Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком - системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие таможенных органов…………………………………...5
1.1. Понятие и статус таможенных органов………………………….... 5
1.2. Система и виды таможенных органов…………………………….. 6
1.3. Общие принципы организации таможни………………………..... 8
Глава 2. Функции и задачи таможенных органов…………………… 10
2.1. Внутренние функции…………………………………………….......17
2.2. Внешние функции………………………………………………........18
2.3. Основные задачи…………………………………………………......22
Глава 3. Экономические проблемы и перспективы таможни……..….26
3.1. Меры для реализации новой таможни………………………….......29
3.2. Права таможни………………………………………………………..31
3.3. Контроль таможни……………………………………………….......35
Заключение……………………………………………………………….37
4.Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Роль там органов в регулировании ВЭД.docx

— 69.29 Кб (Скачать документ)

     Взиманием таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей ведают соответствующие  подразделения таможенных органов. К числу таможенных платежей, относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную  стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами, таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и другие таможенные платежи.

         При разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы участвуют в установлении ограничений на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Такие ограничения могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. При этом таможенные органы не только участвуют в разработке мер экономической политики, но и практически осуществляют составляющие эти ограничения конкретные меры.

         Борьбе с контрабандой посвящен целый раздел Таможенного кодекса, что свидетельствует о месте и об особой актуальности данного вопроса в сфере и системе таможенного дела. Специально выделены таможенные органы как органы дознания с уточнением, что они являются органами дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

     Таможенная  статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную  таможенную статистику, т.е. статистику, характеризующую результаты деятельности таможенного ведомства на основных направлениях оперативной работы. Это  направление оперативной деятельности таможенного дела получило свое дальнейшее закрепление в ряде положений  Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в  международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Государственная программа содержит принципиально важное положение, в соответствии с которым определено, что методологические положения таможенной статистики внешней торговли РФ разрабатываются на основе методологических материалов, используемых в странах ЕС и его Статистическом бюро (Евростат), что должно обеспечить сопоставимость и сравнимость данных по внешней торговле Российской Федерации и ее основных внешнеторговых партнеров. Соответствие «Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ» концептуально-методологическим материалам по статистике международной торговли, принятым в международной практике, подтверждено в официальном докладе миссии экспертов статистических подразделений ООН и МВФ, проверившей постановку формирования, ведения и представления в виде официальных публикаций статистики внешней торговли страны силами таможенного дела.

        Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Федерации – задача не только таможенного дела. Однако роль таможенных органов в этом процессе трудно переоценить. Находясь постоянно на территории субъектов, таможенные органы активно влияют на развитие внешнеэкономических связей, используя присущие таможенному делу средства, формы и методы, таможенно-тарифное регулирование, способствуя заключению внешнеторговых соглашений между субъектами РФ, странами СНГ, а также странами дальнего зарубежья. 
 
 
 
 
 
 
 

      

     Глава 3. Экономические проблемы и перспективы таможенной    деятельности. 

     Фискальные выгоды не должны заслонять долгосрочные перспективы таможенной дела. Поэтому сегодня принципиально важно по-новому расставить акценты и обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.

     Государство, к сожалению, до сих пор не определило приоритетные сферы экономики - это  мешает направить точно острие таможенной политики. Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране полное отсутствие хлопка и 65% дефицит глинозема, то необходимо создавать условия для сохранения данных отраслей промышленности. Конечно, следует оказывать поддержку российским энергоносителям или конкурентоспособному машиностроению. Но я не могу понять, как защитить нашу автомобильную промышленность таможенными мерами. Вне поля зрения разумной таможенной политики беспошлинный ввоз готовой печатной продукции, мы забыли, что у нас есть собственное бумажное и полиграфическое производство. Нет контроля и за потоками лекарственных средств и препаратов. Очевидно, что их импорт в Россию будет повышаться. Ведь, с одной стороны, мы стареющая нация, а с другой - благосостояние населения постепенно растет. Люди будут больше тратить на свое лечение, а отечественных лекарств в стране крайне мало. Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.

     Действующее российское законодательство позволяет  применять практически все известные  в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования  внешней торговли. Выбор же тех  или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед  таможенной службой.

     Вопрос  правильного определения целей  таможенной политики важен, конечно, для  любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется  и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где  принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных  республик и областей.

     У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и  защитная. В принципе все они одинаково  важны для экономики. Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. В законе о бюджете и других нормативных актах установлены количественные показатели по сбору платежей. Они обязательны для исполнения таможенными органами. По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

     Такой односторонний подход вызывает серьезную  озабоченность наших зарубежных партнеров. По их мнению, подобная политика стала препятствовать нормальным экономическим  процессам. По настоянию иностранных  инвесторов, членов Консультативного совета по иностранным инвестициям, была специально образована новая секция по совершенствованию таможенных процедур. Почти двухлетний опыт работы позволяет  сделать печальный вывод: немало потенциальных инвесторов отказываются от намерения работать в России именно из-за чрезмерной фискальной направленности таможенной политики Российской Федерации.

