Таможенное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:21, реферат

Описание

Таможенное право России является крупной и сложной отраслью российского права. Это обусловлено его предметом, широким кругом охватываемых отношений. Через нормы этой отрасли права исполнительная власть непосредственно реализует функции государства. От таможенно-правовых норм в значительной мере зависят эффективность государственного управления и таможенного дела, возможность реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.Общая характеристика таможенных органов …………………………3
2.Цели, задачи и функции таможенной службы………………………..12
3.Ведомственный контроль и ответственность
таможенных органов……………………………………………..……….16
4.Перспективы развития таможенной службы ………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК НАЦЫПОВОЙ.docx

— 51.31 Кб (Скачать документ)

По сути дела, данная норма  представляет собой лишь простую  констатацию полномочий вышестоящих  таможенных органов (должностных лиц) по отношению к нижестоящим таможенным органам (должностным лицам). За рамками  правового регулирования остался  сам механизм осуществления ведомственного контроля: порядок проведения, документальное оформление, правовые последствия и  др.

Таким образом, несмотря на уже немалый срок законодательного введения института ведомственного контроля, до сих пор не создана  нормативная база его применения, а анализ имеющихся разъяснений  показывает, что ведомственный контроль еще находится в стадии формирования, только нарабатывается практика его  осуществления, выявляются трудности  в его реализации.

Соответственно, задачами ведомственного контроля являются:

-обеспечение соблюдения  требований таможенного законодательства  Таможенного союза и законодательства  Российской Федерации о таможенном  деле при принятии таможенными  органами решений и совершении  таможенными органами или должностными  лицами таможенных органов действий (бездействия) в области таможенного  дела;

- выявление, устранение  и предупреждение нарушений, совершаемых  таможенными органами и их  должностными лицами при принятии  решений, совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач  и функций таможенных органов  в сфере таможенного дела;

- восстановление прав  и законных интересов лиц, нарушенных  не соответствующими требованиям  законодательства РФ, решениями,  действиями (бездействием);

- сокращение числа незаконно  принятых решений, действий (бездействия)  таможенных органов и их должностных  лиц в сфере таможенного дела  и устранение их вредных последствий;

- выявление причин и  условий, способствующих принятию  незаконных и необоснованных  решений, выработка мер, направленных  на их устранение.

В качестве объектов ведомственного контроля определены решения, принятые в сфере таможенного дела, в  частности решения, принятые при  осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, применении таможенных режимов, при определении  страны происхождения товаров, их классификации, при контроле таможенной стоимости  и взимании таможенных платежей и  др.

При этом не соответствующее  требованиям законодательства Российской Федерации решение может быть отменено (изменено) в порядке ведомственного контроля независимо от формы, в которой  оно было принято, например путем: издания  документа (письма, распоряжения, приказа  таможенного органа и т.п.), оформления документа по установленной форме), нанесения на документы заверенных записей: "Таможенная стоимость принята", "Таможенная стоимость уточняется" и т.д., проставления заверенных оттисков штампов, печатей; проставления заверенных регистрационных номеров.

Проведение ведомственного контроля осуществляется в связи  с наличием внешних и внутренних поводов.

Внешние поводы - поводы, возникающие  из внешних источников: исковые заявления  граждан и организаций, обращения  в таможенные органы граждан, организаций, государственных органов, информация, представленная в средствах массовой информации и др.

Внутренние поводы - поводы, возникающие непосредственно при  осуществлении таможенными органами и их должностными лицами деятельности, направленной на реализацию основных функций таможенных органов, например, при проведении таможенного контроля, проведении служебных, функциональных, комплексных проверок, производстве по уголовным и административным делам и т.д.

Особо следует остановиться на таком внешнем поводе для ведомственного контроля, как обращения граждан  и юридических лиц. Методические рекомендации не относят к числу  поводов для осуществления ведомственного контроля жалобы граждан и юридических  лиц на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Представляется, что в основе такого подхода лежит то обстоятельство, что ТК Российской Федерации содержит отдельную гл. 7, которая регулирует порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и  их должностных лиц.

В связи с тем, что ведомственный  контроль может проводиться одновременно с таможенным контролем или вытекать из него, на практике особо важным и  актуальным является разграничение  данных видов контроля. Их анализ позволяет  выявить следующие существенные различия.

 Во-первых, данные виды  контроля имеют различные объекты  контроля.

-объекты таможенного  контроля - товары и транспортные  средства, в отношении которых  декларантом заявлены сведения  при таможенном оформлении;

-объекты ведомственного  контроля - решения и совершенные  действия (бездействие) нижестоящих  таможенных органов и их должностных  лиц, принятые в связи с выполнением  задач и функций таможенных  органов в сфере таможенного  дела.

В связи с этим таможенный контроль и ведомственный контроль имеют различные правовые цели и  влекут различные правовые последствия. Во-вторых, различается и порядок  проведения данных видов контроля.

Исходя из сказанного ФТС России рекомендует таможенным органам при рассмотрении вопроса о принятии в порядке ведомственного контроля решения по истечении годичного срока учитывать экономическую эффективность и целесообразность, которая может рассматриваться исходя из основных задач ведомственного контроля.

