Источники таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:29, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение источников таможенного права.
Задачами контрольной работы являются:
* Дать понятие источнику таможенного права;
* Рассмотреть классификацию источников таможенного права;
* Изучить таможенные нормы, особенности их толкования и применения;
* Рассмотреть пределы действия правовых актов таможенного законодательства

Содержание

Введение
1. Источники таможенного права
1. Понятие источника таможенного права
2. Виды источников таможенного права
2. Таможенные нормы, особенности их толкования и применения
3. Пределы действия правовых актов таможенного законодательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ТП.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

    «Комплексный характер таможенного права обусловливает использование отдельных норм, которые содержатся в актах иных отраслей права. Так обстоит дело с ответственностью за преступления в таможенной сфере, ответственность за совершение которых предусмотрена Уголовным кодексом (УК) РФ»9.

    УК  устанавливает следующие составы  таможенных преступлений:

    • контрабанда - ст. 188;
    • незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, - ст. 189;
    • невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран - ст. 190;
    • уклонение от уплаты таможенных платежей - ст. 194.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях 2002 г. регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение.

    Кодекс  содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой помещены 22 статьи (с 16.1 до 16.22) относительно конкретных административных правонарушений в области таможенного дела. К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; нарушение зоны режима таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ.

    Указанные статьи гл. 16 Кодекса об административных правонарушениях предусматривают различные виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в т.ч. предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере, предусмотренном данными статьями, конфискацию предметов административного правонарушения, товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения.

    Статья 23.8 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:

    1) председатель ФТС и его заместители;

    2) начальники региональных таможенных  управлений и их заместители;

    3) начальники таможен и их заместители;

    4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

    Обжалованию решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц посвящена гл. 7 первого раздела Таможенного кодекса РФ. Институт обжалования служит гарантией соблюдения, восстановления и поддержания законности в процессе осуществления таможенного дела.

    Кроме федеральных законов РФ, в т.ч. и кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать нормативные указы Президента РФ. В пункте 3 ст. 3 ТК РФ 2003 г. указано, что отношения в таможенной сфере, кроме Таможенного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов - актов таможенного законодательства, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

    Пункт 3 ст. 3 ТК РФ гласит о том, что на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Например, Правительство России регулярно принимает постановления об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров. Кроме того, Правительство имеет право вводить новые таможенные режимы, не предусмотренные ТК РФ.

    Статья 5 ТК РФ 2003 г. посвящена правовым актам Федеральной таможенной службы . В ней указано, что в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, ФТС России в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела.

    Однако  необходимо отметить, что Федеральная  таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также функции по управлению федеральным имуществом и оказанию платных услуг.

    Особое  место среди источников таможенного права занимают международные договоры. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России составляют содержание ее правовой системы.

    Источниками таможенного права являются акты органов судебной власти. В первую очередь речь идет о решениях Конституционного Суда РФ.

    Помимо  актов Конституционного Суда могут  рассматриваться и решения иных органов судебной власти: Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. 

  1. Таможенные  нормы, особенности их толкования и применения
 

    Содержанием правовых норм являются определенные правила, изложенные в соответствующих разделах, главах, статьях, пунктах правовых актов. Содержанием правовых норм, в том числе и таможенных, являются общие и общеобязательные правила, определяющие условия их реализации, субъектов регулируемых отношений, их права, обязанности либо правомочия, а также неблагоприятные последствия, которые наступают за неисполнение обязанности или нарушение установленного правила.

    Структурными  элементами таможенной нормы являются «гипотеза, диспозиция, санкция»10.

    Важным  элементом процесса установления всякой правовой нормы является ее толкование, в результате чего определяется место правовой нормы в системе права, пределы действия, логические связи с другими нормами и т.д.

    При применении и толковании правовых норм могут быть обнаружены противоречия между ними, для разрешения которых выработаны следующие правила: противоречия между общей и частной (конкретной) нормой разрешаются в пользу общей нормы, а между общими, обычными и специальными (исключительными) нормами – в пользу исключительных норм.

    Таможенные  нормы, закрепленные в правовых актах  и регулирующие сходные правовые отношения, в совокупности составляют содержание правовых институтов.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пределы действия правовых актов  таможенного законодательства
 

    Сфера действия правовых актов таможенного права определяется пределами их действия во времени, в пространстве и по лицам, вовлеченным в таможенные правоотношения.