     Фискальные "перегибы" российской таможенной политики заботят не только иностранцев. С просьбами о смягчении бремени  таможенных платежей к правительству  постоянно обращаются губернаторы, мэры, директора предприятий, руководители общественных организаций. Все они, как правило, получают стандартный  ответ: действующее законодательство не предусматривает возможности  предоставления индивидуальных льгот. В принципе так и должно быть - равные шансы для всех.

     Однако  решительный отказ от льгот не решает проблему таможенных платежей как таковую. И в результате закупленное за рубежом дорогостоящее оборудование годами бездействует и приходит в негодность на таможенных складах, а отечественные производители теряют одну за другой позиции на международном и внутреннем рынках.

     Нынешний  фискальный перекос приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня непосредственно заинтересована в росте импорта, как главного источника налогообложения.

     Следствием  такой политики может стать полное прекращение производства многих товаров  отечественных производителей и  превращение страны исключительно  в производителя энергоресурсов.

     Очевидно, что в этих условиях основная задача государства заключается в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства  нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных  промышленников что-либо производить.

     Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически  не работающих норм, которые могут  широко использоваться для развития различных отраслей промышленности. Это прежде всего таможенные режимы.

     В частности, интерес представляет применение режима свободного склада в отношении  строящихся объектов. Этот режим позволяет  не взимать таможенные платежи (или  взимать их в пониженном размере) на протяжении строительства и монтажа. Неуплаченные платежи начинают погашаться только после того, как начнется производство товарной продукции. Другой стимулирующий инструмент - предоставление рассрочек и отсрочек уплаты таможенных платежей, а также налогового кредита  по таможенным платежам в соответствии с положениями Налогового кодекса.

     Превращение таможенной политики в действенный  механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.

     Важно также восстановить таможенный аудит  и изменить некоторые правила  бухгалтерского учета. Существующая практика включения таможенной пошлины в  состав косвенных расходов не позволяет  проверить правильность определения  таможенной стоимости при проведении аудита.

      

     3.1. Меры для реализации  новой таможни. 

            Практическими мерами для реализации новой таможенной политики могли бы стать:

     • Создание системы предварительного декларирования, смысл которой заключается  в том, чтобы информация о предъявленных  к оформлению товарах уже находилась в таможенном органе до их фактического оформления.

     • Использование механизмов валютного  контроля, в частности, паспортов  сделок для предварительного начисления таможенных платежей до момента оформления.

     • Внесение в документы данных, которые  позволяют проверить законность таможенного оформления на любом  этапе обращения товаров.

     • Широкое развитие института таможенных брокеров и превращение их в настоящих  налоговых агентов по уплате таможенных пошлин.

     • Устранение легальных возможностей уклонения от уплаты таможенных платежей (исключение ряда товаров из беспошлинной торговли, недопущение использования  таможенных режимов переработки, временного ввоза и т. д.).

     • Расширение взаимодействия с таможенными  органами стран отправления товаров, что позволит в кратчайшие сроки  проверять заявляемую информацию.

     • Внесение изменений в российское законодательство об уничтожении мер  наказания за уклонение от уплаты таможенных платежей.

     Когда мы говорим о конкретных изменениях в сфере таможенно-тарифной политики, основное внимание сегодня следует  сосредоточить на двух аспектах. Прежде всего надо устранить возможности использования ставок таможенного тарифа, предназначенных для стимулирования ввоза отдельных товаров, недобросовестными участниками ВЭД. Необходимо также расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в том числе так называемыми плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения от уплаты платежей путем занижения декларируемой таможенной стоимости.

       Введение фактически запретительных вывозных пошлин на товары, заявленные к экспорту по низким ценам, может стать дополнительным барьером на пути утечки капиталов из страны. Еще одна необходимая мера - установление одинаковых (унифицированных) ставок пошлин на товары, имеющие сходные характеристики. Это положит конец одному из самых распространенных на данный момент нарушений - заявлению однородных товаров в товарные позиции, на которые установлена более низкая ставка пошлины. Тарифная политика должна стать более гибкой и оперативной. Чтобы быстрее реагировать на изменения экономической ситуации на рынках, следует шире использовать такие специфические механизмы, как сезонные пошлины и тарифные квоты, которые позволяют дифференцировать размер ставок пошлин.

Информация о работе Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности