Денежное обращение и денежная система. Правоохранительные аспекты обеспечения устойчивости денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение денежной системы и денежного обращения, правоохранительных аспектов обеспечения устойчивости денежного обращения, особенности функционирования в России.
Задачи:
1) привести понятия денежного обращения и денежной системы;
2) перечислить типы денежной системы страны;
3) привести понятие денежной массы и изучить закон денежного обращения, скорость обращения денег;
4) рассмотреть общие показатели функционирования денежной системы в Российской Федерации;
5)рассмотреть правоохранительные аспекты обеспечения устойчивости денежного обращения;

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 44.37 Кб (Скачать документ)

Монометаллизм - денежная система, при  которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и одновременно находится в обращении.

Рассмотрим особенности денежкой системы Российской Федерации. Достаточно высокая зависимость российской экономики, включая государственный  бюджет, от часто меняющихся внешнеэкономических  условий предопределяет использование  Банком России в настоящее время  режима управляемого плавающего валютного  курса. Этот режим вполне адекватен  экономической ситуации, поскольку  позволяет снижать негативное влияние фактора нестабильности мировых цен на денежно-кредитную политику при меньшем вмешательстве Банка России в работу внутреннего валютного рынка. Сильный платежный баланс создает условия для укрепления в валютного курса рубля не только в реальном, но и в номинальном выражении. Однако Банк России предпринял ряд шагов, для того чтобы этот процесс не носил резкого или искусственного характера.

Расчеты показывают, что при ожидаемых  более высоких темпах реального  роста ВВП в 2008 г. по отношению  к 2009 г., значительном снижении скорости обращения денег вследствие повышения  привлекательности вложений в активы, номинированные в национальной валюте (по сравнению с иностранной), при  складывающейся динамике обменного  курса рубля цель по общему уровню инфляции в 2008 г. (12% в годовом исчислении) может быть достигнута даже в условиях роста денежной массы по итогам года на 42-45%.

Банк России считает целесообразным сохранять преемственность в  основных принципах формулирования и реализации денежно-кредитной  политики в кратко- и среднесрочной  перспективе. Это прежде всего касается последовательного снижения инфляции, создания тем самым благоприятных  условий для долгосрочного экономического развития страны. Поэтому главной  целью единой государственной денежно-кредитной  политики, проводимой Банком России совместно  с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

 

 

 

2. Анализ денежной системы  Российской Федерации

 

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет  резких колебаний обменного курса.

Данная  структура работы определила основные источники для ее написания, среди  них Конституция РФ и федеральные  законы «О банках и банковской деятельности», монографические данные опубликованные по заказу Центрального банка - Квартальный  обзор инфляции и Отчет о развитии банковского сектора и банковского  надзора в 2008 году, учебники и учебные  пособия по Банковскому делу, Экономике  под ред. Архипова и прочие источники  литературы.

По итогам 2008 года темп прироста ВВП составил 8,1%, потребительские цены возросли на 11,9%, базовая инфляция составила 11,0%.

Банк  России в 2008 году продолжил применение режима управляемого плавающего валютного  курса. Ограничивая волатильность  курса рубля, Банк России не препятствовал  складывающейся тенденции к укреплению национальной валюты, а лишь сдерживал  темпы этого укрепления в целях  обеспечения баланса между динамикой  инфляции и поддержанием сложившихся  темпов экономического роста.

Коэффициент монетизации экономики (по денежному  агрегату) увеличился с 26,1 до 32,2%. Формирование денежного предложения со стороны  органов денежно-кредитного регулирования  в 2008 году в условиях масштабных притоков/оттоков  капитала в значительной степени  обусловливалось действиями Банка  России в рамках выбранного режима валютного курса. В целях ограничения  инфляционного влияния избыточного  увеличения денежного предложения  Банк России и Правительство Российской Федерации предпринимали меры по абсорбированию ликвидности, существенная часть которой, так же как и в предыдущие три года, была стерилизована через механизм Стабилизационного фонда. В то же время во второй половине 2008 года ухудшение условий заимствования на внешних рынках резко повысило спрос со стороны кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России, объем которых существенно возрос. Наиболее значительные объемы валютных интервенций осуществлялись Банком России на внутреннем валютном рынке во II квартале отчетного года. В результате годовые темпы прироста денежного агрегата к 1.06.2009 достигли почти 60%. Август и сентябрь характеризовались чистым вывозом капитала частного сектора и значительным сокращением в связи с этим объемов валютных интервенций.

