Судебная практика в таможенной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:07, реферат

Описание

На совещании обсуждены вопросы, связанные с судебной практикой, сложившейся по делам с участием таможенных органов, проведен анализ причин возникновения негативной судебной практики и принимаемых мер для ее исключения, выработаны подходы для ее недопущения в будущем[1]. С докладом по судебной практике таможенных органов выступил заместитель начальника Правового управления Александр Наумов, который отметил, что судебная практика развивается стремительно. За последние 11 лет количество судебных дел с участием таможенных органов возросло в 50 раз. Процессы административных отношений в таможенной сфере все в большей степени подвергаются общественному контролю и надзору со стороны судебных органов. К этому нужно относиться как к традиционному направлению работы таможенных органов.

Работа состоит из  1 файл

3 таможеное.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)


18

 

    1. Судебная и арбитражная практика в механизме правового регулиро­вания таможенных отношений.

    На совещании обсуждены вопросы, связанные с судебной практикой, сложившейся по делам с участием таможенных органов, проведен анализ причин возникновения негативной судебной практики и принимаемых мер для ее исключения, выработаны подходы для ее недопущения в будущем[1]. С докладом по судебной практике таможенных органов выступил заместитель начальника Правового управления Александр Наумов, который отметил, что судебная практика развивается стремительно. За последние 11 лет количество судебных дел с участием таможенных органов возросло в 50 раз. Процессы административных отношений в таможенной сфере все в большей степени подвергаются общественному контролю и надзору со стороны судебных органов. К этому нужно относиться как к традиционному направлению работы таможенных органов.

     Оценка эффективности деятельности таможенных органов напрямую связана с правомерностью принимаемых ими решений и совершаемых действий при реализации возложенных на них функций. При этом одним из главных индикаторов состояния работы таможенных органов по соблюдению таможенного законодательства является судебная практика. Вопрос о защите таможенными органами государственных интересов в судах уже неоднократно обсуждался на оперативных совещаниях у руководителя ФТС России, на заседаниях коллегии ФТС России 1 июля и 25 ноября 2010 года. Однако, несмотря на это, в регионе деятельности некоторых таможенных органов по-прежнему имеет место негативная судебная практика.

     Суды, рассматривая конкретные дела, нередко восполняют пробелы и разрешают противоречия действующего законодательства. Выводы, закрепляемые в решениях, особенно высших судебных органов, оказывают существенное влияние не только на правоприменительную, но и на нормотворческую деятельность. С одной стороны, это свидетельствует о повышении роли судов в разрешении споров между властью и бизнесом, о все более возрастающей роли судебной власти. А с другой – активизация форм судебной защиты ведет к появлению и обострению ряда проблем.   Должностные лица правовых подразделений знают по опыту, как руками судебной власти порою принимаются не всегда правильные решения, как, например, это было при освобождении от таможенных пошлин различных категорий физических лиц при ввозе ими автомобилей. Сталкиваются они и с элементами "региональной" судебной практики, когда по одним и тем же спорам выносятся решения разного содержания. При этом следует отметить, что руководители таможенных органов не всегда адекватно реагируют на подобные судебные решения. Признание судебными органами решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц незаконными подчас не получает должную оценку со стороны руководства таможенного органа. В отдельных случаях признание судами незаконными решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц является основанием для предъявления к казне Российской Федерации исков о возмещении понесенных заявителями убытков[2].

     В судах рассматриваются дела, как по требованиям таможенных органов, так и по требованиям к ним самим. Наиболее сложной является работа по искам, предъявленным к таможне. Большая часть таких дел рассматривается в арбитражных судах. Так, в первом полугодии 2011 года арбитражными судами было рассмотрено 79 процентов дел по указанным искам, или 4173 дела на сумму 3790 миллионов рублей, из которых в 57 процентов случаев (2407 дел на сумму 2634,3 миллиона рублей) арбитражными судами решения были приняты не в пользу таможенных органов. При этом 49 процентов (1184 дела) рассмотрено не в пользу таможенных органов, подчиненных Северо-Западному таможенному управлению. Из них основная часть приходится на Балтийскую, Выборгскую и Санкт-Петербургскую таможни.        В связи с этим результаты работы таможенных органов, подчиненных СЗТУ, по защите государственных интересов в арбитражных судах оказывают существенное влияние на общие результаты деятельности ФТС России.

