Состояние и перспективы развития автоматизации таможенной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение состояния и перспектив развития автоматизации таможенной деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы автоматизации таможенной деятельности в России;
- провести анализ деятельности Центрального Таможенного Управления Ярославской таможни;
- выявить особенности автоматизации деятельности ЦТУ Ярославкой таможни;
- проанализировать направления совершенствования автоматизации деятельности таможни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы автоматизации таможенной деятельности в России…………………………………………………………….5
Автоматизация как путь повышения эффективности таможенной деятельности…………………………………………………………………………5
1.2. Основные субъекты электронного документооборота в таможенной сфере………………………………………………………………………………….9
1.3. Информационные технологии как основа реализации базовых функций таможенных органов……………………………………………………12
Глава 2. Анализ деятельности Центрального Таможенного Управления Ярославской таможни……………………………………………17
2.1. Краткая характеристика ЦТУ Ярославской таможни……………..17
2.2. Анализ деятельности ЦТУ Ярославской таможни………………….18
2.3. Особенности автоматизации деятельности ЦТУ Ярославкой таможни…………………………………………………………………………….22
Глава 3. Направления совершенствования автоматизации деятельности таможни…………………………………………………………..24
3.1. Проблемы автоматизации деятельности таможни………………….24
3.2. Направления по совершенствованию автоматизации деятельности таможни…………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  основы автоматизации таможенной деятельности в России…………………………………………………………….5

    1. Автоматизация как путь повышения эффективности таможенной деятельности…………………………………………………………………………5

1.2. Основные субъекты электронного документооборота в таможенной сфере………………………………………………………………………………….9

1.3. Информационные  технологии как основа реализации  базовых функций таможенных органов……………………………………………………12

Глава 2. Анализ деятельности Центрального Таможенного Управления Ярославской таможни……………………………………………17

2.1. Краткая характеристика  ЦТУ Ярославской таможни……………..17

2.2. Анализ деятельности  ЦТУ Ярославской таможни………………….18

2.3. Особенности  автоматизации деятельности ЦТУ  Ярославкой таможни…………………………………………………………………………….22

Глава 3. Направления совершенствования  автоматизации деятельности таможни…………………………………………………………..24

3.1. Проблемы автоматизации  деятельности таможни………………….24

3.2. Направления по совершенствованию автоматизации деятельности таможни…………………………………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………..31

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования заключается в том, что в начале 70-х годов прошлого столетия в соответствии с развитием информационных технологий в мире началась информатизация таможенной деятельности.

Таможенные  службы многих стран начали создавать  собственные информационные системы. При их разработке использовались EDI-технологии (электронный обмен данными), основанные на правилах Организации Объединенных Наций - EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport).

Таможенными службами было реализовано множество пилотных проектов по внедрению названных  технологий: IceEDI-91 (Исландия), система  сбора данных ICS (Соединенные Штаты Америки (далее - США), KLnet (Республика Корея) и др. (Лаптев С.И. EDI-технологии на основе UN/EDIFACT в таможенной службе). Они решали поставленные перед таможенными службами задачи и существенно повышали эффективность их деятельности.

В настоящее  время информационная система для  таможенной службы является насущной необходимостью, так как обработать весь поток информации о грузах, проходящих через таможенные органы, в отведенные международными стандартами  для этих целей временные интервалы без применения информационных технологий невозможно. Кроме этого, таможенные службы должны интегрировать свои информационные системы и процедуры в государственные информационные системы и логистические информационные системы участников внешнеэкономической деятельности.

 Накопленный  опыт разных стран свидетельствует  о двух подходах к информатизации  деятельности таможенных служб.  Это - приобретение созданной  и применяемой другой таможенной  службой информационной системы  и предложенной к тиражированию или разработка собственной информационной системы.

 

Объектом исследования является автоматизация таможенной деятельности.

Предметом исследования является анализ практики автоматизации таможенной деятельности.

Целью работы является изучение состояния и перспектив развития автоматизации таможенной деятельности.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы автоматизации таможенной деятельности в России;

- провести анализ деятельности Центрального Таможенного Управления Ярославской таможни;

- выявить особенности автоматизации деятельности ЦТУ Ярославкой таможни;

- проанализировать направления совершенствования автоматизации деятельности таможни.

