Изучение роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - раскрытие роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конкурентоспособности и влияние на нее различных факторов;
определить роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД РФ;
рассмотреть реализацию функций таможенного тарифа;
проанализировать влияние ЕТТ ТС на структуру ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;
раскрыть влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства;
проанализировать основные направления защиты российской экономики.

Содержание

Введение 3
1. Роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговой деятельности 4
2. Анализ Единого таможенного тарифа Таможенного союза 17
3. Основные направления защиты российской экономики в современных условиях 29
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Бенько Юлии по ТТР.docx

— 445.83 Кб (Скачать документ)

В Соглашении о ЕТТР отмечается важная роль Единого таможенного тарифа в рационализации товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. В связи с этим, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития экономики, и в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

Тем временем, импорт необходим для нормального функционирования любой экономики. Страны ввозят товары, которые ими не производятся вообще или производятся в недостаточном количестве в силу природно-географических условий либо других факторов, определяющих их производственную специализацию.

Для того чтобы импорт действительно способствовал подъему национальной экономики, его товарная структура должна быть оптимальной. В противном случае ввоз импортных товаров не только не будет ускорять экономическое развитие страны, но, напротив, будет тормозить его. В России под оптимальной структурой импорта следует понимать такую структуру импорта, где достаточно полно представлены машины, оборудование, технологии, сырье и другие товары производственного назначения, необходимые для функционирования российской экономики и ее модернизации, но не производимые в стране, а также потребительские товары, производство которых в нашей стране не выгодно. Итак, рассмотрим подробнее товарную структуру импорта РФ (табл. 1).

Таблица 1

Товарная структура импорта Российской Федерации по группам товаров за 2009-2011 гг., тысяч долл. США6

Код ТНВЭД

Наименование товарной отрасли

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %

01-24

Продовольственные товары и  сельскохозяйственное сырье (кроме  текстильного)

2816882,7

3451561,1

3280472,1

16,4

25-27

Минеральные продукты

2828324,8

3171536,5

3257511,7

15,1

27

Топливно-энергетические товары

1619120,8

2093073,6

2834307

75

28-40

Продукция химической промышленности, каучук

1529207,4

1730379,2

1950465,6

27,5

41-43

Кожевенное сырье, пушнина  и изделия из них

3705,5

10495,9

9322,8

151,5

44-49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

595788,3

747300,1

866477,4

45,4

50-67

Текстиль, текстильные изделия  и обувь

626748,4

898732,6

1064181

69,7

71

Драгоценные камни, драгоценные  металлы и изделия из них

21369,5

30434,4

41026,8

91,9

72-83

Металлы и изделия из них

2721778,4

3608041,5

4489061

64,9

84-90

Машины, оборудование и транспортные средства

3565211,6

5863274,1

8170043,8

129,1

68-70,

91-97

Другие товары

361653,9

455848,3

627267,3

73,4

 

ВСЕГО:

15070670,4

19967603,7

23755829,6

57,6


Наибольший темп роста объема импорта в 2011 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается по топливно-энергетическим товарам на 75%; кожевенному сырью, пушнине и изделиям из них на 151%; драгоценным камням, драгоценным металлам и изделиям из них на 92%; машинам, оборудованиям и транспортным средствам на 129%. Снижение импорта по другим товаром не наблюдалось, но темп роста у них был ниже, чем у указанных выше товаров. Всего темп роста импорта в 2011 г. составил 57,6%.

В товарной структуре импорта  (табл.2) в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2009 года увеличился удельный вес машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей) (с 40,8% до 42,1%), товаров, относящихся к прочему импорту (с 33,8% до 37,5%), лекарственных средств (с 2,6% до 3,6%), одежды (с 1,6% до 2,4%), цитрусовых плодов (с 0,3% до 0,6%).

В то же время уменьшилась  доля закупок легковых автомобилей (с 11,7% до 6,6%), черных металлов (с 3% до 2,2%), свежего и мороженого мяса (без  мяса птицы) (с 2% до 1,3%), свежего и  мороженого мяса птицы (с 0,5% до 0,2%), сахара-сырца (с 0,6% до 0,1%).

Таблица 2

Удельный вес сезонно скорректированных объемов импорта товаров в общем объеме импорта, (в % к итогу)

 

Декабрь 2009 г.

Декабрь 2010 г.

Декабрь 2011 г.

Импорт товаров

100,0

100,0

100,0

из него:

     

Машины, оборудование и транспортные средства (без легковых автомобилей)

40,8

39,9

42,1

Автомобили легковые

11,7

5,9

6,6

Черные металлы

3,0

2,1

2,2

Трубы стальные

0,6

1,1

0,5

Мясо свежее и мороженое

2,0

1,9

1,3

Рыба свежая и мороженая

0,6

0,7

0,6

Цитрусовые плоды

0,3

0,5

0,6

Сахар-сырец

0,6

0,4

0,1

Алкогольные и безалкогольные напитки

1,1

1,0

1,1

Лекарственные средства

2,6

3,4

3,6

Одежда

0,8

1,0

1,1

Мебель

0,8

1,0

1,1

Прочий импорт

33,8

39,3

37,5


Наибольший  вклад  в  прирост  импорта  внесли  закупки  товаров,  относящихся  к прочему  импорту,  машин,  оборудования  и  транспортных  средств  (без  легковых автомобилей), лекарственных  средств, одежды, цитрусовых плодов. Сдерживающее влияние  на  рост  импорта  оказало  сокращение  ввоза  из-за  рубежа  легковых автомобилей,  свежего  и  мороженого  мяса  (без  мяса  птицы),  черных  металлов, сахара-сырца.

Отмена таможенного тарифа РФ, вступление в ВТО также повлияло на импорт. Рассмотрим, как повлияло введение ЕТТ ТС на товары, ввоз которых  увеличился по сравнению с 2009 годом (табл. 3).

Таблица 3

Средние ставки таможенных пошлин ЕТТ ТС и ТТ РФ по отдельным товарным группам

Код ТНВЭД

Наименование

Средняя ставка там. пошлины ЕТТ ТС, %

Средняя ставка там. пошлины  ТТ РФ, %

27

Топливно-энергетические товары

4,58

4,95

41-43

Кожевенное сырье, пушнина  и изделия из них

8,02

10,01

71

Драгоценные камни, драгоценные  металлы и изделия из них

18,27

19,65

84-90

Машины, оборудование и транспортные средства

6,88

9,26


Итак, средняя ставка таможенной пошлины в таможенном тарифе на топливно-энергетические товары составляет 4,58%. Данная ставка не очень отличается от ставки таможенного  тарифа РФ, которая составляла 4,95%. В  данном случае можно говорить, что  ЕТТ ТС используется как фискальный инструмент, но не защитный. Это свидетельствует  об очень слабой защищенности отечественного производителя, следует применить  более высокие ставки на данный вид  продукции, чтобы защитить и поддержать отечественное производство.

На кожевенное сырье, пушнину  и изделиям из них ставка таможенной пошлины составляет 8,02%. В то время  как ТТ РФ содержал среднюю ставку на такие товары 10,1%.  Так как ставки были снижены, поэтому ввоз данных товаров увеличился. Также, ставка 8,02% свидетельствует о слабой защищенности отечественного производства.

Средняя ставка таможенной пошлины на драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них составляет 18,27%. Это обусловлено тем, что такие товары являются товарами не первой необходимости, т.е. товарами роскоши.  Ставка таможенной пошлины в ТТ РФ на данные товары составляла 19,65%. Из этого следует, что с понижением уровня ставок таможенных пошлин ввоз товаров увеличивается.

На продукцию машиностроительного  производства средняя ставка составляет около 6,88%, в то время как в ТТ РФ средняя ставка составляла 9,26%. Это свидетельствует о низкой защите отечественного производителя. Тем временем, Правительство РФ активно поддерживает данную отрасль, однако она нуждается в инвестициях, так как необходима модернизация оборудования и введения новейших технологий, для повышения конкурентоспособности готового продукта.