Таким образом, получается, что проведение ведомственного контроля напрямую увязывается со сроком проведения таможенного контроля, приобретая фискальную направленность. При таком подходе  стирается истинное назначение института  ведомственного контроля как внутреннего  аудита деятельности таможенных органов, задачами которого является не только устранение вредных последствий  допущенного нарушения, выражающего, например, в довзыскании неуплаченных в федеральный бюджет таможенных платежей, но и реализация мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих принятию незаконных решений, действий (бездействия), профилактика данных нарушений, а также применение соответствующих  мер реагирования на неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностными лицами таможенных органов функциональных обязанностей. Именно поэтому законодатель не ограничил  ведомственный контроль временными рамками таможенного контроля, так  как даже после его истечения  не должен ставиться вопрос о целесообразности и эффективности его проведения.

Статья 412 ТК Российской Федерации наделяет вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа, вынесшего решение в порядке ведомственного контроля, правом принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов (должностных лиц). Такая законодательная формулировка мер, которые может принять вышестоящий таможенный орган (должностное лицо) является достаточно неопределенной7.

В то же время Методические рекомендации расширяют перечень мер, которые должны быть приняты по результатам  ведомственного контроля:

1) меры, направленные на  прекращение неправомерного действия;

2) меры, обязывающие совершить  действия, предусмотренные законодательством  Российской Федерации;

3) меры, которые должны  быть приняты в целях устранения  вредных последствий. Вместе с  тем содержание данных мер,  порядок их применения не раскрывается, что является предпосылкой создания  противоречивой правоприменительной  деятельности по реализации ведомственного  контроля.

Кроме того, согласно Методическим рекомендациям в случае обнаружения  в ходе ведомственного контроля признаков  неисполнения или ненадлежащего  исполнения должностным лицом возложенных  на него обязанностей, субъектом ведомственного контроля принимаются меры по привлечению  этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном  порядке. Следует отметить, что четкость в формулировке содержания данных мер, порядке его применения отсутствует, что с учетом серьезности правовых последствий, наступающих в отношении  должностных лиц таможенных органов, а также в целях избежания  нарушений прав должностных лиц  таможенных органов, злоупотреблений  со стороны руководства требует  необходимости конкретизации, полноты  в раскрытии данных мер, а также  оснований их применения.

Следует обратить внимание на еще один интересный момент. Так, в соответствии с Методическими  рекомендациями, если в ходе осуществления  ведомственного контроля установлено, что на момент принятия решения таможенным органом или его должностным  лицом соблюдались условия принятия решения, но на момент проведения проверки в порядке ведомственного контроля стали известны обстоятельства, в силу которых принятое решение не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, указанное решение таможенного органа или должностного лица таможенного органа подлежит отмене. Иными словами, получается, что не всегда признание решения, действия (бездействия) неправомерным будет являться следствием ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей, а также нарушением норм таможенного законодательства Российской Федерации. Такие случаи будут иметь место, когда в ходе таможенного контроля были получены новые документы или сведения, которые не были и не могли быть изначально известны должностному лицу на момент принятия решения. Таким образом, отмену правомерного на момент принятия решения, совершенного действия (бездействия) при обнаружении в ходе таможенного контроля новых обстоятельств необходимо производить в рамках таможенного контроля, используя предоставленные ТК Российской Федерации для этого полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития таможенной службы

 

Концепция развития таможенной службы до 2010 и последующие годы определяет стратегической целью развития таможенной службы - реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации для экономического процветания и социального благополучия нации.

Стратегическая цель будет  достигнута путем решения следующих задач:

1. Всемерное содействие  развитию торговли, ускорение товарооборота  и расширение внешнеторговых  связей России.

2. Наполнение доходной  части федерального бюджета Российской  Федерации.

3. Уменьшение потенциальных  угроз государству, вызванных  перемещением запрещенных, ограниченных  к ввозу (вывозу) на территорию  Российской Федерации товаров  или незаконным перемещением  товаров через таможенную границу  Российской Федерации, а также  проведением незаконных валютных  операций, которые могут нанести  вред обществу или подорвать  экономику страны. Совершенствование  системы управления таможенными  органами.

Перечисленные задачи соответствуют  функциям Федеральной таможенной службы, которые закреплены ст.403 Таможенного  кодекса Российской Федерации и  Положением о Федеральной таможенной службе.

Таким образом, деятельность таможенных органов универсальна и  специфична, она не имеет аналогов. Её многоплановость проявляется  в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами. Коренные изменения в экономике, демонополизация внешнеэкономической  деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную  структуру и многие другие факторы  привели к тому, что более 20 министерств и ведомств России передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и др. выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов Российской Федерации.Деятельностью таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Тем не менее в настоящее  время таможенные органы Российской Федерации еще находятся в  стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления Российской Федерации  во Всемирную торговую организацию, изменения объемов пассажиро- и  товаропотоков, повышения интенсивности  внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров  и импортеров.

Планируется, что реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров  по таможенным вопросам и на основе международных стандартах качества (по типу серии ISO), являющихся международным  эталоном для создания и оценки систем качества, а также на вовлечении участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов  в таможенной сфере, на создание механизма  передачи части не основных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.

Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке  использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему  управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный  механизм воздействия на процессы таможенного  контроля посредством минимизации  рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита, а также системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

Информация о работе Таможенное право