Система управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:57, реферат

Описание

Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Если посмотреть в словаре, то риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Содержание

I. Теоретические основы управления рисками в таможенной деятельности
1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками
II. Сущность и роль системы управления рисками в таможенных органах
2.1 Система управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь: цели и задачи
2.2 Основные проблемы, тенденции и методы управления рисками в таможенной деятельности
III. Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат(бровка).doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

            транспортные средства, контейнеры;

            недавно образованная фирма-отправитель/получатель;

            таможенная стоимость;

            страна отправления, с которой связано наибольшее количество нарушений.

2) выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из анализа и оценки:

совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

таможенных операций, при проведении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

объектов риска;

критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и иные);

индикаторов риска;

3) разработку и практическую реализацию мер, направленных на предотвращение или минимизацию рисков;

4)оценку результатов принятых мер и подготовку предложений о дальнейшем совершенствовании проводимых операций таможенного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Сущность и роль системы управления рисками в таможенных органах

2.1 Система управления рисками в таможенных органах                   Республики  Беларусь: цели и задачи

Белорусская таможенная служба играет ключевую роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР).

Система управления рисками таможенных органов Республики Беларусь представляет собой единую централизованную структуру, затрагивающую как вопросы тарифного регулирования, так и вопросы соблюдения установленных законодательством запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, а также правоохранительную составляющую. Таможенными органами Республики Беларусь разработана и применяется Концепция системы анализа и управления рисками на период 2010-2015 гг. и в перспективе до 2020 года.

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Цель системы управления рисками – создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, оптимального распределения ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства.

Основные задачи системы управления рисками:

     выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

     создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

     разработка методик (программ) по выявлению рисков;

     разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

     разработка и внедрение новых программных средств для обработки информации при использовании системы управления рисками;

     определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений об их оптимальном распределении;

     разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

     контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

     накопление и анализ информации о результатах применения отдельных операций таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений;

     оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и в случае необходимости осуществление корректировки ранее принятых решений.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.):

-   таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

-   при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

-   таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

-   таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

-   Поэтапное внедрение системы анализа и управления рисками в технологии таможенного контроля с 2005 года позволило сократить более чем в 5 раз количество досмотров товаров и транспортных средств и, в тоже время, повысить более чем в 8 раз эффективность таможенных операций, направленных на выявление правонарушений.

-   В качестве примеров эффективного использования СУР можно привести следующие:

-   1)В ноябре 2010 г. в результате таможенного досмотра на основании сработки профиля риска должностными лицами Ошмянской таможни в транспортном средстве, перемещаемым российским перевозчиком было установлено, что помимо заявленного в товаросопроводительных документах товара «ламинат», перемещается товар «изделия из меха норки, песца, рыси – шубы, полушубки, куртки, выделанные шкурки» общим количеством 476 единиц. Стоимость изъятого товара составила более 3,6 миллирдов белорусских рублей.

-   2)Должностными лицами Витебской таможни в августе текущего года в ходе таможенного досмотра в результате сработки профиля риска в транспортном средстве белорусского перевозчика вместо указанного товара «килька» был обнаружен товар одежда и обувь в ассортименте.

 

2.2 Основные проблемы, тенденции и методы управления рисками в таможенной деятельности

Одной из задач, решаемых в рамках управления в таможенной системе, является управление рисками. Данная задача не является изолированной, обособленной, от большинства других функций управления. При этом, поскольку риски присутствуют на всех фазах и этапах таможенной деятельности, функция управления рисками не исчезает до реализации и контроля решений.

Управление рисками представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по минимизации рисков в таможенной деятельности.

Принятие решения – волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации и представлений о текущей ситуации. Риск решения – характеристика решения, принимаемого субъектом в ситуации, когда возможны альтернативы, которые содержат многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода или, по крайней мере, один из исходов опасен.

Опасности для таможенного органа (как субъекта) – это совокупность явлений, реализация которых способна нанести вред государству, проявляющийся в провозе через таможенные границы запрещенных товаров, нанесение крупного финансового, материального и экологического ущерба интересам субъекта.

Деятельность по управлению риском включает следующие основные направления (этапы):

1.                  Идентификация (выявление) риска.

2.                  Оценка риска.

3.                  Выбор метода и мер (инструментов) управления риском.

4.                  Предотвращение и контролирование риска.

5.                  Финансирование риска.

6.                  Оценка результатов.

Идентификация предполагает анализ всех видов рисков, независимо от того, находятся они под вашим контролем или нет. Цель этого - составление списка возможных рисков, которые могут иметь влияние на работу данной организации. После составления списка рисков необходимо определить случаи, когда эти риски могут осуществиться.

Выявление рисков основано на практическом использовании и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся:

I. Базы данных электронных копий:

1) грузовых таможенных деклараций;

2) уведомлений о направлении товаров;

3) деклараций таможенной стоимости (ДТС);

4) корректировки таможенной стоимости (КТС);

5) таможенных приходных ордеров (ТПО);

6) электронных журналов;

7) центральный реестр участников ВЭД.

II. Базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена:

1) с  Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);

2) с ГТС Украины;

3) с Министерством государственных доходов Республики Казахстан;

4)  с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений);

5) с министерствами, ведомственными службами.

III. Специализированные базы данных:

1) паспортов сделок;

2) валютного контроля;

3) образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля;

4) информации об административных правонарушениях.

Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, таможенной декларации, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах.

Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности и информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности  таможенных органов и служебных проверок.

Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники.

Для идентификации рисков могут быть использованы различные способы: данные по контролю, практика и регистрационные записи, схемы и мозговой штурм.  Идентификация рисков помогает не только получить представление о том, где может произойти рисковый случай, но и понять характер риска, т.е. поддается ли он контролю и управлению или проведение контроля маловероятно.

Методы идентификации риска и оценки риска обычно называют анализом риска. Крайне важным является этап выбора метода и мер управления риском. «Метод» имеет более широкий смысл, чем «мера». В рамках выбранного метода можно использовать уже конкретные меры (инструменты). Существуют четыре основных метода управления риском:

                  упразднение;

                  предотвращение и контролирование;

                  страхование;

                  поглощение.

Упразднение риска фактически означает запрет на данный вид деятельности (товар) или такую существенную (радикальную) трансформацию деятельности, после которой данный риск элиминируется.

Предотвращение и контролирование риска – организация деятельности таким образом, чтобы участники данного процесса могли максимально влиять на факторы риска и имели возможность снижать вероятность наступления неблагоприятного события; контролирование риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие все-таки наступило.

Страхование риска – метод, позволяющий снизить ущерб, возникающий в ходе деятельности за счет финансовой компенсации из страховых фондов.

Поглощение риска – способ ведения деятельности, при котором ущерб в случае материализации риска ложится полностью на его участника (участников). Данный метод управления риском обычно применяется в тех случаях, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае его наступления не оказывают сильного негативного влияния на участника (участников) деятельности.

Принятие правильного решения служит залогом успеха деятельности любого субъекта принимающего решение, потому что снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.

Информация о работе Система управления рисками