Главная задача таможенного  тарифа - защищать чувствительные товары от конкуренции иностранных товаров. Чувствительные товары - товары, не производимые или производимые в недостаточных объемах в государствах сторон, имеющие социальную значимость, т.е. необходимые для удовлетворения жизненно важных потребностей населения или национального производства, а также товары, национальные производители которых нуждаются в государственной поддержке и защите от конкуренции аналогичных импортируемых товаров.

Перечень чувствительных товаров утвержден решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. К чувствительным товарам относятся: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо и субпродукты домашней птицы, рыба, молоко и сливки, сливочное масло, сыры и творог, сахар, кондитерские изделия, овощи и другие продукты питания, а также нефть и нефтепродукты, различные химические продукты, лекарства, изделия металлообработки, машиностроения и др. В перечень включены также ткани, одежда и обувь и др.

Итак, как показал анализ современной структуры российского импорта, она достаточно далека от оптимальной. Пока импорт четко ориентирован на удовлетворение текущих потребительских нужд.

В связи с этим рационализация структуры российского импорта  должна начинаться, с увеличения ввоза  машин, оборудования, приборов, технологий и других товаров, необходимых для  модернизации и структурной перестройки  отечественной экономики, но не производящихся в стране. Также, огромное значение бы имело постепенное замещение ввоза готовых изделий импортом технологий и комплектующих для организации их производства в России.

Таким образом, на структуру  ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС имеют огромное влияние  ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином таможенном тарифе. И, несомненно, для того чтобы товары отечественного производителя были конкурентоспособны, необходимо перестраивать  структуру ЕТТ ТС, увеличивать  товарные позиции и субпозиции ТН ВЭД и соответственно более детально дифференцировать ставки ввозных таможенных пошлин.

2.2. Развитие производства  товаров в РФ, необходимость защиты  отдельных отраслей производства

После вступления России во Всемирную торговую организацию, появились определенные риски для отдельных отраслей производства. Необходимость защиты отдельных отраслей отечественного производства, вытекает из обязательств, которые Россия на себя взяла, таких как снижение ставок импортных пошлин и импортных квот, а также снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Данные обязательства значительно облегчат доступ на российский рынок продукции иностранных производителей и приведут к уменьшению на рынке доли продукции отечественных компаний.

Таким образом, необходимо выявить  отрасли отечественного производства, которые необходимо защищать от иностранной  конкуренции. Но перед этим рассмотрим уровень развития производства в  РФ.

Рост промышленного производства в 2011 году, как и годом ранее, превышал по темпам рост ВВП.  Однако при этом произошло существенное замедление роста (рис.2). Если в 2010 году этот показатель составлял 8.4%, то в 2010 году – 4.7%. Такое резкое замедление отчасти обусловлено фактором базы, так как высокий темп роста 2010 года был следствием «отскока» от негативного результата 2009 года.

Рис. 2 – Индекс промышленного производства

В целом российская промышленность превзошла по объему результат докризисного 2008 года на 1%,  но этого удалось достичь,  в основном, за счет добывающего сектора.

Среди положительных факторов,  повлиявших на деятельность российской промышленности,  следует отметить довольно неплохой инвестиционный спрос, о чем говорилось выше. Об этом свидетельствуют высокие темпы производства строительных материалов и некоторых видов инвестиционного оборудования.  В числе инвестиционного оборудования следует выделить железнодорожный транспорт и турбогенераторы для строящихся электростанций,  производство которых в 2011 году росло очень высокими темпами.

Также постепенно стало расти производства некоторых видов строительного оборудования. Положительная динамика наблюдалась в производстве сельскохозяйственной техники и грузовых автомобилей. Также за счет действия программ утилизации и автокредитования существенно вырос потребительский спрос на легковые автомобили.  Их выпуск достиг рекордного исторического уровня.  За счет потребительского кредитования увеличился спрос и на бытовую технику, производство которой также превзошло докризисные объемы.

Среди негативных факторов,  влиявших на деятельность промышленных предприятий в 2011 году, следует отметить существенный рост цен на электроэнергию,  а также проблемы с железнодорожным транспортом  (недостаток вагонов для вывоза продукции).  Причем последний фактор для некоторых отраслей  стал серьезным препятствием.

Информация о работе Изучение роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей