Соотношение гражданско-правовых и таможено-правовых институтов в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Таможенное законодательство занимает важное место в правовом механизме внешнеэкономической деятельности. С помощью таможенно-правовых норм регулируются отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Список использованной литературы

Содержание

Введение
1. Таможенное право Российской Федерации 5
2. Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе 11
3. Взаимодействие норм таможенного и гражданского права 14
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Соотношение гражданско-правовых и таможенно-правовых институтов.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)


2. Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе

 

Являясь комплексной отраслью системы права РФ, таможенное право по своему содержанию непосредственно связано со всеми отраслями права.

Таможенное и гражданское право соприкасаются в вопросах регламентации прав и обязанностей по договорам хранения и перевозки, заключаемым в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и в других случаях. Гражданское процессуальное право применяется в деятельности таможенных органов во всех случаях судебного рассмотрения споров в таможенной сфере. Например, взыскания по суду штрафов и денежных сумм за нарушения таможенных правил: исполнения постановлений о наложении взысканий через судебного исполнителя; в случае подачи в суд жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц и др.[9]

Действующее законодательство Российской Федерации расширило круг субъектов таможенной деятельности и, самое главное, - допустило к ней частнопредпринимательские структуры. Таможенный кодекс Российской Федерации  предусматривает право российских лиц быть владельцем магазина беспошлинной торговли, владельцем частного склада временного хранения, частного таможенного склада. Законодательство наделяет лиц, выступающих в качестве таможенного брокера, таможенного перевозчика, правом выполнять формальности, совершать действия и операции, которые раньше относились к исключительной компетенции органов государственного таможенного контроля.

По мере расширения внешнеторгового сотрудничества, развития таможенной инфраструктуры в таможенном деле все чаще применяются характерные для гражданского права договорные начала правового регулирования. Регламентируемые таким образом отношения органически вписаны в предмет таможенного права и могут возникнуть на различных этапах таможенного оформления (временное складирование, декларирование, перевозка под таможенным контролем и т.д.), а также в связи с выбором таможенного режима (таможенный склад, свободный склад, магазин беспошлинной торговли и т.д.).

Комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование для регулирования отношений, возникающих в таможенной сфере, отдельных гражданско-правовых норм. Так, в сфере имущественного оборота к действиям субъектов таможенных отношений применяются нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В российской правовой системе таможенное право — комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики РФ.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ связано главным образом с таможенным и гражданским законодательством. Говоря о соотношении норм таможенного и гражданского законодательства мы отметим следующее:

1.Таможенное и гражданское законодательство относятся к различным отраслям права.

2.Гражданское законодательство основано на принципах автономии воли участников правоотношений, свободы договора, равенства сторон.

3.Для таможенного законодательства характерен императивный метод регулирования, построенный на властном подчинении одной стороны другой.

Исходя из этого, законодатель предусмотрел неприменение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, принципы и нормы гражданского законодательства во внешнеэкономических связях используются только в случаях и пределах, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

Поэтому исследования в области гражданско-правовых отношений в области такого вида внешнеэкономической деятельности, как комиссия на внешнем рынке и, соответственно, комиссионного договора во внешней торговле остается актуальным на сегодня, как с теоретической, так и с практической точек зрения.[10]


3. Взаимодействие норм таможенного и гражданского права

 

Значительная часть внешнеэкономических контрактов опосредует заключение сделок международной купли-продажи товаров, а также реализацию обычно сопутствующих им операций (комиссия, поручение, перевозка и т.п.), которые в своей совокупности можно объединить в группу внешнеторговых сделок.

Главной целью другой разновидности внешнеэкономических отношений является перемещение через границу нематериальных объектов (интеллектуальной собственности, работ, услуг и др.).

Подобные операции осуществляются посредством заключения договоров подряда, лицензионных и концессионных договоров соглашений в области научно-технического сотрудничества.

Российское право не дает понятия ни внешнеторговой, ни внешнеэкономической сделки, хотя законодатель и практика оперируют этим понятием. Законодатель вообще не дает никакого разграничения между внешнеэкономической и внешнеторговой сделкой, хотя различие между ними очевидно и принципиально: в последнем случае речь идет только о договоре купли-продажи (поставки, мены), тогда как внешнеэкономическая сделка включает в себя абсолютно весь спектр сделок, известных гражданскому праву.

В российском законодательстве сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ)[11].

Определяя сделку как волеизъявление, законодатель не ограничивает сделку только действиями, сделкой является также и бездействие, которое будет являться волеизъявлением.

Вместе с тем раскрытие понятия «внешнеэкономическая сделка» имеет серьезное практическое значение, так как непосредственно связано с применимым правом.

Если сделка «внутренняя», то она лежит в национально-правовом поле и регулируется правом соответствующего государства.

Если сделка международная (внешнеэкономическая), то она находится в сфере действия частного права нескольких государств и возникает проблема выбора права одного из них, нормы которого и должны быть применены.

К отношениям, вытекающим из подобной сделки, при определенных условиях могут быть применены принципы и нормы международного (публичного) права.

На сегодняшний день определение сделки как внешнеторговой сменилось на определение внешнеэкономической не случайно. Обмен между странами приобрел широкий масштаб, внедрение новых технологий обусловило появление новых правил и законов. И отношения между странами стали носить глобальный характер.

Так, следующее определение внешнеторговой сделки отражает более полный характер взаимоотношений: «действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей по экспорту и/или импорту товаров, услуг и результатов творческой деятельности, а также неразрывно связанных с внешней торговлей гражданских прав и обязанностей организационного характера».[12]

Подводя итог приведенным выше определениям внешнеторговой (внешнеэкономической) сделки, можно выделить основные факторы, которые определяли характер такой сделки:

во-первых, участие лиц различной национальной (государственной) принадлежности, так называемый иностранный элемент,

во-вторых, проведение операции по экспорту-импорту товаров, услуг.[13]

Посредничество - важнейший вид предпринимательской деятельности. Посредничество касается не только реализации товаров, но и оказания услуг. На долю торговых посредников приходится от половины до двух третей товаров, участвующих в международном товарообороте.[14]

Торговые посредники все еще сравнительно широко используются во внешней торговле США, Англии, Нидерландов, Скандинавских стран, Японии. В Швеции, Англии, например, через них осуществляется около 50% внешнеторгового оборота.

Использование торговых посредников создает для зарубежных фирм определенные преимущества, что и обусловливает их важную роль в международной торговой практике.

Привлечение посредников выгодно как для продуцентов товара, так и самим посредникам, хотя продуцентам приходится за посреднические услуги платить значительные суммы или лишаться части своей прибыли. Несмотря на это, посредничество в целом дает большие преимущества, а во многих случаях без посредников просто не обойтись.[15]

Субъектами посредничества являются юридические и физические лица. Они осуществляют свою деятельность в той организационно - правовой форме, в какой они учреждены.

Ведь виды посреднической деятельности - самые разнообразные. Среди них: купля - продажа товаров, транспорт, финансовое представительство, страхование, таможенные услуги, реклама, биржевые операции на товарных и фондовых биржах и прочее.

Все эти операции регулируются в России и в иностранных государствах нормами гражданского и торгового права: например, в России - Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами и нормативными актами; во Франции - Гражданским и Торговым кодексами; в Германии - Германским торговым уложением; в США и Англии - нормами «Общего права».

Кроме того, эти операции регулируются и иными законами и нормативными актами, а также международными договорами и иными документами, носящими факультативный характер.[16]

С правовой точки зрения посредничество можно разделить на две основные группы.

Фактическое (коммерческое) посредничество - деятельность, которую посредник осуществляет «от своего имени и за свой счет».

Комиссионерское осуществляемое свою деятельность «от своего имени, но за счет представляемого (комитента)».

Договор комиссии в настоящее время во всех развитых правовых системах носит характер предпринимательского договора, активно применяется как в международной, так и внутренней торговле.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Как правило, договор комиссии заключается на совершение сделок купли-продажи. При этом существуют две разновидности договора комиссии. В первом случае комиссионер совершает для комитента сделки, направленные на продажу товаров (работ, услуг) комитента. Во втором - на приобретение товаров (работ, услуг) для комитента.

Договор комиссии регулируется положениями гл. 51 Гражданского кодекса РФ. Однако законами и иными нормативными актами могут устанавливаться специальные правила для отдельных видов договора комиссии (п. 3 ст. 990 ГК РФ).

Предметом договора комиссии является совершение одной или нескольких сделок по поручению комитента.

Договор комиссии - возмездный договор. Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение. При этом комиссионер может требовать уплату вознаграждения независимо от того, была исполнена сделка или нет, если иное не предусмотрено договором (п. 3 Информационного письма). Обращаем внимание, что если покупатель товаров комитента оплачивает их частичными платежами, то при отсутствии соглашения об ином комиссионер вправе удержать вознаграждение полностью из первой поступившей суммы.[17]

Институт комиссии способствует эффективному разделению труда, позволяя производителям товаров, работ и услуг сосредоточиться на производстве.

Использование комиссионной формы торговли ведет к значительному снижению издержек, связанных с производством и реализацией собственной продукции, поскольку производители избавляются от необходимости содержать собственный сбытовой аппарат, осуществлять масштабные и дорогостоящие маркетинговые исследования, переложив решение большей части вопросов, связанных с продвижением своего товара на рынке, на профессиональных комиссионеров.[18]

В связи с усложнением экономических отношений, которые призван оформлять данный договор, и появлением новых сфер его применения законодательные положения о договоре комиссии, сформулированные еще в начале XX века и перешедшие в почти неизменном виде во все советские гражданские кодексы и Гражданский кодекс РФ, стали недостаточными для эффективного правового регулирования, так как не способны дать ответы на ряд важных вопросов, появляющихся в ходе практического применения комиссии.

Определение понятия договора комиссии дано, например, в статье 990 ГК РФ. Согласно этой статье «по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки».

Что касается права континентальных стран, то взаимоотношения комитента с комиссионером регулируются договором комиссии. Комитент передает для продажи свои товары комиссионеру, оставаясь их собственником до их продажи комиссионером.

Комиссионер не является собственником этих товаров.

Комиссионер является посредником по отношению к комитенту, а для третьих лиц, с которыми он заключил сделку от своего имени, является стороной договора купли - продажи.

Информация о работе Соотношение гражданско-правовых и таможено-правовых институтов в таможенном деле