Информационной  базой исследования явились: Таможенный Кодекс Таможенного Союза, который постоянно модернизируется в целях эффективного осуществления таможенной политики, статистические данные таможенных служб. Также для написания работы был изучен ряд учебников, касающихся данной проблематики, в которых очень подробно и четко описываются вопросы, входящие в ведение таможенного дела, автоматизации таможенных органов, структура таможенной системы.

При написании  работы были использованы следующие  методы исследования: сбора эмпирической информации; изучения документов; наблюдения; опроса.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы автоматизации  таможенной деятельности в России

1.1.Автоматизация как путь повышения эффективности таможенной деятельности

Понятие «таможенное  дело» объединяет широкий круг вопросов, относящихся к реализации таможенной политики государства специально уполномоченными для этого органами. Как правило, в большинстве стран мира такими органами являются таможенные службы1.

Таможенное  дело можно рассматривать с двух позиций:

1) как свод  административных и иных регламентов, традиций и опыта деятельности таможенных органов, направленных на безусловное исполнение установленных государством норм и правил, касающихся перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

2) как науку,  изучающую такие вопросы, как особенности и эффективность применения мер тарифного и нетарифного регулирования, таможенного оформления и таможенного контроля, порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, помещения товаров и транспортных средств под таможенные режимы, валютный контроль и т.п.

В Российской Федерации  термин «таможенное дело» нашел  законодательное закрепление. Так, таможенное дело представляет собой  совокупность методов и средств  обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу2.

Термин «таможенное  дело» не следует путать как с  термином «таможенная политика», так  и с термином «таможенное регулирование», так как в отличие от последних  таможенное дело охватывает только узкие  вопросы практической реализации таможенной политики государства. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Виды деятельности в области таможенного дела, указанные в главе 3 ТК ТС, и главе 5 Федерального закона РФ 311-ФЗ от 27.11.10 (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», представляющие собой сферу услуг, связанных с таможенной очисткой грузов, опирающиеся на положения гражданского законодательства РФ, четко регламентированы правовыми нормами административного характера3.

В этой связи, на территории РФ, в соответствии с положениями ТК ТС деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения, соответственно, в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных представителей. Данная правовая норма определяет, что деятельность в области таможенного дела может осуществляться только юридическими лицами.

На современном этапе одной  из основных задач таможенных органов  любой страны стало максимально  удобное для участников ВЭД быстрое таможенное оформление и контроль перемещаемых товаров, при соблюдении экономических и политических интересов государства.

К сожалению, таможенная технология сложна, часто меняется и содержит много формальностей, поэтому на сегодняшний день созданы технологии, обеспечивающей сокращение продолжительности таможенного оформления и контроля, при повышении его достоверности.

Мировой опыт показывает, что будущее  в этой области за автоматизированным оформлением с четкой, логичной последовательностью операций. Участник ВЭД предъявляет в таможенные органы разрешительные документы и носитель с электронным экземпляром ГТД, товаросопроводительные документы и др. (в дальнейшем возможно получение данных по электронной почте), далее данные обрабатываются и передаются на последующие этапы контроля. Таким образом, общение между инспектором и участником ВЭД перестает быть необходимым, что ведет к исчезновению личностного фактора.

При проверке данных, заявленных декларантом, может быть использована система показателей (страна происхождения, отправления, код ТНВЭД, таможенная стоимость и вес партии, вид перемещающего транспортного средства, наименование получателя, отправителя, срок их работы, количество дел о НТП, заведенных на участника ВЭД и др.), в зависимости от комбинации которых товар будет подвергнут различным степеням таможенного контроля, т.е. к нему применят различное количество процедур, вплоть до выпуска по упрощенной схеме, без досмотра для законопослушных участников ВЭД.

Данные интегрируются в единых базах данных таможенной системы (например, в ГНИВЦ ГТК России), где могут быть подвергнуты систематизации и анализу, а также использованы для проведения контроля за участниками ВЭД4.

При этом, в зависимости от места  в структуре таможенных органов, используются различный объем информации: в отделе, на посту — оперативная информация, на таможне и в РТУ — обобщенная, необходимая для принятия оперативных решений, в ГТК России — структурированная для общего анализа и разработки направлений деятельности по повышению эффективности работы и определения таможенной политики.

