Оценка реализации принципа приоритетного развития и под¬держки национального производителя в едином таможенном тарифе Таможенного союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:43, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - раскрытие роли таможенного тарифа в обеспечении развития и поддержки национального производителя.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
? определить роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД ТС
? рассмотреть реализацию функций таможенного тарифа;
? раскрыть влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства;
? проанализировать основные направления защиты российской экономики.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Сущность, назначение, роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД ТС_______________________________________________________________4
1.1 Роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД ТС и его основные функции_________________________________________________________ 4
2. Реализация функций таможенного тарифа__________________________12
2.1 Рационализация товарной структуры импорта товаров в ТС__________12
2.2 Влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производителя____________________________________________________18
3. Основные направления защиты Российской экономики в современных условиях ________________________________________________________25
Заключение______________________________________________________30
Список использованных источников_________________________________33

Работа состоит из  1 файл

ТТР новая курсовая запасная.docx

— 61.51 Кб (Скачать документ)

В 2009г. производство по данным видам товаров превышает их ввоз в РФ, за исключением импорта текстиля, который превышает производство на 5,86%. В 2010г. значительно увеличился импорт машин, оборудования и транспортных средств и превысил производство на 4,92%. Заметен значительный рост импорта текстильной продукции за 2009-2011гг., таким образом, сохраняется преобладание импорта над производством данного вида продукции. Данная информация свидетельствует о недостаточной защищенности данных отраслей промышленности, т.к. увеличение импорта способствовало снижению объемов производства товаров, поэтому необходимо увеличить ставки импортных пошлин на данную продукцию для сокращения ввоза.

Весьма важным в этом отношении  является поиск соотношений, связывающих  характер динамики производства важнейших  российских товаров с величиной  импортного таможенного тарифа. Поэтому  так необходимо проанализировать динамику ввоза и производства товаров в Роосси.

Таблица 3

Динамика производства и  импорта отдельных товаров в  РФ в 2003-2008гг. (% к предыдущему году, в сопоставимых ценах)

 

Вид продукции

Год

 
 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

 

Производство пищевых  продуктов, включая напитки, и табака

108

107,2

106,9

104,4

104,4

105,4

 

Импорт продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья

121,8

108,7

109,2

104,9

115,3

108,8

 

Текстильное и швейное  производство

107,8

97,5

101,2

96

98,5

107,3

 

Производство кожи, изделий  из кожи и обуви

113,7

111,4

111,5

99,4

97,3

116,7

 

Импорт текстиля, текстильных  изделий и обуви

145,2

140,9

116,8

106

110,6

158,5

 

Металлургическое производство и производство готовых металлических  изделий

104,6

105,1

107,2

103,9

105,7

108,8

 

Импорт металлов и изделий  из них

122,9

97,8

146,2

130,1

122,7

134,7

 

Производство машин и  оборудования

106,4

91,2

119

121,1

99,9

103,3

 

Производство транспортных средств и оборудования

73,6

99

114

111,5

106

103,3

 

Импорт машин, оборудования и транспортных средств

107,8

132,5

128,9

146,5

140,3

141,8

 
               

В качестве исходной информации использовались данные, опубликованные в открытой печати за 2006--2011 гг., по важнейшим товарам.

В 2006-2011гг. значительно увеличился ввоз на территорию РФ машин, оборудования и транспортных средств (84-90 группа ТНВЭД) (рис.1), причем производство в этой области практически не изменилось.

Производство и ввоз товаров 84-90 групп ТНВЭД в РФ,%

Одной из основных статей ввоза  машин и оборудования является ввоз товаров группы 87 ТНВЭД "Средства наземного транспорта...". Такое резкое увеличение ввоза иностранных автомобилей обусловлено увеличением покупательской способности населения, а выбор иностранных марок может плачевно сказаться на отечественном производителе.

В настоящее время основные направления политики Правительства  Российской Федерации по развитию отечественного "автопрома", реализующей принцип поддержки отечественного производителя. В отношении некоторых моторных транспортных средств". В соответствии, с которым ввоз импортных автомобилей стал экономически невыгодным для потребителей.

