Соотношение таможенных правоотношений с иными отношениями в области государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и содержание таможенных правоотношений.
Задачами работы являются:
Отобразить сущность и основные признаки таможенных правоотношений;
Подробно изучить объекты, субъекты и содержание таможенных правоотношений;
Раскрыть соотношение таможенных правоотношений с иными отношениями в области государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3 стр.
Таможенные правоотношения……………………………………….4 стр.
Сущность таможенных правоотношений, их основные признаки, содержание…………………..…………………………………………4 стр.
Объекты таможенных правоотношений…………………….8 стр.
Субъекты таможенных правоотношений……………………9 стр.
Соотношение таможенных правоотношений с иными отношениями в области государственного управления…………….11 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..13 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа состоит из  1 файл

таможенные правоотношения.docx

— 30.72 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СОДЕРЖАНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....3 стр.

  1. Таможенные правоотношения……………………………………….4 стр.
    1. Сущность таможенных правоотношений, их основные признаки, содержание…………………..…………………………………………4 стр.
    2. Объекты таможенных правоотношений…………………….8 стр.
    3. Субъекты таможенных правоотношений……………………9 стр.
    4. Соотношение таможенных правоотношений с иными отношениями в области государственного управления…………….11 стр.

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..13 стр.

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….15 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность  темы контрольной работы «Таможенные  правоотношения» не вызывает сомнения, ведь в таможенных правоотношениях имеется немало особенного, специфического, обусловленного сложностью и неоднородностью таможенного дела.

   Таможенные  правоотношения - урегулированные нормами  таможенного права общественные отношения, участники которых осуществляют деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу.

   Правоотношения  в таможенной сфере возникают  по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами  таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу.

   Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру: субъекты таможенного  права, объекты таможенных правоотношений и содержание этих отношений.

   Цель  настоящей работы заключается в  том, чтобы раскрыть сущность и содержание таможенных правоотношений.

   Задачами  работы являются:

  1. Отобразить сущность и основные признаки таможенных правоотношений;
  2. Подробно изучить объекты, субъекты и содержание таможенных правоотношений;
  3. Раскрыть соотношение таможенных правоотношений с иными отношениями в области государственного управления.
 
 
 

   1. Таможенные правоотношения

   1.1 Сущность таможенных правоотношений, их основные признаки, содержание

   Таможенные  правоотношения - урегулированные нормами  таможенного права общественные отношения, участники которых осуществляют деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

   В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции  Российской Федерации таможенное регулирование  является самостоятельной сферой правового  регулирования Российской Федерации. Общее руководство таможенным делом  осуществляет Правительство Российской Федерации.

   Правоотношения  в таможенной сфере возникают  по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами  таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу.

   В соответствии с Таможенным Кодексом Российской Федерации (ТК РФ) «товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства» (пп.1 п.1 ст.11 ТК РФ). Однако транспортное средство может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как средство для перевозки товаров или пассажиров, т.е. оно не является предметом договора о внешнеторговой сделке.

   Согласно  ТК РФ «транспортные средства - любые  морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных  крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы  и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для  платной перевозки лиц либо для  платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами» (пп.5 п.1 ст11 ТК РФ).1

   Содержание  таможенных правоотношений включает в  себя юридическое содержание - права  и обязанности его субъектов  и материальное содержание - реальное поведение его субъектов (их активные действия, поступки, связанные с  реализацией принадлежащих им как  участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей.

   Таможенный  кодекс Российской Федерации определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством. Указанные  в Таможенном кодексе правоотношения складываются по поводу:

  • порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • установления и применения таможенных режимов;
  • декларирования товаров и транспортных средств;
  • уплаты таможенных пошлин налогов;
  • осуществления таможенного контроля;
  • обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

   Основаниями для возникновения таможенных правовых отношений является действия лиц, направленных на реализацию права на перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ. Таким  образом, юридическим фактами для  возникновения таможенных правоотношений могут быть как непосредственное перемещение товаров и транспортных средств, так и подготовка к таким  действиям. При этом необходимо учитывать, что в случаях неправомерных  действий участников таможенных правоотношений, наряду с таможенными правоотношениями возникают и другие правоотношения, обусловленные нарушениями гражданского, административного или уголовного права, в силу комплексного характера таможенных отношений.

   Основные  признаки таможенных правоотношений:

  1. нормативность. Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения является юридический акт (нормативный акт, издаваемый уполномоченными государственными органами в области таможенного дела);
  2. публично-волевой характер. То есть их непосредственная связь с отношениями собственности, а именно: умышленное целенаправленное действие субъекта, направленное на реализацию права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с одной стороны, и наличие публичной составляющей (предписаний органов государственной власти), содержащихся в нормативно-правовых актах, регулирующих такое право, например, посредством соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, особая властная роль государства проявляется в применении должностными лицами таможенных органов мер административной ответственности к лицам, совершим административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской федерации об административных правонарушениях;
  3. наличие особого субъекта таможенных правоотношений - таможенного органа. Таможенный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (пп.11 п.1 ст.11 Таможенного Кодекса РФ). Таможенные органы наделены активной правосубъектностью как органы исполнительной власти, чьи государственно-властные полномочия закреплены в нормативно-правовых актах. Другие же участники таможенных правоотношений (юридические и физические лица, участвующие в перемещении товаров через таможенную границу РФ) наделены пассивной правосубъектностью и являются субъектами подчинения властными предписаниям таможенных органов;
  4. правоохранительный характер отношений, заключающийся в применении к нарушителям норм таможенного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности мер государственного принуждения в виде привлечения их к юридической ответственности.2

   Таким образом, сущность таможенных правоотношений можно охарактеризовать следующим  образом: .:

  • во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности и представляющими собой общественные отношения, возникающие между таможенными органами, юридическими и физическими лиц;
  • во-вторых, - это отношения граждан, таможенных органов, организаций, предусмотренные и урегулированные нормами таможенного права;
  • в-третьих, они являются средством решения задач в области формирования единого таможенно-правового пространства России, защиты прав отечественных товаропроизводителей, укрепления экономической безопасности государства и иных значимых задач.
 
 
 
 
 

   1.2. Объекты таможенных  правоотношений

   В теории права под объектом правового  отношения понимается то, на что  направлены субъективные права и  юридические обязанности участников, иными словами, то, ради чего возникает  само правоотношение.

   Предметом таможенного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе или по поводу перемещения товаров  и (или) транспортных средств через  таможенную границу РФ.

   Таким образом, одной из отличительных  особенностей объекта таможенных правоотношений является то, что они представляют собой не материальные блага, хотя при  пересечении таможенной границы  происходит изъятие материальных благ в виде денежных средств при уплате таможенных платежей и сборов, а  поведение, действия субъектов таможенных правоотношений, разного рода услуги и их результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.3. Субъекты таможенных правоотношений

   Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом  прав и обязанностей.

   Гарантии  прав субъектов таможенных правоотношений содержаться в Таможенном Кодексе  Российской Федерации.

   Непосредственным  субъектом таможенных правоотношений выступают таможенные органы Российской Федерации, объединенные в Федеральную  таможенную службу Российской Федерации (ФТС РФ), являющимися по своему статусу  правоохранительными. В состав системы  таможенных органов Российской Федерации  входят:

  1. Федеральная таможенная служба Российской Федерации находящаяся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
  2. Региональные таможенные управления;
  3. Таможни;
  4. Таможенные посты.

   Кроме указанных органов в систему  таможенных органов входят также  иные специализированные учреждения (таможенные лаборатории, вычислительные центры, учебные  заведения), непосредственно подчиненные  ФТС РФ.

   К субъектами таможенных правоотношений, реализующим свое право на перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации, относят также физические и юридические лица, совершающие  действия по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. При этом таможенное законодательство не делает различия между российскими лицами и иностранными. Отличительной особенностью субъектов таможенных правоотношений, не относящихся к таможенным органам, является то, что участниками данных правоотношений становятся лица, которые перемещают товары и (или) транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, а также иные лица, которые через договорные отношения выступают в качестве представителей таких лиц (таможенные брокеры) или осуществляют посреднические действия между ними и таможенными органами (декларанты).3

   Таможенные  правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого отношения соответствует  обязанность другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для  проведения соответствующей таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение  по такому обращению. При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего  товары, представления документов и  самого товара для проведения таможенного  контроля. Взаимная связь прав и  обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур. 4 
 
 
 
 
 

   1.4. Соотношение таможенных  правоотношений с  иными отношениями  в области государственного  управления

   Являясь комплексной отраслью российского  законодательства, таможенное право  по своему содержанию непосредственно  связанно с другими отраслями  права, тем самым, предопределяя  регулирование таможенных правоотношений нормами разнообразных правовых отраслей: конституционного, административного, финансового, гражданского, банковского, уголовного и некоторых других.

Информация о работе Соотношение таможенных правоотношений с иными отношениями в области государственного управления