Институт брака в семейном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:44, реферат

Описание

В современной правовой науке одной из важнейших задач является выработка теоретических концепций, позволяющих как объяснять происходящие те или иные процессы, так и анализировать их роль в обществе, в правовой системе. В ряду правовых явлений, до настоящего времени вызывающих интерес, стоит вопрос об условиях и порядке заключения брака. Изучение общих и специфических закономерностей становления и развития права является одной из важнейших задач историко-правовой науки. В этой связи вполне объясним интерес ко многим социальным институтам, функционирующим как в ранних обществах, так и не потерявшим своего значения до настоящего времени. Большое значение в этом плане имеет изучение трансформации норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Содержание

Введение3
Понятие брака4
Понятие и правовая природа брака4
Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной8
Порядок заключения брака13
Добровольность заключения брака13
Обстоятельства препятствующие заключению брака17
Проблемы заключения брака21
Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак21
Признание браков, заключаемых за пределами Российской Федерации25
Недействительность брака27
Заключение31
Список используемой литературы31

Работа состоит из  1 файл

Реферат_Институт брака в семейном праве.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

Поскольку отношения усыновителей и усыновленных приравниваются к отношениям родителей и детей, брак между ними не допускается по этическим и нравственным соображениям, хотя и отсутствуют медицинские показания на запрет таких браков. Наличие факта усыновления - это третье обстоятельство, препятствующее заключению брака. Представляется необоснованной позиция законодателя, разрешающего браки между лицами, состоящими в отношениях свойства: отчим, мачеха и пасынки, падчерицы; теща, свекор и зять, невестка. На взгляд автора, абсолютно безнравственно заключение брака между лицами, связанными подобными семейными отношениями.

Четвертое обстоятельство, выделенное российским законодателем в качестве препятствия для заключения брака, - недееспособность лица (лиц) вследствие психического расстройства здоровья. Наличие психического заболевания само по себе не препятствует заключению брака, только установление недееспособности в судебном порядке делает невозможным вступление в брак. Такой запрет существовал и в дореволюционной России и известен законодательству зарубежных стран.

Заболевания, не связанные с психическими расстройствами здоровья, а только с физическими недугами, не являются препятствием для заключения брака.

Новый СК РФ предусматривает медицинское обследование лиц, вступающих в брак, на добровольной основе. Разглашение сведений возможно лишь с согласия лица, прошедшего медицинское обследование.

Целесообразно было бы законодательно закрепить обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак и находящихся в репродуктивном возрасте.

Если лицо при заключении брака скрыло наличие венерического заболевания или ВИЧ-инфекции, то это является основанием для признания брака недействительным. Данные ограничения направлены на защиту прав и законных интересов добросовестного супруга и возможного потомства, так как заболевания, при наличии которых брак признается недействительным, являются "наследственными". Следует отметить, что, исходя из смысла ст. 15 СК РФ, наличие заболеваний, передающихся половым путем, не является абсолютным препятствием для заключения брака, как указанные ранее обстоятельства: наличие другого зарегистрированного брака или состояние в родстве или усыновление, которые влекут ничтожность брачного союза независимо от воли лиц, его заключивших. Признание брака недействительным при сокрытии одним из супругов болезни производится по заявлению другого супруга.

Представляется необходимым нормативно закрепить перечень заболеваний, передающихся по "наследству" потомкам и влекущих серьезные нарушения психического и физического здоровья, в качестве оснований, препятствующих заключению брака. Сделать это следует с целью сохранения здоровья будущих поколений.

Укреплению брака способствовал бы особый порядок его расторжения - только судебный порядок. Кроме того, следовало бы установить перечень оснований расторжения брака, указывающих на недобросовестность одного из супругов и дающих добросовестной стороне право на материальную компенсацию. По мнению автора, к числу таковых можно отнести: сожительство с другим лицом; плохое обращение с членами семьи, в том числе насилие в семье; увлечение азартными играми, злоупотребление алкогольными напитками или наркотическими средствами; отдельное проживание в течение длительного времени.

В ст. 17 СК РФ установлено ограничение права мужа на расторжение брака в период беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Если же возражений со стороны супруги нет, то развод возможен.

Справедливо было бы закрепить запрет на расторжение брака по требованию жены в период прохождения мужем срочной военной службы.

Однако только государству с существующими проблемами не справиться, даже если законодательство в этой области общественных отношений будет совершенным, необходимо повышать не только правовую культуру и общественное сознание населения, но и оздоровлять его морально-нравственное состояние. Высокий уровень морали и нравственности в обществе решил бы проблему необходимости внесения некоторых положений в закон.

Семейное право большинства государств запрещает браки между лицами, находящимися в определенной степени родства или отношениях свойства, усыновления, опеки и попечительства, но сила запрета неодинакова. Во всех странах запрещены браки между родственниками по восходящей и нисходящей прямой линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Иные родственные и близкие отношения расцениваются как препятствия к заключению брака в законодательстве и России, и зарубежных стран по-разному. Г. Гегель в "Философии права" высказывал следующее мнение о значении запрета кровосмешения: "Против брака между кровными родственниками восстает уже чувство стыда, но эта осмотрительность оправдывается и понятием предмета. Ибо то, что уже соединено, не может быть соединено браком. Со стороны чисто природных отношений известно, что спаривание между животными одного семейства дает более слабый приплод, так как то, чему следует соединиться, должно быть прежде раздельным; сила порождения, как и сила духа, тем больше, чем больше противоположности, из которых она воссоздается. Близость, знакомство, привычка к совместной деятельности не должны существовать до брака; они должны быть обретены только в браке, и это обретение имеет большую ценность, чем оно богаче и чем многочисленнее его части".

На заре истории человечества отношения между полами носили беспорядочный характер, но еще задолго до возникновения государства и права накладывались табу на определенные половые отношения (между родителями и детьми, братьями и сестрами). Первой формой семьи называют кровнородственную семью, которая состояла из кровных родственников разных поколений по женской и мужской линии. Первой формой брака считается групповой брак, который обеспечивал воспроизводство населения через взаимодействие двух или большего количества родов, поскольку внутри рода кровосмешение было запрещено.

Существующий во всех современных правопорядках запрет кровосмешения (инцест) прежде всего обеспечивает устойчивость социальных ролей членов семьи. Этот запрет предупреждает возникновение сексуального соперничества внутри семьи, поскольку бесконтрольное осуществление полового влечения уничтожило бы социальное учреждение - семью. Кроме того, запрет кровосмешения способствовал и способствует установлению коммуникаций между отдельными семьям (родами). Табу кровосмешения возникло скорее по социальным соображениям, а не из-за вредности биологических и физиологических последствий, хотя и последнее не опровергается[32].

Безусловно, право любого государства основывается прежде всего на собственной культуре, традициях, обычаях, в связи с чем представляет интерес опыт отечественной истории. В древнерусском праве запрет кровосмешения существовал на уровне обычая, с введением христианства на Руси решение вопроса о запрете брака при родстве и свойстве было отнесено к ведению религии брачующихся[33]. М.В. Владимирский-Буданов, упоминая об отсутствии известных степеней родства или свойства как условии брака, писал, что в определении его светское законодательство не участвует[34].

К.П. Победоносцев указывал как на существенное значение для действительности брака отсутствие близкого родства между вступающими в брак, объясняя, что запрет "имеет отвращение совести у всех цивилизованных народов", а также указывая на то, что границы запрещения определяются различно, ввиду того что не условились одинаково по понятию "близкое родство". Г.Ф. Шершеневич предполагал, что родство и свойство в близких степенях как препятствие к заключению брака имеют основанием желание изгнать половые влечения в кругу лиц, которые благодаря родству живут вместе, с целью предупредить разврат в семье, и называл также другие причины, такие, как инстинктивное отвращение, вырождение и церковные правила. Д.И. Мейер сомневался в разумном основании запрета браков между родственниками и свойственниками, указывал на нравственные, физиологические, исторические причины, и заключал, что мера запрещения подобных браков определяется не рационально, а "более или менее произвольно".

Поскольку православие было преимущественной конфессией, исследование запретов к браку православной церкви по данному основанию наиболее важно. Родство выделяли троякого рода: 1) кровное, возникшее в силу рождения; 2) духовное, основанное на восприемничестве; 3) гражданское, создаваемое усыновлением. Абсолютно запрещались браки между родственниками по прямой линии без ограничения степеней, по боковой линии - до четвертой степени включительно; в свойстве - только первая степень. При расторжении брака отношения свойства сохранились как недозволенность к браку. О влиянии на брак внебрачного родства никаких упоминаний не содержалось. Устанавливался запрет на брак при наличии духовного родства. Так, не допускались браки восприемнику с воспринятой и ее матерью, восприемнице с воспринятым и его отцом, но не между восприемником и восприемницей. Усыновление не являлось препятствием к браку вообще.

Первый нормативно-правовой акт в брачно-семейной сфере послереволюционного периода, Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г., содержал не только указание на запрещенные линии родства для брака (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры), но и определял, что препятствием к браку для данной категории лиц является всякое родство, в том числе и внебрачное. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. воспроизводил положения о запрете к браку между родственниками по перечню Кодекса 1918 г. без каких-либо изменений. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. определял круг лиц, между которыми браки запрещались, относя к их числу не только родственников по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородных и неполнородных братьев и сестер, но и усыновителей и усыновленных. Таким образом, с 1918 г. в России свойство больше не является препятствием к браку, вместе с тем наряду с кровным родством называется новый факт - усыновление (с 1969 г.) как запрет заключения брака между усыновителем и усыновленным.

Российские ученые дают в принципе одинаковую оценку запрету брака по основанию родства и усыновления. А.Г. Гойхбарг еще в начале XX в., комментируя положения Кодекса 1926 г. о запретах на заключение брака между родственниками, указывал, что препятствием к браку может явиться только действительное родство, ни "официальное", ни "искусственное" родство значения запретов не имеют в виду "нелепости" и "необъяснимости" этих запретов, заимствованных буржуазными законами из старинных церковных постановлений[35]. Позже Г.М. Свердлов писал, что запрет браков между ближайшими родственниками основан на недопустимости такого полового общения между людьми, с которыми не может мириться установившееся в человеческом обществе отвращение к кровосмешению, вследствие чего не имеет значения, возникло родство в браке или вне брака, и предлагал распространить запрет на браки усыновителей и усыновленных[36]. У В.А. Рясенцева находим обоснование недопущения браков между близкими родственниками биологическими и этическими соображениями и определение нравственных критериев в основе запрета браков при отношениях усыновления[37]. М.В. Антокольская полагает, что запрет брака при близком родстве имеет биологическое происхождение, при усыновлении - социальное[38]. О.Ю. Косова объясняет необходимость запрета браков между лицами, связанными определенной степенью родства, издавна осознанной обществом, поскольку кровосмешение отрицательно сказывается на физических, психических и интеллектуальных качествах потомства, рожденного в результате инцеста[39]. Н.Н. Тарусина определяет происхождение запрета браков между родственниками генетическими и этическими корнями, между усыновителем и усыновленным - только последними[40]. По мнению А.М. Нечаевой, запрет на брак с близкими по крови родственниками призван предотвращать появление на свет неполноценного потомства, запрет на брак при наличии отношений усыновления имеет нравственную подоплеку[41]. Л.М. Пчелинцева замечает, что близкое родство как препятствие к заключению брака продиктовано медико-биологическими и морально-этическими соображениями, связанными как с заботой о здоровом потомстве супругов (поскольку в связи с накоплением патологических генов считается, что риск рождения детей с тяжелыми заболеваниями в результате подобных браков весьма значителен), так и естественным отвращением цивилизованного современного общества к кровосмешению[42].

Мировой опыт показывает, что факты родства, свойства, усыновления - наиболее часто встречаемые запреты на брак. Опека и попечительство в качестве препятствия к браку встречаются редко.

Родство - это связь между людьми, обусловленная общим происхождением, которое бывает двух видов.

1. Происхождение одних людей от других (прямое родство), к числу таких родственников относят: родителей и детей; дедушек и бабушек по линии как отца, так и матери, с одной стороны, и внуков, внучек - с другой; прадедушек и прабабушек - правнуков и правнучек.

2. Происхождение людей от общих предков (боковое родство). Боковыми родственниками являются между собой: братья и сестры (полнородные и неполнородные, имеющие двух или только одного общего родителя, единокровные - общий отец, единоутробные - общая мать); дяди, тети и племянники, племянницы; двоюродные братья и сестры и т.д.

Восходящие линии родства ведут от потомков к предкам, нисходящие - в обратном направлении (от предков к потомкам).

Юридическое значение могут иметь степени родства. Степень родства определяется числом рождений, отделяющих людей друг от друга.

Свойство определяется как связь, основанная на браке двух лиц, принадлежащих к разным родам.

Усыновление - форма устройства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, при которой устанавливаются между ребенком, впоследствии и их потомками, и лицами (лицом), усыновившими ребенка, и их родственниками такие же правоотношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей. Усыновление в дореволюционной России называлось "гражданским родством", в советской России - "искусственным родством".

Е.М. Ворожейкин определял родство как биосоциальную категорию и предлагал признание правом только кровного родства, называл задачи права к выявлению кровного родства там, где оно не является явным. Отношения усыновления, опеки, попечительства характеризовал как подобие родственных и предлагал именовать адаптационными и соответственно регулировать единообразно[43].

 

3. Проблемы заключения брака

 

3.1. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак

 

Семейное законодательство каждого государства пытается убедить граждан в том, что оно охраняет права и законные интересы, вытекающие из брачных и семейных отношений. Для того чтобы данное положение увидеть в действии, необходимо повернуть российское семейное законодательство в иное русло решения вопроса медицинского обследования лиц, желающих зарегистрировать брак. Только физически, генетически и психически здоровые мужчина и женщина могут создать здоровую семью, не перенося бремя серьезных болезней на свою "вторую половину" и будущих детей.

Информация о работе Институт брака в семейном праве