Наряду с мерами, применяемыми Правительством по регулированию ввоза  автомобилей, в нашей стране наблюдается  увеличение спроса на автомобили. Этому  способствует рост покупательской способности  населения, внедрение в жизнь  широкомасштабного потребительского кредитования, совершенствование дилерской  сети заводов-производителей, включая  развитие сети станций технического обслуживания.

Из вышесказанного можно  сделать несколько выводов. Использование  протекционистских ставок таможенных пошлин может являться эффективной  мерой повышения конкурентоспособности  продукции отечественного "автопрома", но все же основным фактором, увеличивающим спрос на российские автомобили должно являться их качество по сравнению с иностранной продукцией. Будущее у российского "автопрома" есть, но оно должно заключаться не только в повышении привлекательности отечественных автомобилей на внутреннем рынке за счет протекционистских таможенных пошлин, но и за счет повышения качества сборки, которое, скорее всего, может быть достигнуто только в результате внедрения иностранных технологий.

В отличие от продукции  российского автопрома, продукция топливно-энергетического комплекса РФ пользуется хорошим спросом среди заграничных потребителей. Однако на развитие ТЭК тоже во многом влияет таможенная пошлина.

Развитие российской экономики  в настоящее время связано, прежде всего, со стремительным ростом цен  на нефть. Приток нефтедолларов привел к тому, что ввоз товаров в Россию в 2011г. увеличился почти на 30% по сравнению с 2009г. (рис. 2). Расчеты показывают, что каждый рубль дополнительного объема производства ТЭК обеспечивает рост ВВП на 1,5-1,6 руб.

Динамика ввоза и производство товаров ТЭК

На сегодняшний день одним  из важных аспектов привлечения иностранных  инвесторов является грамотно построенная  налоговая и таможенная политика государства, реализация принципа приоритетного  развития национального производителя  в таможенном тарифе.

До 2003г. государство обеспечивало минимальное вмешательство в  развитие и функционирование ТЭК. Но вначале 2003г. дело "ЮКОСа" резко изменило расстановку сил в отрасли. Государство четко заявило о своей монополии на магистральные нефтепроводы, на экспорт газа (для "Газпрома"), установило более жесткий механизм изъятия экспортной прибыли, увеличило налоговые ставки на добычу нефти. На протяжении длительного периода правительство вело консультации с нефтяными компаниями по вопросу разработки методики определения ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты.

Закон "О таможенном тарифе" устанавливает дифференцированную шкалу ставок таможенной пошлины  в зависимости от уровня мировых  цен на нефть. При цене на нефть до 15 долл. за баррель пошлина составит 0%, при цене от 15 до 20 долл. за баррель - 35% от разницы между фактической ценой нефти и 15 долл., при цене от 20 до 25 долл. за баррель - не более 12,78 долларов плюс 45% от разницы между фактической ценой нефти и 20 долл., при цене свыше 25 долл. за баррель пошлина составит не более 29,2 долл. и 65% от разницы между фактической ценой нефти и 25 долл. А если сравнить специфические ставки на нефть сырую, то в 2003 году ставка составляла 2,5 доллара США за тонну, а в 2008 - 4 доллара США за тонну. Учитывая объемы вывозимой нефти, увеличение ставки на 1,5 доллара за тонну значительно повышает ее цену на мировом рынке.[14]

Таким образом, правительство, используя таможенный тариф, пытается выступить в роли распределителя средств, поступающих из-за рубежа, т.е. удорожание российской нефти на внешнем рынке позволит увеличить  поток инвестиций, направленных в  первую очередь на разработку новых  нефтяных месторождений и на переработку  сырой нефти в целом, а также  использует для пополнения доходной части федерального бюджета, т.е. наблюдается  реализация фискальной функции таможенного  тарифа.

Таможенно-тарифная политика в области ТЭК способствует усилению регулирующего воздействия на определение приоритетных направлений развития комплекса, в том числе с активным использованием иностранных инвестиций.

Еще одним ярким примером реализации принципа приоритетного  развития и поддержки национального  производителя является повышение  таможенных пошлин на экспорт леса.

Динамика ввоза и производства продукции лесной промышленности

Необработанный лес на сегодняшний день в основном экспортируется, что свидетельствует о преобладании производства над импортом, как показано на рис. 3. На территории России почти  не ведётся переработка леса, поэтому  возникла надобность заманить крупных  инвесторов в наши леса.

В феврале 2007 года правительством России утверждена программа по постепенному повышению экспортных пошлин до "заградительного" уровня. 1 июля того же года размер пошлин увеличился с 4 до 10 евро за кубометр. Это  первый этап на пути увеличения ставок таможенных пошлин. Второй наступил 1 апреля 2008 года, третий 1 января 2009-го, четвертый наступил -- 1 января 2011 года.

Что касается экономической  оправданности этой меры: она принесла России только пользу. Повышение ставок вывозных таможенных пошлин положительно сказалась на структуре экспорта. Сейчас круглые лесоматериалы составляют в ней более трети, что свидетельствует, прежде всего, о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины. Стабильность экспорта этого вида лесоматериалов обусловлена его большей доходностью из-за высокой разницы внутренних и экспортных цен. Выравнивание доходности перераспределит предпринимательскую активность в сторону увеличения глубины переработки и степени передела леса на территории России.

В вышеизложенных примерах описано применение государством принципа приоритетного развития и поддержки  национального производителя с  помощью увеличения ввозных и  вывозных ставок таможенного тарифа. Увеличение ввозных ставок стимулирует развитие отрасли посредством удорожания ввезенной из-за рубежа продукции.

Увеличение вывозных пошлин на сырьевые товары влияет на развитие перерабатывающих отраслей. Вывозить сырье из страны становится не выгодно, поэтому иностранные инвесторы  вкладывают средства в развитие перерабатывающих отраслей, что приводит к повышению  ВВП страны, снижению уровня безработицы, повышению уровня жизни населения.

3. Основные направления  защиты Российской экономики  в современных условиях

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению  экономической безопасности России, под которой понимается состояние  экономики, гарантирующее достаточный  уровень социального, политического  и оборонного существования и  прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению  к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности").

В основе повышенного  внимания к проблеме защиты российской экономики лежат объективные  процессы и явления, происходящие в  национальной экономике и в российском обществе, а также в глобальной экономике и в международных  экономических отношениях. К наиболее важным таким процессам и явлениям представляется целесообразным отнести, в том числе:

Во-первых, экономическое реформирование 90-х годов в России своей главной целью имело передел собственности и контроля над национальными природными ресурсами и материальной базой общественного производства. В целом, вполне понятно, что для быстрого достижения этой цели в ходе приватизации единственно эффективным средством было выбрано разрушение государственной системы управления, так как именно государство являлось основным держателем собственности на условия и средства производства.

Все это привело к тому, что экономические реформы носили преимущественно разрушительный, а  не созидательный характер. Россия установила своеобразный рекорд продолжительности  и глубины экономического спада  в мирное время. К началу нового века социально-экономические проблемы России приобрели настолько острый характер, что изменение внутренней и внешней экономической политики стало не вопросом дискуссий экономистов  и политологов, а вопросом сохранения российского государства на экономической  и политической карте мира.

Во-вторых, в результате смены  руководства России на рубеже веков  проблема защиты российской экономики  из декларативной и конъюнктурной  стала постепенно превращаться в  вопрос практической экономической  политики государства. Это послужило  толчком для проведения новых  исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

В-третьих, процесс начала относительной финансово-экономической  стабилизации в России, наблюдаемый  в настоящее время, как представляется, отражает завершение некоторого переходного  этапа дерегулирования национальной экономики. В сложившейся ситуации российские предприниматели все в большей степени сами становятся заинтересованными в закреплении своего положения в условиях регулируемого рынка, при совершенствовании законодательной базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач защиты российской экономики.]

Например, для защиты отечественных  производителей текстильных товаров, металлических изделий необходимо увеличить ставки ввозных пошлин на данные товары, как свидетельствует статистика из-за увеличения импорта снижается производство. А также необходимо уменьшать ставки пошлин на ввоз высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности.

Информация о работе Оценка реализации принципа приоритетного развития и под¬держки национального производителя в едином таможенном тарифе Таможенного союз