Роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – анализ роли и объективных свойств права в обеспечении деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Задачи:

1. Рассмотреть роль и объективные свойства права.

2. Рассмотреть таможенную систему РФ, сущность и значение таможенной деятельности.

3. Проанализировать роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ.

Содержание

Введение 3
Глава. 1 Роль и объективные свойства права 5
§1. Сущность и социальное значение права 5
§2. Объективные свойства права: понятие, признаки, принципы 7
§3. Системность права 10
§4. Нормативность права 11
Глава 2. Таможенная система РФ 14
§1. Сущность и социальное значение таможенной деятельности 14
§2. Основные направления деятельности таможенной системы РФ 16
§3. Роль и значение таможенной системы современности для общества и государства 19
Глава 3. Роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 22
§1. Роль права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 22
§2. Принципы и признаки права в обеспечении деятельности таможенной системы Российской Федерации 23
§3. Системность права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 25
§4. Нормативность права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ 26
Заключение 29
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, принципы и признаки права полностью повторяются в обеспечении таможенной деятельности, однако приобретают более узкую специфику, определенную конкретным направлением таможенной деятельности.  

§3. Системность права  в обеспечении деятельности таможенной системы РФ

      Системность права в обеспечении таможенной деятельности проявляется в следующем.

      Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается  социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

      Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

      Кибернетические свойства системы права позволяют  использовать ее возможности в информационных целях для создания эффективного банка данных о позитивном праве. Несомненно, значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему. 20

      Элементами  системы таможенного права являются правовые нормы, институты права, подотрасли, объединенные в отрасль таможенного  права. Как уже было отмечено, систему таможенного права составляет не один десяток нормативных актов, в числе которых как законы, так и подзаконные акты. Все они имеют различную юридическую силу, различные источники издания и регулируют различные направления и аспекты таможенной деятельности. В таком многообразии нормативного обеспечения крайне важным становится системное построение правовой основы, делающее возможным классификацию, систематизацию, периодизацию нормативных актов, их быстрый и удобный поиск, отбор для использования в том или ином случае.  

§4. Нормативность права  в обеспечении  деятельности таможенной системы РФ

      До  сих пор речь шла о признаках  и принципах права как единой системы. Однако право не может существовать само по себе. Требуется его оформление в виде источника. Основной формой российского права является правовая норма, совокупность которых составляют систему права. Норма права является основной структурной единицей любой правовой системы, необходимым юридическим оформлением правоотношений между государством в лице таможенных органов и физических и юридических лиц.

      На  сегодняшний день нормативное обеспечение  таможенной деятельности составляет обширный перечень нормативных актов, в числе  которых:

      - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003г.  № 61-ФЗ;

      - Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ;

      - Кодекс РФ об административных  правонарушениях от 30.12.2001г. №  195-ФЗ;

      - Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. № 63-ФЗ;

      - Федеральный закон от 22.07. 2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах РФ»;

      - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";

      - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных  органах Российской Федерации";

      - Федеральный закон от 12 августа  1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной  деятельности";

      - Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О  Государственной границе Российской  Федерации";

      - Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О  таможенном тарифе";

      - Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. N 742 "О порядке ввоза в  Российскую Федерацию и вывоза  из Российской Федерации драгоценных  металлов и драгоценных камней";

      - Постановление Правительства РФ от 26.07.2006. № 459 «О Федеральной таможенной службе» и др.

      Как видно из приведенного перечня, нормативная  база таможенной деятельности весьма велика и многообразна, часто нормативные  акты имеют межотраслевой характер, в чем проявляются отраслевые принципы права.

      Таким образом, нормативность права в  области таможенного дела дает возможность материального обличения права в формах различных нормативных актов, система которых включает: кодифицированные источники, федеральные законы и законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также ведомственные нормативные акты.

      По  итогам третьей части данной работы можно сделать вывод о том, что признаки и принципы права  сохраняют свою силу и действие на все отрасли российского права, включая таможенное. Однако в области обеспечения таможенной деятельности признаки и принципы права приобретают более узкую специфику, обусловленную видом государственной деятельности и сферой общественных интересов.