Наибольший  вклад в прирост денежной массы в 2009 году приходился на наличные деньги в обращении и депозиты «до востребования». Годовые темпы прироста суммарного объема этих денежных средств на протяжении большей части отчетного года были заметно выше, чем годом ранее. При этом в 2009 году особенно быстро продолжали расти депозиты «до востребования», формирующиеся в основном за счет средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций. Рост наличных денег в отчетном году в значительной степени был обусловлен продолжающимся увеличением денежных доходов населения и сокращением в целом спроса населения на наличную иностранную валюту.

Доля  наличных денег в структуре денежной массы на 1.01.2009 составила 27,9% и была ниже, чем на аналогичную дату годом ранее (31,0%). В 2009 году наметилась смена тенденции устойчивого повышения годовых темпов прироста срочных рублевых депозитов, основную часть которых (68'80%) формируют срочные вклады населения. На протяжении двух предшествующих лет темпы прироста этих вкладов устойчиво возрастали, увеличивая долю срочных рублевых депозитов физических лиц в структуре использования денежных доходов населения. В 2009 году темпы прироста срочных рублевых депозитов физических лиц стали замедляться и составили в целом за год 39,9% против 48,8% годом ранее. Одной из причин такой динамики стал перевод средств с рублевых на валютные вклады, что подтверждается ускорением в несколько раз в отчетном году по сравнению с 2008 годом темпов прироста депозитов населения в иностранной валюте. Одним из факторов, обусловивших этот процесс, было снижение на протяжении 2009 года ставок по рублевым депозитам сроком свыше 1 года, которые в последние годы занимали наибольший удельный вес в структуре депозитов физических лиц. Кроме того, ускорение инфляции во второй половине 2009 года, снизившее привлекательность сбережений, в определенной степени также повлияло на замедление роста рублевых вкладов физических лиц.

Применение  инструментов денежно-кредитной политики было направлено на сдерживание инфляционного  давления в условиях рекордного притока  иностранного капитала, а также ограничение  негативного влияния международного кризиса ликвидности на внутренний денежный рынок.

В 2009 году при осуществлении регулирования  денежного предложения Банк России использовал инструменты по стерилизации и предоставлению денежных средств  кредитным организациям, включая  как операции на открытом рынке, так  и инструменты постоянного действия. Применение инструментов денежно-кредитной  политики было направлено на сдерживание  инфляционного давления в условиях рекордного притока иностранного капитала, а также ограничение негативного  влияния международного кризиса  ликвидности на внутренний денежный рынок. Соответственно, необходимость  применения инструментов предоставления и абсорбирования денежных средств  в отдельные периоды года определялась стремлением обеспечить баланс в  решении указанных задач. При  этом недостаточный уровень развития межбанковского рынка и его сегментированность предопределяли в отдельные периоды  формирование спроса кредитных организаций одновременно на инструменты рефинансирования и абсорбирования ликвидности.

Среднедневной общий объем задолженности Банка  России по указанным операциям в 2009 году по сравнению с аналогичным показателем 2008 года возрос в 2,2 раза (с 288 до 638 млрд. рублей). При этом среднедневной объем свободной ликвидности кредитных организаций, включающей помимо вышеназванного показателя остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, в 2008 году достиг 1133 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом более чем в 1,7 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 4.Правоохранительные аспекты денежного обращения.

 

Одним из основных факторов формирования новых механизмов противодействия (сдерживания и сокращения масштабов) теневой экономике является денежное обращение, нормативно-правовое и институциональное совершенствование которого является основой эффективной организации управления всей экономикой и ограничения ее негативной составляющей - теневого сектора.

В современных условиях возникает  необходимость решения на государственном  уровне в сфере денежного обращения Российской Федерации ряда вопросов, в том числе касающихся теневой экономики. Это обусловлено тем, что масштабы теневой экономической деятельности в России стали сопоставимыми с масштабами, фиксируемыми в странах Латинской Америки. По разным оценкам, доля теневой экономики составляет от 25% до 50% внутреннего валового продукта России, в то время как в мировой практике «допустимой» величиной считается 5-10%. Количественный рост объемов теневой экономики в России сопровождается качественными изменениями в системе социально-экономических отношений, в результате чего произошло закрепление теневого экономического поведения в те или иные организационно устойчивые формы и определенная институционализация теневой экономики.

Указанные обстоятельства обуславливают  необходимость принятия эффективных  мер противодействия негативным явлениям в экономике, а деятельность по борьбе с теневой экономикой является объектом повышенного внимания всех ветвей государственной власти.

Не преуменьшая роли нормотворческой  составляющей процесса противодействия, но, учитывая непрекращающееся увеличение масштабов теневой экономики  и ее укоренение в системе социально-экономических  отношений, а также ее латентный  характер, справедливо указать на необходимость поиска новых подходов к организации процесса противодействия теневому сектору экономики. В настоящее время в рамках анализа методов противодействия теневой экономике остро назрела проблема выработки концептуально нового подхода к проблеме управления теневой экономикой, включая совершенствование денежного обращения. Организация безналичного обращения принципиально позволяет осуществлять достаточно полный и эффективный контроль над движением денежных средств и, как следствие, осуществляемой с их использованием экономической деятельности.

Движение наличных денег, в силу их природы, является практически ненаблюдаемым процессом, поскольку эти деньги могут передаваться, от лица к лицу без оформления и фиксации указанных операций. Данное обстоятельство и является ключевым условием функционирования теневой экономики.

За период реформ, связанных с  переходом к рыночной экономике  и адаптации к ней, широкое  распространение получило именно наличное денежное обращение, чему способствовал  ряд факторов (исторических, политических и экономических). В результате активного использованиям наличных денежных средств в коммерческой деятельности, образовалась огромная и трудно контролируемая наличная денежная масса, которая, в свою очередь, является основным расчетно-платежным инструментом и источником финансирования различных теневых схем экономики. Широкое применение наличных денежных средств в теневой экономике в целом или в отдельных теневых процессах, в частности, обусловлено тем фактом, что на сегодняшний день отсутствуют какие либо эффективные методы контроля над движением (обращением) указанного вида денег. Такой вид контроля возможен только на основе так называемых косвенных методов, таких как использование контрольно кассовой техники, методик Центрального Банка по определению размеров и структуры денежной массы и т.д.

Таким образом, проблема совершенствования  денежного обращения в российской экономике в направлении сокращения наличного денежного обращения и развитие - институтов, и, механизмов, осуществления' безналичного денежного обращения является актуальной и имеет важное: научное и практическое значение.

Вместе с тем, ещё не нашли  отражения вопросы комплексного подхода' к повышению эффективности управления российской экономикой:, повышения степени наблюдаемости различных экономических, в том числе и теневых процессов с использованием не только правоохранительных и контролирующих механизмов, но и ; с помощью денежно - и кредитно-финансовых методов регулирования экономической деятельности. Применительно к современному этапу указанные выше денежно - и кредитно финансовые методы регулирования экономической деятельности, не имеют широкого распространения, однако, на наш взгляд, именно они позволяют противодействовать негативным явлениям и процессам в - российской экономике, а не с их следствием, как это делают правоохранительные и контролирующие структуры в России.

Контрольные функции правоохранительных органов в данной сфере реализуются исключительно для реализации задач, возложенных на соответствующие правоохранительные органы. В частности, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации осуществляет контрольные функции в области проверки правил совершения наличных и безналичных расчетов в случае, если расчетные обязательства складываются по поводу перечисления в бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Отмечается важная роль ОВД в  обеспечении содействия МНС России в реализации функций, связанных  с осуществлением контроля за соблюдением  функций денежного обращения на территории России. Степень взаимодействия МНС и ОВД, на взгляд, будет увеличиваться в связи с реорганизацией Федеральной службы налоговой полиции. Конкретные направления взаимодействия МНС и ОВД устанавливаются системой ведомственных нормативных актов, принимаемых в целях реализации задач, возложенных на соответствующие ведомства.

Важнейшим направлением осуществления  контрольных функций правоохранительных органов, в частности ОВД и  МНС, является компетенция этих ведомств в сфере привлечения к административной ответственности за нарушение правил совершения наличных и безналичных  расчетов. При этом органами внутренних дел, в соответствии с КоАП РФ, предоставляется  право возбуждения производства о соответствующих административных правонарушениях, заключающееся в  составлении протокола об административных отношениях и рассмотрения материалов о них.

 

 

                                                            Заключение

 

Денежная  система - это форма организация  денежного обращения, закрепленная национальным законодательством.

Денежная  система Российской Федерации - это  форма организация денежного  обращения, закрепленная национальным законодательством. В России официальной  денежной единицей является рубль, что  закреплено в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Информация о работе Денежное обращение и денежная система. Правоохранительные аспекты обеспечения устойчивости денежного обращения