Роль Таможенного кодекса в части регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:32, реферат

Описание

Целью работы является рассмотрение таможенного кодекса в части регулирования внешнеэкономической деятельности.
Основные задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания об особенностях Таможенного кодекса РФ в части регулирования ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
3. Рассмотреть сущность и специфику таможенного регулирования ВЭД в России.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности и роль Таможенного кодекса в регулировании ВЭД
2. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

REF001571.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

1571

Внешнеэкономическая деятельность

Роль Таможенного кодекса в  части регулирования внешнеэкономической  деятельности

Реферат

 

17

2007

 

750


 

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru

Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Роль Таможенного кодекса в части регулирования внешнеэкономической деятельности» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема работы актуальна  потому, что многолетние попытки реформирования таможенного законодательства завершены: с 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс РФ - документ, в котором найден разумный компромисс, сочетающий в себе интересы и бизнес-сообщества, и государства. Потребность в принятии нового Кодекса продиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговли нашей страны. Принятие Кодекса приближает Россию к первой десятке стран с наиболее развитым таможенным законодательством и является важным шагом на пути вступления России во Всемирную Торговую Организацию, поскольку в нем полностью учтены международные принципы и стандарты.

Актуальность исследования определила цель работы:

Целью работы является рассмотрение таможенного кодекса в части регулирования внешнеэкономической деятельности.

Основные задачи:

1. Изучить литературу  по проблеме исследования.

2. На основе теоретического  анализа изучения проблемы систематизировать знания об особенностях Таможенного кодекса РФ в части регулирования ВЭД (внешнеэкономической деятельности).

3. Рассмотреть сущность  и специфику таможенного регулирования  ВЭД в России.

4. Систематизировать  и обобщить существующие в  специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.

 

1. Особенности и роль Таможенного кодекса  в регулировании ВЭД

Существенным преимуществом  Таможенного кодекса РФ 2003 года является его построение по принципу предельно прямого действия, а также прозрачность и упрощение таможенных процедур - ранее существовавшее ведомственное регулирование таможенных отношений уходит в прошлое.

В основу Кодекса заложена абсолютно новая концепция работы таможни. Речь идет о системе анализа и управления рисками. Суть данной системы заключается в переходе от сплошного, тотального контроля товаров, пересекающих границу, к выбору тех целей, которые потенциально могут нанести ущерб государству (контроль будет направлен на наиболее рисковые операции и поставки, где есть повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений, либо создается угроза нарушений других государственных интересов)1.

Новеллой законодательства является глава Кодекса об участии  таможенных органов в защите обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) и принятии таможенными органами в случае необходимости мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

Срок таможенного оформления и выпуска товаров по новому Таможенному кодексу сокращен до 3 дней (ранее - 10 дней). Выпуск товаров исчисляется с момента предоставления таможенной декларации, документов и товаров. Если используется форма предварительного декларирования, которая предоставляется за 15 дней до ввоза, срок исчисляется с момента предоставления товара. Одним из новых моментов является то, что неуплата таможенных платежей не является основанием для отказа принятия таможенной декларации: она может быть принята, причем с расчетом таможенных платежей, без их фактического перевода на счета таможенных органов.

//////////

Нельзя не упомянуть  и о тех изменениях, которые  относятся к ввозу и вывозу товаров и транспортных средств  для личного пользования физическими лицами и применению таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств. С 1 января 2004 года предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, если стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, за исключением транспортных средств, не превышает 65 000 руб. В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 000 руб., но не более 650 000 руб., в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин и налогов, устанавливаемые Правительством РФ.

2. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

Таможенно-тарифное  регулирование  является одним из основных рычагов государственного  регулирования   ВЭД. Законодательной основой таможенно-тарифного  регулирования  является закон «о  таможенном  тарифе» и « Таможенный  кодекс». Данные документы определяют принципы построения системы таможенное тарифное регулирования, порядок перемещения товаров через границу и взимание  таможенных  платежей.

Непосредственно таможенное тарифное регулирование  осуществляет  Таможенный  комитет через системы  таможенных  управлений, таможни и  таможенные  посты.

К числу основных режимов относится  режим экспорта и режим импорта.

/////////

Антидемпинговые – ввоз на таможенную территорию товаров по цене ниже, чем нормальная стоимость в стране вывоза в момент ввоза

Компенсационные – ввоз на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии

4. по способу выработки

    • автономные (самим государством)
    • конвенционные (союзом)
    • автономно-конвенционные

5. по практике взимания

    • номинальные – обозначены в там тарифе
    • реальные – дифференцированные в зависимости от страны происхождения.

 Таможенный  тариф  – инструмент торгового, политического  и государственного  регулирования  внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с МР и включает себя правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через  таможенную  границу.

 Таможенный  тариф – свод  ставок  таможенных  пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через  таможенную  границу, и систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой  ВЭД.

 Таможенный  тариф состоит  из 2 частей:

Ставка  таможенных  пошлин

Систематический перечень товаров.

В тарифе по импорту существуют максимальные и минимальные ставки, которые применяются в соответствии с ВТПолитикой по отношению к государству.

В Законе «О там тарифе»  устанавливается понятие страна происхождения товара – страна, в которой товар был полностью произведен или подвергся достаточной переработке.

Под страной происхождения товара может пониматься группа стран,  таможенные  союзы стран, регионы или часть страны, если имеется необходимость их выделения.

Критерии достаточной  переработки:

  • изменение товарной позиции по товарной номенклатуре  ВЭД
  • правило адвалорной доли (изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленная стоимость превышает 50% стоимости поставленных товаров)
  • выполнение производственных или иных технологических операций достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Так, операции по обеспечению  сохранности груза

////////

В международной практике применяются интеграционные показатели нетарифных ограничений:

1. Уровень либерализации  – характеризует долю товарных позиций, которые освобождаются от нетарифных ограничений, по сравнению с долей товарных позиций, подлежащей ограничениям.

2. Номинальный протекционизм  =(внутренняя цена товара –  мировая цена товара): мировая  цена товара

Характеризует насколько уровень внутренней цены вырос под влиянием мировой цены.

Б) Количественные ограничения  – административная форма государственного  регулирования  ВТ, посредством которой устанавливается количество и номенклатура товаров, разрешенная к вывозу и ввозу из страны.

Включает: контенгентирование (квота сезонного характера)

Квотирование

Добровольные ограничения

Лицензирование

Квотирование получило наибольшее распространение.

Государство использует квоты вместо тарифов или вместе с тарифами, т.к. они дают ряд преимуществ:

  • гарантируют дальнейшее увеличение затрат на импорт
  • возможность осуществлять более гибкую политику, т.к. не регулируются ГАТТ-ВТО
  • облегчают государству осуществление регулирующих функций в отношении отечествен6ных товаропроизводителей
  • основной инструмент защиты отрасли
  • осуществляется с помощью лицензии

/////////

Особое место занимают паратарифные ограничения – совокупность таможенных процедур, которые осуществляются при исполнении таможенных формальностей. Они включают: сопоставление классификации тарифов, правила оформления  таможенных  документов, установление специальных пунктов для пропуска некоторых товаров, специальные требования к техническим параметрам, установление санитарного, ветеринарного контроля и карантина2.

Суть – усложнение процедур  таможенного оформления, затягивание ее, а следовательно увеличение накладных расходов и снижение конкурентоспособности.

Опасность в том, что  как правило сокращение импорта  ведет к сокращению экспорта и ВТО той страны, которая принимает такие меры.

Д) Финансовые методы  регулирования

Эти методы носят протекционистский  характер. ЭТО:

  1. Субсидирование
  2. Экспортное кредитование
  3. Страхование
  4. Демпинг.

1). Субсидия – безвозмездная  передача государством средств, которые можно использовать только для развития конкретного экспортного производства.

Бывают прямые и косвенные.

Прямые субсидии выплачиваются  в форме экспортных премий после  совершения сделки. Сумма премии=издержки экспортера-прибыль, полученную им за единицу товара. По экономической сущности это дотации экспортеру для выхода на МР. Максимальный размер субсидии не может превышать 50% от издержек экспортера. ГАТТ запрещает прямые субсидии.

Косвенные субсидии осуществляются через налоги, страхование, кредитные льготы и возврат экспортеру импортных пошлин.

/////////

Обратный – цены на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это возможно, если страна располагает  исключительным товаром и его  можно приравнять к монополии. (Япония)

Взаимный – два  или более государств договорились о продаже друг другу товаров по заниженным ценам.

Антидемпинговые меры3:

  • Антидемпинговые пошлины – размер определяется как разница между ценой продажи товара и справедливой ценой
  • Компенсационные пошлины – определяются как возможные потери, направлены на противостояние экспортным субсидиям
  • Приостановление торговых соглашений
  • Отмена торговых уступок демпингующей стороне
  • Введение максимальных пошлин и нетаможенных ограничений для демпингующей стороны
  • Девальвация валюты в стране-экспортере и т.п.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы можно  сделать следующие выводы:

  1. На новый Таможенный Кодекс России возлагают много надежд как законодатель, так и простые граждане и предприниматели. Насколько оправдаются эти надежды, во многом зависит от готовности участников ВЭД и таможенников отказаться от старых привычек и "играть по новым правилам". Возможно, в дальнейшем Кодекс потребует доработки и усовершенствования, но в роли арбитра в данном случае может выступать только правоприменительная практика.
  2. Таможенно-тарифное  регулирование  является одним из основных рычагов государственного  регулирования   ВЭД. Законодательной основой таможенно-тарифного  регулирования  является закон «о  таможенном  тарифе» и « Таможенный  кодекс». Данные документы определяют принципы построения системы таможенное тарифное регулирования, порядок перемещения товаров через границу и взимание  таможенных  платежей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для вузов / Смитиенко Б.М. - Академия, 2004 г. - 304 стр.
  2. Граждан В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник.- АКАДЕМИКА (ЮРИСТЪ-ГАРДАРИКА), ГАРДАРИКИ, ИЗДАТЕЛЬСТВО. 2006
  3. Кочергина Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. – М. 2005
  4. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности - М.: ЭКЗАМЕН. 2005
  5. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для вузов. – М. Экономистъ. 2006
  6. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Уч. пособие - М.: Экономистъ. 2004. 155 стр.
  7. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЗД. Учебно-практическое пособие. М.: Бератор-Пресс – 2003. 304 стр.

Информация о работе Роль Таможенного кодекса в части регулирования внешнеэкономической деятельности