Заключение

 

      Итак, проведенная работа позволяет сделать следующие основные выводы.

      Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Универсальность и сила права обеспечивается, во-первых, его принципами, во-вторых, объективными свойствами, в числе которых важнейшими являются свойства системности и нормативности.

      Анализ  направлений и результатов деятельности российской таможенной системы позволяет  сделать вывод о высокой значимости таможенной системы Российской Федерации. Находясь на страже интересов российского государства и общества в целом, она становится важнейшим субъектом регулирования внешней торговли и макроэкономической ситуации в целом. Благоприятная экономическая ситуация, в свою очередь, является залогом социального благополучия в обществе, повышения благосостояния каждого его члена, в этом проявляется социальная значимость таможенных органов.

      Применительно к таможенной деятельности признаки и принципы права сохраняют свою силу и действие, однако приобретают более узкую специфику, обусловленную видом государственной деятельности и сферой общественных интересов. Таким образом, налицо всеобщий и универсальный характер права: оно обладает одинаковыми свойствами и принципами как в целом, в масштабах всего общества, государства, так и в отдельных направлениях обеспечения интересов общества и каждого его члена.

Список  литературы

 
  1. Венгеров  А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е. - М.: Норма, 2000. – 650с.
  2. Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение, 2002, № 2.
  3. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // СПС Гарант
  4. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" // СПС Гарант
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ // СПС Гарант
  6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. Изд. 4-е., М., 2004. – 500с.
  7. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и Права: Учебник – 2-е изд. – М.: Спарк, 2006. – 511 с.
  8. Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь, 2000, № 1.
  9. Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь, 2000, № 1. - с. 27 - 43.
  10. Молчанова О.В., Коган М.В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2008. – 330с.
  11. Морозова А. А. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2007. – 414 с.
  12. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Журнал «Государство и право».- 2003. № 6.- с. 98-108.
  13. Морозова Л.А. Правовая основа таможенной деятельности // Журнал «Государство и право». – 2005. № 5.
  14. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СПС Гарант
  15. О перечислении в федеральный бюджет за 2004 год // Официальный сайт ФТС России http://www.customs.ru/ru/activities/
  16. О перечислении в федеральный бюджет за 2005 год // Официальный сайт ФТС России http://www.customs.ru/ru/activities/
  17. О перечислении в федеральный бюджет за 2006 год // Официальный сайт ФТС России http://www.customs.ru/ru/activities/
  18. О перечислении в федеральный бюджет за 2007 год // Официальный сайт ФТС России http://www.customs.ru/ru/activities/
  19. Основные показатели, характеризующие деятельность ФТС России // Официальный сайт ФТС России http://www.customs.ru/ru/activities/
  20. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // СПС Гарант
  21. Правоохранительная деятельность ФТС России // Официальный сайт ФТС России http://www.customs.ru/ru/activities/
  22. Приказ ФТС России от 29.12.2006 № 1407 «О подготовке должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» // СПС Гарант
  23. Сырых В. М. Теория государства и Права: Учебник – 2-е изд. – М.: Юстицинформ, 2006. – 592 с.
  24. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003г. № 61-ФЗ // СПС Гарант
  25. Теория государства и права / Под ред. Ю.Б. Борисова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 570с.
  26. Теория государства. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Изд. 2-е., - М.: Юрист, 2000. – 500с.
  27. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. № 63-ФЗ // СПС Гарант
  28. Указ Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 "О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации" // СПС Гарант
  29. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2253 "Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям" // СПС Гарант
  30. Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней" // СПС Гарант
  31. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС Гарант
  32. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // СПС Гарант
  33. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СПС Гарант
  34. Федеральный закон от 22.07. 2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах РФ» // СПС Гарант
  35. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005. – 455с.

Приложение

Приложение 1

      Перечисление  средств в федеральный бюджет системой российских таможенных органов  в 2004 – 2007гг.21

        
 

Приложение 2 

Классификация принципов права

      

        

      

        

        
 
 

Информация о работе Роль и объективные свойства права в обеспечении деятельности таможенной системы РФ