Принципы проведения таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение общих принципов проведения таможенного контроля согласно норм ТК ТС.
В настоящее время таможенный контроль осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Стратегия развития правового регулирования таможенного контроля определяется, исходя из принципа выборочности, основанного на использовании системы управления рисками, что выступает нововведением законодательства.

Содержание

Введение
Понятие таможенного контроля. Формы его проведения.
Понятие и общие положения таможенного контроля.
Формы и порядок проведения таможенного контроля.

Принципы проведения таможенного контроля.
Классификация принципов таможенного контроля.
Общие положения и характеристика системы управления рисками (СУР).
Система управления рисками как важнейший принцип проведения таможенного контроля.

Стратегия и совершенствование принципов проведения таможенного контроля.
Стратегия принципов таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.
Меры по усовершенствованию принципов проведения таможенного контроля.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по административному и таможенному праву.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

 Данный принцип  имеет демократическую и альтернативную  основы. Например, в соответствии  с Венской конвенцией о дипломатических  сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) главы  дипломатических представительств иностранных государств в России, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам. В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов.

 Применение  тех или иных способов проведения  таможенного контроля, степень "жесткости"  применяемых мер определяются  необходимостью обеспечения соблюдения  таможенного законодательства и  обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.

 Все проверить  и обеспечить полную достоверность  сведений, представляемых таможенным  органам, невозможно. Поэтому ограниченные  ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

Выбор форм контроля зависит от целого ряда факторов. Прежде всего таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников ВЭД. При этом оба требования к современному таможенному контролю не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

 Основой российского таможенного законодательства является переход от тотального контроля к его выборочности, основанной на системе управления рисками. Следует отметить, что данная система в практику деятельности таможенных органов Российской Федерации внедрена и применяется с августа 2004 г., однако уже можно с уверенностью признать ее большое значение при организации таможенного контроля. Именно использование СУР позволяет находить компромисс между обеспечением эффективного контроля соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны и содействием развитию торговли.

 Таможенный  контроль теперь осуществляется  на основе системы анализа  и управления рисками, т.е. выборочно  по тем товарам и грузам, которые  сопряжены с рисками для экономики,  безопасности государства, для  здоровья граждан и т.п.

 Если велика  вероятность несоблюдения таможенного  законодательства Российской Федерации,  то необходимо выбирать приоритеты - в первую очередь подвергать  проверке те операции и поставки, с которыми связаны правонарушения, влекущие наиболее значительные потери с точки зрения защищаемых таможенным законодательством интересов.

 Фактически  таможенный контроль как самостоятельное  действие проявляется только  при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях  применение мер контроля является составной частью таможенного оформления.

 Риск реализуется  в виде профилей рисков, которые  могут быть:

- обязательными  (например, для особых категорий  товаров);

- целевыми;

- случайными.

Одним из основных направлений внедрения СУР является реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику ВЭД необходимо идентифицировать получаемый им товар.

 Федеральная  таможенная служба Российской  Федерации с целью организации  таможенного контроля разрабатывает  и направляет для применения  в таможенные органы профили рисков, содержащие соответствующие указания о применении мер таможенного контроля. Ее внедрение в полном объеме позволит сократить таможенные досмотры ввозимых товаров до 10%, в отношении вывозимых товаров - до 8% без ущерба для безопасности государства.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства, т.е. представляет качественное содержание современного таможенного администрирования. К таким ресурсам можно отнести профессиональный кадровый состав таможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможенную инфраструктуру, информационные ресурсы.

 Основными  компонентами управления рисками являются таможенное инспектирование финансово-хозяйственной деятельности импортеров, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, контроль правильности заполнения таможенных документов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Система управления рисками  как важнейший принцип проведения таможенного контроля.
 
 

Принципы управления рисками, соответствующие мировой  практике и положениям Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, под которыми понимается базисный принцип современных  методов таможенного контроля, позволяют  быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности его результатов.

