Осуществление таможенными органами валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы " Осуществление таможенными органами валютного контроля" с точки зрения новейших отечественных исследований.
В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу
исследование нормативно – правой основы осуществления валютного контроля;
выявление основных целей и направлений валютного контроля на основе действующего законодательства;
исследование системы органов и агентов валютного контроля;
Изучение таможенных органов как агентов валютного контроля;
Практические аспекты по изученной теме.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные положения валютного контроля 5
1.1.Понятие, цель и объект валютного контроля 6
1.2. Принципы валютного контроля 10
1.3. Валютные операции 11
1.4. Органы и агенты валютного контроля 12
1.5.Таможенные органы как агенты валютного контроля 14
1.6. Нормативно-правовая база валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 19
Глава 2. Осуществление валютного контроля 19
2.1. Валютный контроль экспортных операций 20
2.2.Валютный контроль импортных операций 22
2.3.Валютный контроль за бартерными операциями 23
2.4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте 23
Глава 3. Юридическая ответственность лиц за нарушение валютного законодательства 26
3.1.Юридическая ответственность за нарушение лицами валютного законодательства 26
3.2. Обзор судебной практики по ответственности за нарушение валютного законодательства. 31
3.3. Действия должностных лиц органов и агентов валютного контроля в случае выявления факта административного правонарушения 36
Заключение 39
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 77.56 Кб (Скачать документ)

 Кроме того, данный принцип, на мой взгляд, предполагает сочетание мер валютного регулирования с мерами валютного контроля в едином комплексе государственного воздействия на участников валютных отношений. В качестве примера организационного проявления данного принципа можно привести одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями как по валютному регулированию, так и по осуществлению валютного контроля.

 Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Государственная деятельность по валютному регулированию объективно должна обеспечивать защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.

 Автор Д.Г. Алексеева выделяет единые принципы, распространяющиеся в равной степени как на валютное регулирование, так и на валютный контроль.

 законность — состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;

 обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля, при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций.

 обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны  - органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий;

 институционалъность - заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию.

 разграничение компетенции проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля; разграничение компетенции между Правительством РФ, Банком России, Федеральной службой финансово - бюджетного надзора и агентами валютного контроля[14] 

 1.3. Валютные операции 
 

     К валютным операциям, выступающим в качестве предмета валютного контроля, следует относить такие юридические и фактические действия, которые влияют на валютно-финансовое положение страны, на состояние ее платежного баланса.

 Можно сделать вывод, что не всякие действия субъектов денежных отношений по поводу валюты могут быть квалифицированы как валютные операции. Хранение валюты собственником не валютная операция, хотя собственник вступает в правоотношения с определенным кругом лиц, обязанных воздерживаться от нарушения его права собственности на валютные ценности. Собственник может проводить с валютой различные манипуляции: пересчитывать, помещать на хранение, перевозить. Из этих действий только перевоз валюты через государственную границу относится к валютным операциям.

 Ошибкой была бы и другая крайность - отнесение валютных операций к сделкам. Пример с переводом валюты через границу показывает, что валютными операциями могут быть не только сделки, т.е. действия, влекущие изменения прав и обязанностей участников валютных отношений. Равным образом, сделка, как правило, не исчерпывается валютной операцией, так, во внешнеторговой сделке совершение валютного платежа будет всего лишь одним из условий сделки.

 Сделав  выводы, можно сформулировать следующий  термин. Валютные операции - это предусмотренные валютным законодательством действия экономических субъектов, совершаемые в отношении валюты и валютных ценностей и подлежащих государственному регулированию и контролю для целей защиты национальной валюты.

 Валютные  операции можно разбить на следующие  группы:

  1. операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;
  2. операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, жемчугом;
  3. операции, связанные с расчетами в валюте РФ, между резидентами и нерезидентами.[16]
 
 

 1.4. Органы и агенты валютного контроля 
 

 В соответствии с частью 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.[14]

 Центральный банк РФ издает нормативные акты в пределах своей компетенции, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и публикует статистику по валютным операциям. Также Центральный банк Российской Федерации реализует валютную стратегию государства, оказывает значительное влияние на механизмы валютного курсообразования, контролирует деятельность подотчетных ему уполномоченных банков, проводит операции на межбанковском рынке.

 Правовой  статус Банка России закреплен:

 1)На  конституционном уровне – в  Конституции РФ (ст. 71, 83, 103)

 2)На  законодательном уровне – в  Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ «О Центральном  банке РФ (Банке России)»; в  Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173 – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

 3)На  подзаконном уровне – в нормативных  правовых актах, принятых самим  Банком России и закрепляющих  правовое положение отдельных  подразделений и служб Банка  России (департаментов, территориальных  управлений и др.)

 Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

 К агентам  валютного контроля в соответствии с законом относятся:

 а) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;

 б)  государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

 в) не являющиеся уполномоченными банками  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, в том числе держатели  реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг

 г) таможенные органы

 д) налоговые органы 
 

 1.5.Таможенные органы как агенты валютного контроля 
 

 В системе  валютного регулирования и валютного  контроля таможенные органы РФ также играют важную роль. Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

 В соответствии с законодательством РФ в области  валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

  • полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;
  • обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
  • эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  • законностью операций неторгового характера, связанных с использованием наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;
  • соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

 Субъектами, реализующими функции по валютному  контролю, являются:

    • в Федеральной таможенной службе России (ФТС России) — Управление валютного контроля;
    • в региональном таможенном управлении (РТУ) — отдел валютного контроля;
    • на таможне — отдел (отделение) валютного контроля или отдел валютного контроля и таможенной стоимости, а также отделы таможенного оформления и таможенного контроля;
    • на таможенном посту — должностные лица, ответственные за осуществление соответствующих процедур.

 При этом вышестоящий таможенный орган  полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.

 Управление  валютного контроля ФТС России осуществляет общее методическое руководство  и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроля за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

 Отдел валютного контроля регионального  таможенного управления организует и координирует деятельность, в том числе осуществляя и методическое руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов, по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним, контроля за перемещением валюты и валютных ценностей в соответствии с нормативными правовыми документами ФТС России.

 Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.[11] 
 

 1.6. Нормативно-правовая база валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 
 

 Валютный  контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.

 Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.

 В силу  того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т.е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.

 Прежде  всего это касается иерархической  организации этой базы, включающей в себя три уровня различных видов нормативных актов (рис. 1.1).

   
 
 
 
 
 
 
 

 Рис. 1.1. Состав нормативной базы валютного  регулирования и валютного контроля.[12]

     

 Главный принцип, лежащий в ее основе, - строгое  соответствие нормативных актов  более низкого уровня иерархии нормативным  актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным  условием действенности нормативной  базы валютного регулирования, и  значит, и эффективного функционирования системы валютного контроля.

      Высший уровень организации нормативной  базы валютного регулирования  воплощается в Конституции РФ. В ней закреплены положения  о федеральном ведении решения  вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенным  регулированием (ст. 71), и его законодательном  оформлении. (ст.76) [20]

Информация о работе Осуществление таможенными органами валютного контроля