по вопросам борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела;

      по вопросам содействия развитию внешнеэкономической деятельности;

      по вопросам развития материально-технической и социальной базы своей деятельности;

      по вопросам работы с кадрами.

Организационная структура ФТС. Задачи и функции, т.е. основные направления деятельности таможенных органов, определяют внутреннюю структуру ФТС[4]. Организационная структура ФТС состоит из следующих элементов: руководство и аппарат, состоящий из управлений и отделов. Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: председатель, его заместители, коллегия ФТС. Возглавляет ФТС председатель, который назначается на должность и освобождается с должности Президентом РФ. Председатель ФТС осуществляет общее руководство системой таможенных органов. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Правительством РФ. Обязанности между заместителями распределяются председателем ФТС[5].

 

1.2. Управление таможенными органами РФ

 

Управления и отделы сформированы по функциональному принципу, деятельность каждого из которых сосредоточена на осуществлении одной или нескольких функций ФТС, выражают его назначение и относятся к числу основных структурных подразделений. Структура аппарата ФТС предоставлена следующими основными управлениями и отделами[6].

Управление таможенного контроля (УПК) планирует работу таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и организует в этих целях взаимодействие с пограничными войсками, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами.

Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил организует мероприятия по борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства.

Таможенно-тарифное управление (ТТУ) обеспечивает подготовку предложений по тарифному регулированию, приведение этих мер в действие, а также контролирует исполнение разработанных мероприятий.

Управление федеральных таможенных доходов (УФТД) руководит деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей, разрабатывает технологию взимания таможенных платежей.

Управление таможенной статистики организует и объединяет деятельность по ведению таможенными органами таможенной статистики в соответствии с ТК РФ и иными актами законодательства РФ по таможенному делу.

Отдел валютного контроля (ОВК) руководит деятельностью подчиненных ему отделов (групп) валютного контроля и таможенных органов на местах.

Правовое управление дает заключения по проектам законов и подзаконных актов в части, касающейся таможенного дела, по запросам министерств и ведомств, по поступаемым заявлениям и жалобам.

Управление внешних связей организует межгосударственное сотрудничество в таможенной сфере со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Отдел собственной безопасности предупреждение, выявление и пресечение фактов коррупции, других должностных преступлений и проступков в таможенных органах. Сотрудники отдела проводят служебные расследования по фактам должностных преступлений и проступков, совершенных таможенными служащими.

Финансовое управление.

Управление материально-технического снабжения.

Управление кадров и учебных заведений.

Техническое управление.

Отдел по связям со средствами массовой информацией и общественностью.

Управление делами.

 


ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ ПОШЛИНЫ

 

2.1 Таможенная пошлина как экономическая единица

 

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. При анализе пошлин с помощью неоклассической концепции будем исходить из следующих положений:

1. Пошлина (налог) взимается с товара, пересекающего национальную границу.

2. Вкусы, доходы и привычки потребителей не меняются.

3. Не учитываются технологические нововведения.

4. Не принимаются во внимание тарифы на сырье, используемое для производства товара.

5. Не учитываются транспортные расходы[7].

 

Рис. 1

 

Построим график (рис. 1), полагая, что иностранный поставщик готов поставлять любые количества товара по данной цене, т.е. полностью удовлетворить потребности данной страны.