Вследствие введения автоматизации, повышается уровень информатизации, как внутренней, так и внешней у участников ВЭД, а также усиливается информационный обмен между таможенными и другими федеральными органами.

Положительным моментом становится и ускорение документооборота, в результате чего сокращаются сроки исполнения документов и принятия решений. Но для автоматизации необходимо внести значительные изменения в законодательную базу.

Внутри таможенного органа должна быть создана четкая технологическая схема проведения таможенного оформления и контроля, закрепленная в должностных инструкциях. В них прописать круг обязанностей лиц, находящихся в компетенции конкретной должности и не пересекающихся с другими, сроки исполнения и мера ответственности за несоблюдение.

Надо отметить, что процесс таможенного  оформления и контроля состоит из стандартных операций в зависимости от режима, вида товара и транспортного средства, перемещающего его. Следовательно, создавая четкие технологические схемы, определяющие производимые сотрудником операции, можно замерить продолжительность каждой стадии процесса (с помощью хронометража рабочего времени, фотографии рабочего дня и т.д.) и, исключая причины возможных простоев сотрудника, разработать нормы времени и трудозатрат на выполнение всех процедур5.

Учитывая специфику таможенного  поста, таможни и т.д. (то есть количество и качество груза и вида перемещающего его транспорта), применяя разработанные нормы, определяется оптимальная численность, а следовательно и организационно-штатная структура подразделения. Очевидно, что при высоком уровне автоматизации потребуется иной уровень квалификации сотрудников и значительно меньшее их количество. Критериями для продолжения службы станет соответствие менталитета сотрудника требованиям, предъявляемым к должности, позволяющего ему адаптироваться к изменяющимся условиям, способность быстрого обучения новым информационным технологиям.

Для уволенных по организационно-штатным мероприятиям сотрудников должна быть предусмотрена социальная защита. Возможно обучение и переквалификация для работы в околотаможенной сфере (развитие института брокерства и др.).

Следовательно, при введении автоматизации, со всеми перечисленными последствиями, изменится и система таможенного администрирования, которая будет направлена на максимально эффективную работу, с применением новых методов управления6.

Результатами внедрения автоматизированных систем на сегодняшнее время является:

- для государства — рост товарооборота, увеличение доходной части бюджета, возможности мониторинга внешней торговли, снижение затрат на содержание таможенных органов, укрепление экономической безопасности;

- для общества — небольшое снижение цен на импортную продукцию; для участников ВЭД — уменьшение затрат на таможенные формальности, ускорение товарооборота;

- для таможни — рост эффективности работы, снижение уровня криминагенности, повышение таможенной культуры.

1.2. Основные субъекты электронного документооборота в таможенной сфере

Управленческая деятельность, независимо от того, на каких принципах она осуществляется, сопровождается документальным обеспечением управления. Основным способом фиксации и передачи управленческой и иной информации в системе управления является документ.

В органах федеральной государственной  власти документ выступает как промежуточный  или конечный продукт деятельности, устанавливающий, закрепляющий или регламентирующий порядок, условия и последовательность действий подчиненных органов (структур, подразделений, исполнителей и т.д.), взаимодействующих органов.

Таким образом, своевременно подготовленный документ, доведенный до исполнителей, выступает важным фактором, позволяющим  принимать обоснованные решения, определять круг исполнителей, их полномочия, осуществлять контроль за ходом и сроками исполнения поставленных задач.

Процесс принятия управленческого  решения включает в себя несколько этапов: первый — получение, обобщение, анализ информации, определение причинно-следственных связей; второй — выработка вариантов решений; третий — прогнозирование и моделирование последствий принимаемых решений; четвертый — выбор оптимального решения, определение исполнителей, объема и содержания задач, обязанностей; полномочий для реализации возложенных задач7.

Реализация вышеперечисленных  этапов самым тесным образом связана с обработкой документов. Наибольшую важность имеет содержание информации, которое определяется не только ее количеством, но и оперативностью, степенью детализации и сложности. При этом, если процесс сбора и обработки информации налажен нечетко, то, как результат, ухудшается и само управление, поскольку оно находится в прямой зависимости от качества, достоверности и оперативности приема-передачи информации, правильной постановки справочно-информационной службы, четкой организации поиска, хранения и использования документов.

Информация о работе Состояние и перспективы развития автоматизации таможенной деятельности