    «Акты таможенного законодательства, иные правовые акты применяются к общественным отношениям, возникшим после введения их в действие, в соответствии с п. 1 ст. 4 ТК РФ, как правило не имеют обратной силы. В п. 2 этой статьи предусмотрены два случая, когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты России имеют обратную силу:

    • Если они улучшают положение лиц, вовлеченных в таможенные правоотношения;
    • Если это предусмотрено федеральными законами (помимо самого РФ) или международными договорами России»11.

    Что касается действия во времени, то федеральные законы РФ, как правило, вступают в юридическую силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если при их принятии не установлен другой срок.

    Некоторые особенности вступления в юридическую  силу установлены Таможенным кодексом РФ для актов таможенного законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 4 ТК РФ акты таможенного законодательства вступают в юридическую силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

    Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Такие подзаконные нормативные правовые акты вступают в силу не ранее чем по истечении десяти дней со для официального опубликования, за исключением следующих случаев, когда установлен:

    • Специальный порядок вступления в юридическую силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела;
    • Боле льготный порядок по сравнению с действующим;
    • Порядок введения их в действие в более короткие сроки.

    Правовые акты таможенного права действуют в пределах таможенной территории России. Это понятие закреплено в ст. 2 ТК РФ: таможенная территория включает в себя всю территорию России. Пределы таможенной границы, как правило, совпадают с Государственной границей России.

    Пределы действия правовых актов  таможенного права  определяются и по лицам – физическим и юридическим. Лица, в свою очередь, подразделены на две группы – российские и иностранные лица. Российскими лицами являются юридические лица с местонахождением в России, созданные в соответствии с законодательством России, а также физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе зарегистрированные на территории России в качестве индивидуальных предпринимателей. Все иные лица отнесены к группе иностранных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Итак, подведем итоги.

    Под источниками таможенного права  понимаются формы юридического закрепления  правовых норм, регулирующих деятельность таможенных органов и иных органов  по осуществлению таможенной политики.

    Рассматривая характеристику видов правовых источников таможенного права необходимо указать на особенности из закрепления в Таможенной кодексе Российской Федерации. Анализ положений ст. 3 и 5 ТК РФ позволяет выделить следующие группы источников:

  1. таможенное законодательство России, включающее Таможенный Кодекс РФ и иные федеральные законы, принятые в соответствии с ним, и поименованные как акты таможенного законодательства;
  2. иные правовые акты, включающие указы Президента РФ и нормативные правовые акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ;
  3. нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

    Содержанием правовых норм являются определенные правила, изложенные в соответствующих разделах, главах, статьях, пунктах правовых актов. Содержанием правовых норм, в том числе и таможенных, являются общие и общеобязательные правила, определяющие условия их реализации, субъектов регулируемых отношений, их права, обязанности либо правомочия, а также неблагоприятные последствия, которые наступают за неисполнение обязанности или нарушение установленного правила.

    Сфера действия правовых актов таможенного права определяется пределами их действия во времени, в пространстве и по лицам, вовлеченным в таможенные правоотношения.

    Правовые  акты, составляющие содержание таможенного  права, представляют внешнюю форму  юридического закрепления правовых норм. 
 
 

    Список  использованной литературы 

    1. Конституция Российской Федерации: Официальный  текс. – М.: Вече, 2008. – 48 с.
    2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // «Российская газета», № 106, 03.06.2003.
    3. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» // «Российская газета», N 107, 05.06.1993.
    4. Бакаева О.Ю. Таможенное право России. М.: Юристъ, 2007. – 504 с.
    5. Бекяшев И.А. Таможенное право. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 360 с.
    6. Жуковец В.М. Таможенное право. М.: ООО Изд-во «Элит», 2007. – 208 с.
    7. Моисеев Е.Г. Таможенное право. М.: Зерцало-М, 2006. – 440 с. .
    8. Таможенное право: Учебник для вузов / М.М. Рассолов, Н.Д. Эриашвили, В.Н. Галузо и др.; Под. ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Юриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 384 с.
    9. Таможенное право: Учебник / под общей ред. Андреяшина Х.А. - М.: Изд-во Юстицинформ, 2006. – 284 с.
    10. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. М.: Зерцано-М, 2005. – 368 с.

Информация о работе Источники таможенного права