На рис. 1 линия DDi обозначает изменение величины потребления товара в зависимости от изменения цены; линия SSi показывает количество производимых национальной промышленностью товаров, изменяющихся в зависимости от изменения цен. При цене Р1 из общего количества потребляемого товара Q0Q4 на долю местного производителя будет приходиться величина Q0Q1, в то время как на долю иностранного поставщика придется величина Q1Q4. Введем дополнительный импортный налог Т1, повышающий цену товара до уровня Р2. В этом случае общее количество уменьшившегося потребления будет определяться величиной О3Q4; в то же время национальные производители увеличат объем производства на величину Q1Q2; потери для иностранных поставщиков будут равны сумме отрезков Q1Q2 и Q3Q4. Площадь прямоугольника Р1Р2Q0Q4 будет определять величину потерь или дополнительных расходов, понесенных потребителями в связи с общим увеличением цен продаваемых товаров. Эта сумма включает дополнительные прибыли, полученные национальными производителями (четырехугольник «а»), и потери общества, возникающие в связи с тем, что в производство вовлекаются новые, менее эффективные факторы, использование которых стало возможным благодаря протекционистской политике правительства (треугольник «b»). Треугольник «d» показывает потери, возникающие в связи с уходом с рынка части иностранных производителей, а прямоугольник «с» — величину выигрыша лиц, получающих средства, собранные налогами. Большинство современных экономистов исходят из того, что материальные преимущества от следования принципу свободной торговли, несомненно, больше, нежели потери национальной экономики. Протекционизм снижает конкурентное давление на национальных производителей и приводит к уменьшению эффективности производства. Кроме того, если он используется в течение десятилетия (например, в Латинской Америке в 1960—1970 гг. ), то он блокирует доступ к новым и новейшим технологиям. Это вредно для рынка, характеризуемого как совершенной (наличие множества производителей и потребителей), так и несовершенной (наличие одной или нескольких монополий) конкуренцией. В условиях монопольного производства производитель получает сверхприбыль. При импорте свободная конкуренция сокращает величину сверхприбыли. В теоретическом плане экономисты классической школы допускают возможность наличия ряда оговорок к идее «свободной торговли». Наиболее распространенной является возможность установления «оптимального» таможенного тарифа. Суть ее сводится к следующему: если страна достаточно велика, то она в состоянии обеспечить снижение цен на импортируемые товары за счет сокращения спроса на них. В этом случае она может ввести таможенный тариф с целью улучшения «условий торговли», т. е. заставить иностранных поставщиков снизить цены. Такая ситуация свойственна для ряда сельскохозяйственных товаров, обладающих низким уровнем эластичности потребления, при этом производство и потребление их сконцентрированы в нескольких местах. Поставщик после введения дополнительного налога (импортной пошлины), опасаясь потерять большой экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога. Такое явление называется «парадоксом Мецлера», графически его можно представить на рис. 2.

 

Рис. 2

 

На графике линия WWs обозначает динамику предложения товара на мировом рынке до момента введения таможенного тарифа; линия WWsn - тенденцию предложения на рынке к моменту установления тарифа Т, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену на величину РР3, превышающую величину тарифа Т; линия WWsn+Tпредложение товара на рынке после установления тарифа. Параметры q1, q2, q3 показывают соответствующее количество приобретенного товара, а линия DDi—потребность в импортном товаре, изменяющаяся в зависимости от цены.

Как видно из графика, при снижении цен объем расходов потребителей в связке с общим увеличением поставок с q1 до q2 будет определяться площадью прямоугольника P2D2q2O вместо величины, равной площади P3D1q1O, а выгода для потребителей составит сумму четырехугольника «а» и треугольников «b» и «с».

Обязательным условием, при котором экспортеры оказываются готовыми пойти на такое снижение цены, выступает большая величина потребления в импортирующей стране или странах, вводящих новые таможенные пошлины. В качестве примера возникновения «парадокса Мецлера» могут служить поставки какао из Ганы в I960 г. и масла из Новой Зеландии в начале 70-х годов в Великобританию.

Вступление Великобритании — основного потребителя новозеландского масла — в «Общий рынок» и последовавшее за этим увеличение ввозных пошлин заставило новозеландских поставщиков резко снизить цены даже за счет уменьшения прибыли с целью сохранения большей части английского рынка[8].

 

2.2. Классификация таможенных пошлин

 

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин, следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что она влечет за собой доходы в бюджет и влияет на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако во многих случаях таможенная пошлина, неся изначально фискальный характер, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет[9].

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Итак, таможенные пошлины делятся на[10]:

1. По объекту обложения:

Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается[11].

Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

По способу взимания:

Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торговополитические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин[12].

Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1 т).

По характеру:

Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т.д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

 

 


ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

 

3.1. Влияние финансовой деятельности таможенных органов на экономику Российской Федерации в 2009 – 2010 гг.

 

Значение таможенно-тарифного регулирования на современном этапе велико, поскольку одним из основных видов федеральных налогов, поступающих в казну, являются таможенные пошлины. Их роль в качестве бюджетных поступлений достаточно велика: по предварительным данным за 2011 г. сумма таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров, составила более 26,5 трлн. рублей, или 40% всех поступлений от таможенных платежей и сборов.

С другой стороны, таможенный тариф является одним из регуляторов российского импорта. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения – потребительскими товарами. В то же время он призван защищать отдельные отрасли от чрезмерного ввоза иностранной продукции и выполнять протекционистскую функцию[13].

Поэтому изменения в механизме таможенно-тарифного регулирования импорта в настоящее время в значительной степени обусловлены следующими факторами: фискальными целями, необходимостью поддержки отечественного производства[14].

Этими факторами обусловлены и новые тенденции в применении различных видов пошлин. Ставки пошлин на современном этапе имеют две разновидности: первый вариант предполагает определение ставки пошлины в процентах от таможенной стоимости, но не ниже определенного количества ЭКЮ за единицу измерения. По второму варианту происходит сложение адвалорной и специфической составляющих ставки. В российской таможенно-тарифной системе преобладающим является первый вариант, который используется и в рассматриваемом постановлении. Это означает, что существует пороговое значение таможенной стоимости за единицу соответствующего товара. Если реальная таможенная стоимость товара выше этой величины, то используется адвалорная составляющая ставки, а если ниже – то специфическая.

Таким образом, почти по всем товарам складывается похожая ситуация: пороговое значение таможенной стоимости превышает ее среднюю величину, следовательно, при прочих равных условиях большая часть товаров, импортируемых из-за рубежа, будет подпадать под обложение специфической пошлиной. Поэтому все более актуальной становится задача усиления контроля за правильностью определения таможенной стоимости.

Россия на протяжении последних лет провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении[15]: 1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки; 2. Признание основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования; 3. Признание принципа наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех участников международной торговли); 4. Признание принципа национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении налогов). 5. Признание принципа национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов); 6. Отказ от субсидированного экспорта; 7. Утверждение общепринятой номенклатуры таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров; 8. Утверждение системы таможенного контроля, базирующийся в основном на принципах ВТО, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта; 9. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров[16].

Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о вступлении в ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского таможенного тарифа различен в зависимости от методологии подсчета, но в любом случае он значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах этот уровень составляет порядка 4 5 %, а на готовые изделия 6,2% (что, впрочем, не мешает, используя дифференцированные ставки, осуществлять эффективную защиту узких, но важных секторов экономики). Согласно требованиям ВТО, средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар[17].

Деятельность таможенной службы в современных экономических условиях оценивается преимущественно по динамике поступления доходов, которые она перечисляет в бюджет. Таможенные платежи взимаются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Комплексное понятие «таможенные платежи» включает обязательные платежи различного характера: таможенную пошлину (ввозную и вывозную), косвенные налоги НДС и акцизы на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также таможенные сборы: за таможенное оформление, за таможенное сопровождение, за хранение. По итогам 2010 года в доход федерального бюджета перечислено 4 694,5 млрд. рублей, что составляет 101,8% от установленного таможенным органам задания (здесь и далее использована информация с официального сайта Федеральной таможенной службы: www.customs.ru). По сравнению с предыдущим годом таможенных платежей перечислено на 1 440,6 млрд. рублей больше или на 44,3%.

В 2010 году таможенные органы ежедневно перечисляли в доход федерального бюджета в среднем более 18,7 млрд. рублей таможенных и иных платежей, что больше ежедневных перечислений прошлого года на  5,7 млрд. рублей.

Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2010 году, составила 234 млрд. рублей, что на 43 млрд. рублей больше чем в 2009 году (191 млрд. рублей). Доля льгот по уплате таможенных платежей в общем объеме поступлений в федеральный бюджет в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 1%.

В 2010 году наибольшая доля предоставленных льгот приходилась на такой вид льгот, как освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) 48,13 % (112,6 млрд. рублей). При этом за январь декабрь 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года сумма льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации для реализации СРП, уменьшилась в 1,3 раза 9,75 млрд. рублей до 7,67 млрд. рублей). Сумма льгот по уплате вывозной таможенной пошлины увеличилась в 1,4 раза 73,58 млрд. рублей до 104,94 млрд. рублей) за счет увеличения объемов вывозимой инвесторами СРП сырой нефти, добытой в рамках СРП по проектам «Сахалин 1» и «Сахалин 2», и увеличения ставок вывозной таможенной пошлины на сырую нефть в 2010 году.

Доли иных видов льгот по уплате таможенных платежей в общем объеме льгот по уплате таможенных платежей 2010 году составили:

льготы в отношении товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые с этой  территории 27,12% (63,44 млрд. рублей);

льготы в отношении товаров, перемещаемых в рамках отдельных международных договоров 8,95 % (20,94 млрд. рублей). Основную часть льгот по уплате таможенных платежей по этой категории товаров составляет вывозная таможенная пошлина (17,87 млрд. рублей);

льготы в отношении товаров, ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства 8,2 % (21,75 млрд. рублей).

В отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями, сумма льгот по уплате ввозной таможенной пошлины уменьшилась более чем в 2 раза 1,13 млрд. рублей в 2009 году до 0,52 млрд. рублей в 2010 году).

В отношении технологического оборудования, ввозимого в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, сумма льгот по уплате НДС увеличилась с 5,6 млрд. рублей в 2009 году до 5,9 млрд. рублей в 2010 году.

В отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, сумма льгот по уплате таможенных платежей уменьшилась почти в три раза  0,249 млрд. рублей в 2009 году до 0,087 млрд. рублей в 2010 году).

В отношении товаров, ввозимых в качестве технической помощи, сумма льгот по уплате таможенных платежей уменьшилась почти в 2 раза 0,82 млрд. рублей в 2009 году до 0,47 млрд. рублей в 2010 году).

В отношении товаров, перемещаемых в рамках отдельных международных договоров, сумма льгот по уплате таможенных платежей уменьшилась с 23,29 млрд. рублей в 2009 году до 20,94 млрд. рублей в 2010 году. Это стало возможным за счет снижения объема поставок природного газа в рамках межправительственного Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря и Протокола к нему «Голубой поток». Сумма льгот по уплате вывозной таможенной пошлины уменьшилась с 20,779 млрд. рублей в 2009 году до 17,869 млрд. рублей в 2010 году.

Общая задолженность участников внешнеэкономической деятельности (участников ВЭД) по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами по состоянию на 1 января 2009 года составляла 79,2 млрд. рублей, в том числе, по таможенным платежам 40,6 млрд. рублей, по пеням 38,6 млрд. рублей.

За 2010 год общая сумма задолженности увеличилась на 9,0%  (по таможенным платежам увеличилась на 21,4%, по пеням снизилась на 1,6%). Задолженность, учитываемая в таможенных органах как невозможная к взысканию, на 1 января 2009 года составляла 35,9 млрд. рублей, т.е. 45,4% от общей суммы задолженности. Таким образом, за 2010 год сумма такой задолженности сократилась на 15,6%.

Наибольшие суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в целом по таможенным органам имеют Центральное таможенное управление (ЦТУ) 39,2% и Северо-Западное таможенное управление  (СЗТУ) 24,0%.

По состоянию на 1 января 2009 года образовалась и не погашена задолженность по таможенным платежам и пеням, обязанность по уплате которых возникла в 2010 году, на общую сумму 2 614,0 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом данный показатель в 2010 году уменьшился на 19,0%.

Основными причинами возникновения указанной суммы задолженности являются недостоверное заявление таможенной стоимости товаров (24,7%), нарушение таможенных режимов (9,4%) и иные случаи представления таможенному органу недостоверных (неточных) документов и сведений, влияющих на размер таможенных платежей (46,2%).

Наибольшие доли задолженности, образовавшейся и непогашенной в 2010 году, в общей сумме образовавшейся задолженности имеют ЦТУ (55,5%), Сибирское таможенное управление (СТУ) (8,6%) и Центральная энергетическая таможня (7,9%).

При этом следует отметить, что сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням за 2010 год составила 20 379,7 млн. рублей, в том числе: таможенные платежи 19 968,4 млн. рублей (98,0%), пени 411,3 млн. рублей (2,0%). Сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням по сравнению с 2009 годом выросла в 6,8 раза (или на 582,7%).

Сумма выявленной за 2010 год таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, включая задолженность предыдущих периодов, составила 44,6 млрд. рублей (таможенные платежи 35,7 млрд. рублей, пени 8,9 млрд. рублей). Сумма выявленной таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней увеличилась по сравнению с 2009 годом на 213,1%.

 

3.2. Проблемы и перспективы регулирования внешнеторговой деятельности РФ

 

На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации экономической политики государства[18].

Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

            отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

            импорт продукции за счет функционирования мирового рынка[19].

Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.

Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о котором было сказано выше[20].

Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей «забивать» отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.

В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и структурой товарного импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров[21].

Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:

            установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;

            своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

            определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

            более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо[22]:

1)           постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

2)           увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;

3)           усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.

Необходимо также думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни фискальной, регулирующей и защитной.

Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране существует дефицит каких либо сырьевых ресурсов, то необходимо создавать условия для сохранения определенных отраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только таможенными мерами нашу отечественную промышленность не защитить. Необходима конкурентоспособность продукции[23].

Основная задача государства заключается в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных промышленников что-либо производить.

Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые могут широко использоваться для развития различных отраслей промышленности[24].

Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственной экономической политики. Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

В Российской Федерации за последнее время проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации. В большей степени этому способствовало принятие в 2010 году Таможенного кодекса Таможенного союза.

Большое значение для экономики страны имеет таможенно-тарифная политика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономи-ческой деятельности путем применения таможенных пошлин.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождается качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации экономической политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Основными направлениями таможенно-тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

-  соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

-  сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

-  обеспечение внешней безопасности страны экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

-  содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;

-  соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

Основными ориентирами работы с импортным тарифом будут являться:

-              приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствии с ее сегодняшним эффективным уровнем;

-  повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;

-  повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (57 лет);

-  сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;

-  поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

-  либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Конституция РФ // Справочная система «Консультант-плюс».

2.      Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // Справочная система «Консультант-плюс».

3.      Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» (вместе с «Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза» от 05.07.2010) // Справочная система «Консультант-плюс».

4.      Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Справочная система «Консультант-Плюс».

5.      Закон РФ от 21.05.1993 5003-1 (ред. от 28.11.2011) «О таможенном тарифе» // Справочная система «Консультант-Плюс».

6.      Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 18 (ред. от 19.12.2011) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Справочная система «Консультант-Плюс».

7.      Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 131 (ред. от 09.12.2011) «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества» // Справочная система «Консультант-Плюс».

8.      Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 130 (ред. от 09.12.2011) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Справочная система «Консультант-Плюс».

9.      Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 727 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Справочная система «Консультант-Плюс».

10. Протокол от 12.12.2010 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза» // Справочная система «Консультант-Плюс».

11. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2010 «О едином таможенно-тарифном регулировании» // Справочная система «Консультант-Плюс».

12. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 718 (ред. от 08.12.2010) «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» // Справочная система «Консультант-Плюс».

13. Постановление Правительства РФ от 22.02.2000 148 (ред. от 08.12.2010) «О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» // Справочная система «Консультант-Плюс».

14. Постановление ВС РФ от 21.05.1993 5005-1 (ред. от 07.07.1993) «О введении в действие Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» // Справочная система «Консультант-Плюс».

15. Алексеев, И.С. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и К°, 2010.

16. Анохина, О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: Проспект, 2011.

17. Бакаева, О.Ю. Таможенное право России: учебник. – М.: Юристь, 2009.

18. Бекяшев, К.А. Таможенное право: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010.

19. Давыдов, Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: ТК Велби, 2010.

20. Драганов, В.Г. Основы таможенного дела. – М.: Экономика, 2010.

21. Моисеев, Е.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: Проспект, 2011.

22. Свинухов, В.Г. Таможенное дело: учебник. М.: Экономистъ, 2010.

23. Таможенные процедуры. Альманах. – М.: Благовест-В, 2011.

24. Таможенный контроль. Принципы и формы. – М.: Благовест-В, 2011.

25. Чекмарева, Г.И. Основы таможенного дела: учеб. Пособие. Ростов н/Д: МарТ, 2010.

 

 

2

 


[1] Давыдов, Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: ТК Велби, 2010. С. 88 – 89.

[2] Бекяшев, К.А. Таможенное право: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С. 97.

[3] Таможенный контроль. Принципы и формы. – М.: Благовест-В, 2011. С. 106 – 108.

[4] Таможенный контроль. Принципы и формы. – М.: Благовест-В, 2011. С. 106 – 108.

[5] Давыдов, Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: ТК Велби, 2010. С. 63.

[6] Бекяшев, К.А. Таможенное право: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С. 128 – 131.

[7] Свинухов, В.Г. Таможенное дело: учебник. М.: Экономистъ, 2010. С. 66 – 67.

[8] Давыдов, Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: ТК Велби, 2010. С. 273.

[9] Алексеев, И.С. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и К°, 2010. С. 87 – 88.

[10] Бекяшев, К.А. Таможенное право: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С. 173 – 177.

[11] Свинухов, В.Г. Таможенное дело: учебник. М.: Экономистъ, 2010. С. 47.

[12] Таможенный контроль. Принципы и формы. – М.: Благовест-В, 2011. С. 283 – 284.

[13] Таможенный контроль. Принципы и формы. – М.: Благовест-В, 2011. С. 66 – 67.

[14] Давыдов, Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: ТК Велби, 2010. С. 216.

[15] Бекяшев, К.А. Таможенное право: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С. 144 – 149..

[16] Алексеев, И.С. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и К°, 2010. С. 153.

[17] Свинухов, В.Г. Таможенное дело: учебник. М.: Экономистъ, 2010. С. 93 – 99.

[18] Алексеев, И.С. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и К°, 2010. С. 118 – 123.

[19] Давыдов, Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: ТК Велби, 2010. С. 45 – 47.

[20] Бекяшев, К.А. Таможенное право: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С. 261 – 263.

[21] Давыдов, Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: ТК Велби, 2010. С. 119.

[22] Алексеев, И.С. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и К°, 2010. С. 295.

[23] Бекяшев, К.А. Таможенное право: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С. 306.

[24] Свинухов, В.Г. Таможенное дело: учебник. М.: Экономистъ, 2010. С. 78 – 79.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование и современная экономическая политика России