Проблемы, тенденции и перспективы таможенной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
1.Цели таможенной политики……………………………………………....….6
2.Таможенная политика и методы её осуществления…………………..…...12
3.Проект Федеральной Таможенной Службы………………………………..19
4. Современное состояние таможенной службы России - проблемы и перспективы………………………………………………………………….....21
Заключение…………………………………………………………………..…26 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.59 Кб (Скачать документ)

 

          Корректировать конечную таможенную стоимость ввозимых товаров таможенники предполагают в содружестве с предпринимателями. Эта норма законопроекта уже воодушевила многие отраслевые союзы, которые конфликтуют сегодня с ФТС в споре за истину по вопросу того, какова конечная таможенная стоимость импортных кожаных ботинок, мясных туш или куриных окорочков. Предусмотрена также возможность применения новых технологий уплаты таможенных платежей с помощью платежных карт.

 

           Как идет создание Единого  таможенного пространства и что  волнует бизнес в новых "правилах  игры", рассказывают секретарь  Комиссии Таможенного союза, академик  РАН Сергей Глазьев и глава  Российского союза промышленников  и предпринимателей Александр Шохин.

 

 

4. Современное состояние таможенной службы России - проблемы и перспективы

Моментом начала формирования и развития современного таможенного  дела в нашей стране следует считать 25 октября 1991 г. - день, когда президент  России подписал Указ «О создании Государственного таможенного комитета РСФСР» (ГТК  РФ, в дальнейшем переименован в  ФТС РФ - федеральная таможенная служба Российской Федерации). Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация ВЭД и ряд других факторов нашли свое отражение и  в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали  необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими  реалиями. В связи с новыми подходами  были пересмотрены взгляды на таможенную политику. Ее основу составили три  основополагающих принципа Основы таможенного  дела:4

· первый из них состоял  в том, что возрождался опыт дореволюционной  России. Таможенные органы совместно  с другими государственными структурами, стали органами экономической защиты новой России, как внутри страны, так и на границе;

· второй принцип исходил  из того, что таможенная служба нацеливалась на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом;

· третий, предполагал переориентировку таможенного контроля с границы  внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота.

В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Хочется заметить, что фискальный уклон таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможенная политика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствовала развитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности. Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

· участие в разработке и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической  политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

· защита экономических интересов  России;

· обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны;

· осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

· осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических  отношений;

· взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению  товарооборота через таможенную границу;

· осуществление валютного  контроля в пределах своей компетенции;

· ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной  таможенной статистики;

· проведение научно-исследовательских  работ, консультирование в области  таможенного дела, осуществление  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации специалистов в этой области  для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело;

· сотрудничество с таможенными  и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами  таможенного дела.

Налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины за последние  годы обеспечили снижение акцентов с  налогообложения внешней торговли на налогообложение внутриэкономических  операций. В складывающихся условиях таможенная политика должна стать механизмом достижения не фискальных, а структурных  целей. Но на пути к этой цели существуют серьезные препятствия. Опыт использования  мер структурного регулирования  внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов уже есть - это  сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые  расследования, специальные пошлины. Использование этих мер началось уже в последней трети 1990-х  годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных  мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими  приоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованием таможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперации и повышению конкурентоспособности российских производителей. Набор организационно-технических проблем усугубляется и такой серьезной экономической причиной, как отсутствие режима «свободной таможенной зоны». Он предполагает частичное освобождение работающих в этом режиме предприятий от таможенных пошлин и НДС на импортируемые компоненты и оборудование для производства конкурентоспособной продукции.

В связи с этим, основными  тенденциями развития инфраструктуры российской таможни в 2000-х гг., было улучшение технического и информационного  оснащения:

· создание и усовершенствование новых пропускных систем;

· регулирование таможенных тарифов;

· ужесточение ответственности  за таможенные преступления.

В основном развитие инфраструктуры ориентировано на опыт развитых зарубежных стран.

Нежелание правительства  РФ снизить таможенные пошлины на сырье и оборудование, не производимые в стране, создавало в 90-е годы и создает сейчас ряд проблем. Таким образом, проведение Россией  эффективной промышленной политики требует серьезных изменений  в подходе к таможенному регулированию. Изменения, прежде всего, должны были быть направлены на отмену (либо значительное сокращение) ввозных пошлин на сырье, материалы, комплектующие и оборудование, не имеющие отечественных аналогов и ввозимые в целях технического перевооружения и расширения производства. Однако, несмотря на все вышеперечисленные  проблемы, таможенная служба России сегодня - одна из крупнейших таможенных служб мира. Это многофункциональная, технически оснащенная, динамично развивающаяся структура, в которой работает более 60 тыс. квалифицированных специалистов. О важности таможенных органов для государства говорит тот факт, что таможенниками ежегодно оформляется около 3 млн. грузовых таможенных деклараций, и каждый день перечисляется в доход государства примерно одиннадцать миллиардов рублей. Причем суммы перечисляемых таможенных платежей увеличиваются с каждым годом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слаженная и отрегулированная работа таможенных органов - основа успешной внешнеэкономической деятельности и улучшения экономической ситуации в государстве. Успешная таможенная политика во многом зависит от успешного  решения вопроса поступления  таможенных платежей. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе  Российской Федерации. Им же (ст. 318 ТК) определены виды таможенных платежей5. К ним относятся: ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы. Наиболее значимым видом таможенных платежей является таможенная пошлина, представляющая собой платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них - процент от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора. Определение таможенной стоимости производится с использованием следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, вычитания стоимости, сложения стоимости, резервный метод. Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий.

С 1 января 2005 года вступил  в действие Федеральный закон  от 11.11.2004 № 139-ФЗ, дополнивший НК РФ главой 33.1 «Таможенные сборы». К  таможенным сборам относятся:

· таможенные сборы за таможенное оформление;

· таможенные сборы за таможенное сопровождение;

· таможенные сборы за хранение.

Ставки сбора за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. Сумма таможенного сбора за осуществление таможенного сопровождения  определяется в зависимости от вида транспорта и расстояния. Сборы за таможенное хранение определяются исходя из веса товаров и количества дней их хранения. В работе была проанализирована таможенная политика Южного таможенного управления. По объемам декларирования и платежам в государственную казну Южное таможенное управление уверенно идет в первой тройке в таможенной системе, являясь региональным управлением 1-й категории по основным показателям деятельности. В структуру Южного таможенного управления входят 20 таможен, в том числе специализированная Южная оперативная таможня, 89 таможенных постов, включая Южный акцизный таможенный пост, 61 действующий пункт пропуска.

Список литературы:

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. ст. 2066;
  2. «Экономика таможенного дела» // Учебное пособие, Москва 2006;
  3. И.В. Тимошенко // «Таможенное регулирование ВЭД» // БЕРАТОР-ПРЕСС Москва 2003;
  4. Издательство БЕК // «Экономика внешних связей РФ» // Москва 2003;
  5. Под общ. ред. Драганова В.Г. // Учебник: Рос. тамож. акад. ГТК РФ - М. // ОАО Изд-во «Экономика», 2003. С. 202.

1 Учебник. // Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003. С. 202

2 И.В. Тимошенко //«Таможенное регулирование ВЭД» БЕРАТОР-ПРЕСС Москва 2003.

3 Учебник. // Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003. С. 202

4 Учебник. // Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003. С. 202.

5 Таможенный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 апреля 2008 года).- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.-224с.




Информация о работе Проблемы, тенденции и перспективы таможенной политики России