Развитие нетарифных мер регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:40, реферат

Описание

Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило НТО как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли".

Работа состоит из  1 файл

Развитие нетарифных мер регулирования внешней торговли.docx

— 21.16 Кб (Скачать документ)

Развитие нетарифных мер регулирования внешней торговли

Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило НТО как "любые  действия, кроме тарифов, которые  препятствуют свободному потоку международной  торговли".

 Единой международно принятой классификации нетарифных барьеров пока не выработано. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты - исследователи в области мировой экономики.

 Классификационная  схема, разработанная Секретариатом  ГАТТ в начале 70-х годов, к  настоящему времени насчитывает  более 800 конкретных видов нетарифных  мер и объединяет все НТО  в 5 основных категорий:

1) ограничения, вызванные  участием государства во внешнеторговых  операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;

2) таможенные и  иные административные импортные  и экспортные формальности, например  усложненная процедура таможенного  оформления, а также методы оценки  таможенной стоимости и страны  происхождения товара; завышенные  требования к необходимой для  оформления документации;

3) технические барьеры  в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными,  ветеринарными нормами, упаковкой  и маркировкой товара, правила  и порядок сертификации продукции;

4) количественные  и сходные с ними административные  меры, в частности импортные квоты,  экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

5) ограничения, основанные  на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные  депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, пограничное  налогообложение.

 Данная классификация  нетарифных ограничений и составленный  на ее основе каталог нашли  широкое применение в ходе  международных торговых переговоров  и послужили теоретической базой  для формирования классификационных  схем НТО другими международными  организациями.

Данная классификация  нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое  применение в ходе международных  торговых переговоров и послужили  теоретической базой для формирования классификационных схем НТО другими  международными организациями.

 ЮНКТАД причисляет  нетарифные ограничения ко "всем  видам регуляций, действий или  других процедур, предпринимаемых  правительствами, которые могут  оказывать ограничительное влияние  на международную торговлю".

 Секретариат ЮНКТАД  разработал свою систему классификации,  предполагающую деление всех  нетарифных ограничений на три  группы. Основополагающим критерием  ранжирования была избрана целевая  направленность НТО.

 В начале 80-х  годов в целях накопления на  комплексной и систематической  основе информации о фактах  применения НТО и последующей  оценки воздействия их на торговлю  Секретариатом ЮНКТАД была создана  база данных по нетарифным  мерам, в основу систематизации  которой было заложено разграничение  всех НТО на две классификационные  схемы. Первая учитывала НТО,  применяемые в отношении конкретных  товаров (первая часть базы  данных), вторая - нетарифные ограничения  общего характера (вторая часть  базы данных). В общей сложности  было указано более 200 видов  нетарифных мер.

 Применяемые в  отношении конкретных товаров  меры были классифицированы по  пяти категориям, которые, в свою  очередь, подразделялись на 11 подкатегорий, 33 раздела, 34 подраздела и 23 статьи. Структура данной классификационной  схемы была представлена следующим  образом:

 1-я категория - фискальные меры (различного рода тарифы, пошлины, налоги);

2-я категория  - меры по ограничению объема (запрещения, квоты, "добровольные" ограничения  экспорта, а также государственная  монополия на внешнюю торговлю);

 3-я категория - разрешения на импорт (неавтоматические: дискреционные разрешения - лицензирование, декларация с подтверждением, разрешения отдельным покупателям; условные - разрешения в зависимости от экспорта, от возможности осуществления национальных поставок, от закупки национальной продукции и т.п.; автоматические разрешения: лицензия для целей контроля, автоматическое лицензирование, декларация без подтверждения и т.п.);

4-я категория  - контроль над ценами (системы  минимальных цен, антидемпинговое  и компенсационное расследование,  надзор за ценами);

 5-я категория - прочие меры (технические требования: санитарно - гигиенические и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке и маркировке; меры по оказанию помощи отраслям, конкурирующим с импортом: субсидирование товаров, рабочей силы, капитала, налоговые льготы; дополнительные таможенные формальности; импортные депозиты и другие).

 В настоящее  время ЮНКТАД классифицирует  нетарифные ограничения внешней  торговли по семи категориям: паратарифные, меры контроля над ценами, финансовые, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры.

Классификация НТО  внешнеторговой деятельности

Наблюдая активизацию  применения государственного регулирования  в мировой торговле, нетрудно предположить, что перед учеными - экономистами открывается широкое, представляющее интерес для исследований направление. Для России, формирующей новую  внешнеторговую политику, научные поиски, направленные на защиту внутреннего  рынка, актуальны вдвойне.

 При рассмотрении  элементов мер нетарифных ограничений  оправданно взять за основу  следующее определение.

 Меры нетарифного  регулирования - это механизм  государственного регулирования  внешнеторговой политики, включающий  экономические (кроме таможенного  тарифа), административные и технические  условия, ограничивающие или затрудняющие  свободную торговлю между государствами  (схема 1). Такая формулировка достаточно  полно отражает характер и задачи нетарифных мер. Исходя из данного определения, составим схему и классифицируем каждый метод применения мер нетарифного регулирования.

Категория контроля таможенной стоимости по применению минимальных и максимальных цен  при перемещении товаров через  таможенную границу приобрела новое  значение после перевода российской экономики на рыночные отношения. Развитие этого направления деятельности фактически началось с разработки Закона РФ "О таможенном тарифе", введенного в действие с 1 июля 1993 г. Данный Закон заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных в Соглашении по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - Кодекса таможенной стоимости.

 Формирование  российских законодательных норм  таможенной стоимости на основе  международных принципов, являясь  важным условием для обеспечения  эффективной интеграции экономики  России в мирохозяйственные связи,  положило начало качественно  новому этапу в развитии национального  таможенного законодательства.

 В международной  торговой практике использование  различных национальных методик  определения таможенной стоимости  рассматривается как нетарифный  барьер. Это дает государству  реальную возможность для усиления  протекционистской направленности  таможенных пошлин и налогов.

Основная цель валютной политики направлена на поддержание  стабильности национальной валюты, обеспечение  конвертируемости валюты, повышение  ее престижа на мировом рынке. Падение  курса национальной валюты приводит к увеличению национального экспорта, ибо в этом случае валютная выручка  экспортеров увеличивается в  объеме. Рост курса национальной валюты выгоден импортерам, поскольку издержки на покупку импортных товаров  соответственно уменьшаются. Стержневым моментом системы регулирования  валютных операций при экспорте товаров  является требование обязательной продажи  части валютной выручки государству.

 К категории  защитных мер следует отнести  дополнительные таможенные обложения  (различного рода налогообложения  - налог на добавленную стоимость,  акцизы, другие специальные налоги) и особые виды пошлин.

 НДС, акцизы  и другие налоги применяются  как нетарифные меры регулирования  внешнеэкономической деятельности, направленные на защиту интересов  отечественных производителей и  стимулирование конкурентоспособности  отечественных товаров наряду  с тарифными мерами регулирования.  Поэтому данные налоги регулируют  цену импортных товаров на  внутреннем рынке и защищают  отечественные товары от иностранной  конкуренции.

 К особым видам  обложения в рамках нетарифного  регулирования относят антидемпинговые,  компенсационные и специальные  пошлины.

 Общим условием  для применения особых видов  пошлин является то, что они  могут применяться только тогда,  когда ввоз товаров наносит  или может нанести ущерб отечественным  производителям подобных товаров  либо может препятствовать организации  или расширению производства  таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются предварительные специальные расследования.

1. Антидемпинговые  пошлины вошли в практику мировой  торговли на рубеже XX в. как реакция на способность формирующихся монополий преодолевать таможенные барьеры путем снижения цен. Эти пошлины следует рассматривать в качестве орудия дискретного действия - их применяют в размере 50 - 100% по большей части к импорту иностранной продукции по ценам, которые могут быть признаны демпинговыми, а само расширение импорта - дезорганизующим местный рынок.

 В международной  торговой практике долгое время  не было четкого общепризнанного  определения демпинга, что открывало  путь произволу таможенных властей,  особенно в периоды экономических  затруднений. Статья VIII ГАТТ и принятый Антидемпинговый кодекс ГАТТ в определенной степени кодифицировали обстоятельства, при которых импорт может трактоваться как демпинговый.

2. Компенсационная  пошлина устанавливается в случаях  ввоза на таможенную территорию  страны товаров, при производстве  или вывозе которых прямо или  косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб  отечественным производителям подобных  товаров.

 Компенсационные  пошлины исторически являются  реакцией на возросший уровень  субсидирования экспорта. Они призваны  ликвидировать преимущества такого  экспорта путем дополнительного  обложения, как правило, в размере,  близком к величине субсидии. Они применяются и в тех  случаях, когда уровень импортных  цен не дает оснований для  антидемпинговых акций, но является "излишне" конкурентоспособным  по сравнению с уровнем внутренних  цен.

3. Специальная пошлина  применяется в качестве защитной  меры, если товары ввозятся на  таможенную территорию страны  в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести  ущерб отечественным производителям  подобных товаров.

 Введение экономических  защитных мер - процесс кропотливый  и длительный, требующий определенных  расследований. Только после консультаций, проведенных Россией с заинтересованными  странами, которые попадают в  поле действия предполагаемой  защитной меры, она может быть  принята. В ходе этих консультаций  может оказаться, что представляемых  российской стороной данных недостаточно  либо зарубежная сторона выдвинет  контраргументы, которые доказывают, что существенного ущерба нашим  производителям импортируемая в  Российскую Федерацию продукция  не наносит.

 Для принятия  решения о применении защитных  мер должны быть представлены  неопровержимые доказательства  причинно - следственной связи между  возросшим импортом и серьезным  ущербом для национальной промышленности. Этот факт может быть установлен только в результате специального расследования, предусмотренного Законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", который определяет процедуру подачи заявления на предмет введения защитных мер и проведения соответствующего расследования.

Информация о работе Развитие нетарифных мер регулирования внешней торговли