 В соответствии  с п. 2 Концепции системы управления  рисками в таможенной службе  Российской Федерации риски подразделяются  на:

 выявленные - выражаются в том, что существует  известный риск, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.2

 Следует заметить, что в науке определение выявленного  риска считают противоречивым, риск - это вероятность, т.е. нечто возможное, но еще не свершившееся, а факт совершения правонарушения - это уже не вероятность. Другое дело - установление причин и условий, способствующих совершению выявленного или выявленных правонарушений, которые могут рассматриваться в качестве выявленных рисков, так как позволяют с определенной степенью вероятности предполагать о возможности совершения аналогичных правонарушений;

 потенциальные  - представляют риск, который не  проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

 Применение  СУР в развитых таможенных администрациях мира показало, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля могут использоваться не только сведения о товарных партиях, но и практика ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. В связи с этим появилась необходимость субъектного подхода при организации таможенного контроля, результатом которого должно стать возможное отнесение участников ВЭД либо к группе риска, либо к категории добросовестных субъектов, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала. С этой целью таможенными органами используется технологическая схема, предусматривающая применение в процессе таможенного оформления и таможенного контроля двух видов коридоров: зеленого и красного. Если принято решение о направлении поданной декларации по зеленому коридору, то товар сразу, после уплаты таможенных платежей, выпускается в свободное обращение. При этом ускорение и упрощение процедур таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра. В случае принятия решения о направлении поданной декларации по красному коридору проводятся документальный контроль и полный или частичный досмотр товаров и транспортных средств.

 В некоторых  странах, например в Италии, используется  технологическая схема желтого  коридора, когда осуществляется  документальный контроль и по  его результатам принимается  решение о необходимости проведения фактического досмотра. Выпуск товаров в свободное обращение в данном случае осуществляется после проведенной проверки и уплаты таможенных платежей. В настоящее время в Италии 74% товаров проходит по зеленому коридору, 19% - по желтому и 7% - по красному.

 Практика  применения таможенными службами  стран - членов Всемирной таможенной  организации (ВТО) системы управления  рисками доказывает ее эффективность.  Так, в таможне Дувра (Великобритания) досмотру подвергаются не более  3 - 4% товарных партий. Система управления рисками в Италии позволяет выявлять от 1 до 2% нарушений от общего объема декларирования при осуществлении проверки только 26% деклараций. Досмотр товаров и транспортных средств в США применяется крайне редко - в отношении 1 - 2% товаров.

ВТО предполагает, что применение подхода к таможенному контролю, основанного на методах управления рисками, позволит таможенным службам:

- сосредоточить  внимание на областях повышенного  риска и тем самым более  эффективно использовать свои  ресурсы;

- повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства;

- предоставить  законопослушным участникам внешней  торговли и пассажирам более  благоприятные условия;

- ускорить торговлю и передвижения.

 Таким образом,  ТК ТС предусматривает в качестве основы регулирования таможенного контроля принцип анализа и управления рисками, на основании которого должны выявляться товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и определяться степень такой проверки.

 Для таможенной  службы система управления рисками  является достаточно новым инструментом  таможенного контроля, который должен  сыграть решающую роль в унификации  таможенных процедур, обеспечении  информационного обмена и развитии таможенно-торгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами ВТО.

 Система управления  рисками объединяет ряд новейших  таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение  эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли.

 Система анализа  и управления рисками как элемент  системы управления в структуре  таможенных органов необходима  и для руководящего состава  ФТС России, и для исполнителей, т.е. региональных таможенных  управлений, таможен, таможенных постов. Она необходима руководству при принятии обоснованных управленческих решений, а исполнителям - для повышения профессиональных навыков, избавления от многих рутинных операций, повышения оперативности работы. Как следствие, способствует созданию для участников ВЭД более цивилизованных условий ведения внешнеэкономической деятельности, а также ускорению внешнеэкономического оборота.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.  

  

    1. Стратегия и совершенствование  принципов проведения таможенного контроля.
 
      1. Стратегия принципов таможенного  контроля, исходя из системы мер оценки рисков.
 

     Ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее уязвимых операциях и поставках с точки зрения повышенного налогообложения, устойчивого характера нарушений, подрыва интересов отечественных товаропроизводителей, создания угрозы другим государственным интересам, защищать которые призвана таможенная служба.

     С другой стороны, там, где рисков несоблюдения законодательства нет либо где риски  минимальны с точки зрения последствий  возможных нарушений, нужно предлагать бизнесу самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

     В рекомендациях Всемирной таможенной организации о применении положений Киотской конвенции о таможенном контроле  приводятся следующие основные определения, относящиеся к системе управления рисками:

     риск – вероятность несоблюдения таможенного законодательства;

     анализ  рисков – систематическое использование имеющейся в наличии информации для определения частоты возможного возникновения ранее определенных рисков и оценки масштабов последствий в случае их возникновения;

Информация о работе Принципы проведения таможенного контроля