    Основными категориями дел, по которым судами в течение первого полугодия 2011 года принимались судебные акты не в пользу таможенных органов, были:

                    дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (61 процент дел рассмотрены не в пользу таможенных органов). Большая часть дел связана с оспариванием решений (действий таможенных органов) по корректировке таможенной стоимости товаров;

                    дела об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности (50 процентов дел рассмотрены не в пользу таможенных органов).

     Арбитражная практика по таможенным спорам достаточно обширна и интересна как с точки зрения применения таможенного законодательства, так и с процессуальной точки зрения. Сегодня, когда развиваются рыночные отношения, когда Россия стоит на пороге вступления во Всемирную торговую организацию, таможенные правоотношения стали неотъемлемой составной частью деятельностью любого участника внешнеторговой деятельности. Развитие таможенного законодательства привело к принятию нового кодифицированного акта, включающего в себя основные принципы и нормы, из которых строится таможенная система. Таможенные органы обновленной России за свою почти 20-ти летнюю деятельность превратились в достаточно сильную и юридически грамотную структуру. С другой стороны, участники внешнеэкономической деятельности, к которым относятся как физические лица, так и предприниматели, тоже не стоят на месте, приобретают правовые знания и применяют их на практике.    Полагается, именно этими обстоятельствами, в частности, можно объяснить увеличение количества таможенных споров и изменение их качества.   Судебное рассмотрение таможенных споров является гарантией защиты и обеспечения баланса интересов всех участников таможенных правоотношений и государства. Изучение споров, возникающих из таможенных правоотношений, предполагает, прежде всего, определение отраслевой принадлежности данного правового явления, путей его развития и установление связи с подобными юридическими категориями. Для этого необходимо провести сравнительный анализ таможенных правоотношений с целью установления их особенностей. Любые общественные отношения не формируются стихийно. Они определяются политико-экономической сущностью государства, поэтому регулируются им с помощью определенных методов воздействия. Одним из основных методов воздействия является правовой метод регулирования общественных отношений. Причем правовым регулированием охватываются такие общественные отношения, которые в данных социально-экономических условиях объективно требуют правового регулирования. Таким образом, право становиться нормативным регулятором общественных отношений. Действующее в Российской Федерации право регулирует различные стороны жизни нашего государства и общества и распадается на ряд крупных структур и отраслей, имеющих значительные правовые особенности как в содержании правовых норм, так и в механизме их практического применения. Для правоотношений характерны такие признаки, как нормативность, волевой характер, охрана от нарушений силой государственного принуждения. Общая теория правоотношений определяет их как такое «общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством, или как разновидность общественного отношения, участники которого взаимодействует на основе установленных и охраняемых государством прав и обязанностей». Состав любого вида правоотношений отличается спецификой ввиду того, что специфичны «субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая (поведение субъектов) и юридическая (субъективные права и обязанности) стороны».
    Представляя собой комплексную отрасль российского законодательства, на что указывали многие правоведы, занимающиеся вопросами таможенного дела, таможенное право является совокупностью правовых норм, регулирующих широкий круг разнообразных общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, которые именуются таможенными правоотношениями. Любые правоотношения возникают между определенными субъектами, так как конкретное лицо не может быть участниками всех отношений, урегулированных нормами права, в частности таможенного права. Правоотношения предопределяются экономическими, политическими и иными потребностями населения той или иной страны. В любом правовом отношении наряду с фактическим содержанием выделяется юридическое и волевое. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношений, так называемая связь субъектов, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей. Волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Правовые акты

1.                      Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.

2.                      Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 № 17 (ред. от 16 апреля 2010)// Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. ст. 6615.; 2012. № 65. Ст. 2361. 

Научная литература

1.                    Бакаева О.Ю. Матвиенко Г.В. Таможенное право России. – М.: Юрист, 2012. – 256с.

2.                    Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Проспект, 2012. – 425с.

3.                    Комментарий к Таможенному кодексу РФ / под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: НОРМА, 2012. – 489с.

4.                    Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. – М.: Юристъ, 2012. – 369с.

5.                    Тимошенко И.В. Таможенное право России. – Спб. «Юридический центр Пресс», 2012. – 351 с.

6.                    Рассолов М.М. Эриашвили Н.Д. Таможенное право. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 401с.

 

 

2. Транспортные средства как специальная категория таможенного законодательства. Особенности перемещения транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенный кодекс таможенного союза закрепляет, что перемещение транспортных средств через российскую таможенную границу осуществляется в соответствии с конкретным таможенным режимом, заявленным в таможенной декларации.

     Предметом регулирования таможенного законодательства являются как транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в качестве товара, так и транспорт, используемый для международных перевозок пассажиров и грузов.

     Таможенный кодекс таможенного союза устанавливает обязанности перевозчика транспортных средств:

     1) согласовывать время и место пересечения таможенной границы с таможенным органом;

     2) останавливать перемещаемое через границу транспортное средство в местах, определяемых таможенными органами. Несоблюдение этой обязанности дает таможенным органам право осуществлять принудительную остановку транспортного средства;

     3) покидать место стоянки транспортного средства только с разрешения таможенного органа.

     Продолжительность стоянки транспортного средства при прохождении таможенного оформления и контроля определяется таможенным органом по согласованию с перевозчиком[3].

При ее определении в первую очередь учитываются интересы осуществления всех необходимых таможенных формальностей.

     Менее подробно урегулирован порядок перемещения транспортных средств юридическими лицами. Многочисленные факты нарушения таможенного законодательства при ввозе автотранспортных средств, заявленных к режиму временного ввоза, привели к появлению указания ГТК от 5 марта 1993 года "О проведении проверки оформления автотранспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации". В нем, в частности, определено, что транспортные средства, ввозимые в Россию на условиях временного ввоза с целью последующей реализации, должны помещаться под режимом хранения товаров на таможенном складе или передаваться на ответственное хранение их получателей. Реализация транспортных средств разрешается только импортерам, являющимся субъектами предпринимательской деятельности.

При этом на импортера возложено обеспечение таможенного оформления товаров в соответствии с действующим таможенным законодательством.

     Установленные подзаконными актами правила определяют порядок ввоза и вывоза транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу в качестве товара. Они распространяются только на те транспортные средства, которые включены в позицию 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности: "Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили". Автомобили, предназначенные для перевозки не менее 10 человек, включая водителя, классифицированы в товарной позиции 8702 и, следовательно, не попадают под действие этих правил. Запасные части и принадлежности к транспортным средствам перемещаются через таможенную границу в соответствии с Общими правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации .

     Особенностью таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых через границу физическими лицами, является упрощенный порядок декларирования.

Такая декларация должна содержать следующую информацию:

     а) фамилия, имя, отчество, а также сведения о документе, удостоверяющем личность декларанта;

     б) характеристики, идентифицирующие транспортное средство: марка автомобиля, объем и номер двигателя, номер шасси, номер кузова, регистрационный номер;

    в) цели ввоза (вывоза) автомобиля: коммерческие, некоммерческие цели,

временный ввоз (вывоз), ремонт и т.д.;

     г) основания для предоставления льгот по таможенным платежам (если таковые имеются);

     д) таможенная стоимость автомобиля;

     е) вид подлежащих уплате таможенных платежей и их сумма;

     ж) прилагаемые документы: транспортные и товаросопроводительные документы; счета, чеки и справки для расчета таможенной стоимости, а также иные документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.

     Таможенная стоимость автомобиля определяется из расчета, что ею должна стать цена, по которой это или подобное транспортное средство продается или предлагается для продажи "при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции" (п. 4.3 Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами).

     Очевидно, что подобная формулировка предоставляет таможенным органам большие возможности для действий по собственному усмотрению. Так, "при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, таможенный орган может самостоятельно определить стоимость ввозимых транспортных средств на основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа" (п. 4.4).

     Если одновременно с подачей таможенной декларации не подаются документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, или не уплачены таможенные платежи, ввозимые физическими лицами транспортные средства должны помещаться на склад временного хранения. Предельный срок временного хранения транспортных средств составляет два месяца.

     Процедура таможенной очистки автотранспортного средства, приобретенного физическими лицами, включает в себя следующие основные этапы:

     - проверка документов;

     - осмотр автомобиля;

     - уплата владельцем машины таможенных платежей.

     Владелец автомобиля на первом этапе предъявляет: а) загранпаспорт; б) технический паспорт на автомобиль; в) документ, подтверждающий сделку купли-продажи автомобиля.

     Предъявление загранпаспорта позволяет инспектору таможни, во-первых, идентифицировать личность владельца автомобиля, а во-вторых, служит доказательством того, что владелец автотранспортного средства лично побывал за рубежом именно в то время, когда был приобретен автомобиль.   Если автомобиль был приобретен в странах СНГ, факт личного присутствия в стране СНГ при покупке автомобиля может быть подтвержден, например, с помощью проездных документов (авиа-, железнодорожных билетов и т.д.).

Информация о работе Судебная практика в таможенной системе